Структура студенческих неврозов в г. Орёл.
Секция: Медицина и фармацевтика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
Структура студенческих неврозов в г. Орёл.
Актуальность проблемы «студенческий невроз» уже на протяжении десятка лет не теряет своего значения, а напротив – как минимум популяризация этого феномена в массах, диктует множество причин заниматься этим вопросом, вести статистику и выявлять потенциальных «кандидатов» с этим видом расстройства. Так же, необходимо отметить тот факт, что клинические проявления неврозоподобных состояний могут маскироваться под вялотекущую шизофрению, поэтому ранняя и детальная диагностика может помочь выявить подобные нарушения.
«Студенческий невроз» – собирательное понятие болезни у лиц определенной возрастной категории 18–25 лет, включающее: неврастению, невроз навязчивых состояния, панические расстройства, соматоформные расстройства, фобические тревожные расстройства. Развитие этих невротических расстройств в период поздней юности вполне обосновано, т.к. в этот возрастной диапазон происходит формирование умственной и нравственной деятельности, а также повышенный спрос на социализацию и ответственность. Необходимо учитывать, что именно в этот период отмечается пик интеллектуальных возможностей и интеллектуальной деятельности, повышенная самокритичность и склонность к самоанализу, прохождение кризиса идентичности. Большое количество внешних раздражителей, необходимость осуществления обучающих программ, а также обретение личностной независимости – лишь часть того, что испытывает психика молодых людей. Чрезмерное влияние подобных факторов негативно сказывается на ответственных и мнительных студентах, которые уделяют много времени не только учебе, но и собственному становлению в социуме. Именно у таких людей и могут начинаться проявляться подобные расстройства, или быть уже выраженными, если стрессорные факторы начинали свое воздействие в школьном возрасте.
Необходимость исследования «студенческого невроза» определяется его широким распространением в популяции, а своевременное выявление потенциальных групп, где чаще встречаются определенные категории невротических расстройств, поможет выделить их структуру. Этими группами, в данной работе, являются определенные ВУЗовские учебные направления, в которых проводилось анонимное анкетирование на предмет выявления тревожно-фобических, обсессивно-компульсивных и соматоформных расстройств.
Объект исследования: Невротические расстройства
Предмет исследования: студенты ВУЗов г.Орла
Цель: определить структуру невротических расстройств у студентов
Задачи:
1) Определить степень выраженноститревожно-фобических расстройств
2) Определить степень выраженности обсессивно-компульсивных расстройств
3) Определить степень выраженности соматоформных расстройств.
Методы исследования:
1) Тест Занга.
2) Шкала Йеля-Брауна.
3) Опросник соматизированных расстройств SOMS-7.
Практическая Значимость – создание в ВУЗах академических курсов по вопросам профилактики и укрепления психического здоровья, анонимная помощь все нуждающимся.
В анонимном анкетировании приняло участие 228 респондентов.
Таблица 1.
Количество студентов различных направлений обучения ВУЗов г. Орла
Направление обучения |
Количество студентов |
Экономическое |
31 |
Юридическое |
26 |
Медицинское |
84 |
Культура и творчество |
28 |
Факультеты точных наук |
12 |
Социологическое |
14 |
Архитектурно-строительное или инженерное |
18 |
Информационных технологий |
15 |
Большую часть респондентов составили возрастные категории 18–19 и 20–21 год (36%); 22–23 года (16%) и 24–25 лет и старше 25 лет по 6% соответственно.
Гендерная структура представлена преимущественным преобладанием женского пола (75%) над мужчинами (25%).
Среди причин возникновения тревоги доминирует категория «Фобии, связанных с социумом» (53.9%), Фобии связанные с пространством (7.4%), Фобии объектов, животных – (5.7%); Ситуативность тревоги и ее редкость отмечают оставшиеся (23%).
Рисунок 1. Степень выраженности тревожных расстройств и состояний у студентов разных направлений
Рисунок 2. Степень выраженности ОКР среди студентов разных направлений
Рисунок 3. Распространение соматоформных расстройств среди студентов разных направлений
Выводы:
В ходе исследования структуры студенческих неврозов по г. Орлу было выявлено:
1. Доминируют в структуре тревожных расстройств факультеты социологической направленности, медицинские и юридические направления. Это связано с большим объемом нагрузки, сложностью усваиваемого материала, и ответственностью студентов.
2. Самыми «спокойными» являются студенты факультетов точных наук и информационных технологий. Это объясняется тем, что в таких направлениях преобладает мужской контингент респондентов, которые менее склонны к данному виду расстройства.
3. В структуре ОКР лидирующие позиции у медицинского, факультеты культуры и творчества, информационных технологий и более значимые в качественном плане, факультеты точных наук. Здесь можно отметить, что получаемый стресс в этих направлениях, гораздо сильнее, чем в других, что и провоцирует более выраженные признаки обсессий и компульсий.
4. Гипотетические соматоформные расстройства отмечают более половины студентов всех направлений. Здесь стоит отметить именно «гипотетические», т.к. в рамках анонимного тестирования сложно выявить интенсивность жалоб и их диагностический вес.