Статья:

Структура студенческих неврозов в г. Орёл.

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Смирнов В.Ю. Структура студенческих неврозов в г. Орёл. // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/4(43).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура студенческих неврозов в г. Орёл.

Смирнов Владимир Юрьевич
студент, Орловский Государственный университет имени И.С. Тургенева, медицинский институт, РФ, г. Орёл
Некрасов Михаил Анатольевич
научный руководитель, д-р мед. наук, проф., Орловский Государственный университет имени И.С. Тургенева, медицинский институт, РФ, г. Орёл

 

Актуальность проблемы «студенческий невроз» уже на протяжении десятка лет не теряет своего значения, а напротив – как минимум популяризация этого феномена в массах, диктует множество причин заниматься этим вопросом, вести статистику и выявлять потенциальных «кандидатов» с этим видом расстройства. Так же, необходимо отметить тот факт, что клинические проявления неврозоподобных состояний могут маскироваться под вялотекущую шизофрению, поэтому ранняя и детальная диагностика может помочь выявить подобные нарушения.

«Студенческий невроз» – собирательное понятие болезни у лиц определенной возрастной категории 18–25 лет, включающее: неврастению, невроз навязчивых состояния, панические расстройства, соматоформные расстройства, фобические тревожные расстройства. Развитие этих невротических расстройств в период поздней юности вполне обосновано, т.к. в этот возрастной диапазон происходит формирование умственной и нравственной деятельности, а также повышенный спрос на социализацию и ответственность. Необходимо учитывать, что именно в этот период отмечается пик интеллектуальных возможностей и интеллектуальной деятельности, повышенная самокритичность и склонность к самоанализу, прохождение кризиса идентичности. Большое количество внешних раздражителей, необходимость осуществления обучающих программ, а также обретение личностной независимости – лишь часть того, что испытывает психика молодых людей. Чрезмерное влияние подобных факторов негативно сказывается на ответственных и мнительных студентах, которые уделяют много времени не только учебе, но и собственному становлению в социуме. Именно у таких людей и могут начинаться проявляться подобные расстройства, или быть уже выраженными, если стрессорные факторы начинали свое воздействие в школьном возрасте.

Необходимость исследования «студенческого невроза» определяется его широким распространением в популяции, а своевременное выявление потенциальных групп, где чаще встречаются определенные категории невротических расстройств, поможет выделить их структуру. Этими группами, в данной работе, являются определенные ВУЗовские учебные направления, в которых проводилось анонимное анкетирование на предмет выявления тревожно-фобических, обсессивно-компульсивных и соматоформных расстройств.

Объект исследования: Невротические расстройства

Предмет исследования: студенты ВУЗов г.Орла

Цель: определить структуру невротических расстройств у студентов

Задачи:

1)  Определить степень выраженноститревожно-фобических расстройств

2)  Определить степень выраженности обсессивно-компульсивных расстройств

3)  Определить степень выраженности соматоформных расстройств.

Методы исследования:

1)  Тест Занга.

2)  Шкала Йеля-Брауна.

3)  Опросник соматизированных расстройств SOMS-7.

Практическая Значимость – создание в ВУЗах академических курсов по вопросам профилактики и укрепления психического здоровья, анонимная помощь все нуждающимся.

В анонимном анкетировании приняло участие 228 респондентов.

Таблица 1.

Количество студентов различных направлений обучения ВУЗов г. Орла

Направление обучения

Количество студентов

Экономическое

31

Юридическое

26

Медицинское

84

Культура и творчество

28

Факультеты точных наук

12

Социологическое

14

Архитектурно-строительное или инженерное

18

Информационных технологий

15

 

Большую часть респондентов составили возрастные категории 18–19 и 20–21 год (36%); 22–23 года (16%) и 24–25 лет и старше 25 лет по 6% соответственно.

Гендерная структура представлена преимущественным преобладанием женского пола (75%) над мужчинами (25%).

Среди причин возникновения тревоги доминирует категория «Фобии, связанных с социумом» (53.9%), Фобии связанные с пространством (7.4%), Фобии объектов, животных – (5.7%); Ситуативность тревоги и ее редкость отмечают оставшиеся (23%).

 

Рисунок 1. Степень выраженности тревожных расстройств и состояний у студентов разных направлений

 

Рисунок 2. Степень выраженности ОКР среди студентов разных направлений

 

Рисунок 3. Распространение соматоформных расстройств среди студентов разных направлений

 

Выводы:

В ходе исследования структуры студенческих неврозов по г. Орлу было выявлено:

1. Доминируют в структуре тревожных расстройств факультеты социологической направленности, медицинские и юридические направления. Это связано с большим объемом нагрузки, сложностью усваиваемого материала, и ответственностью студентов.

2. Самыми «спокойными» являются студенты факультетов точных наук и информационных технологий. Это объясняется тем, что в таких направлениях преобладает мужской контингент респондентов, которые менее склонны к данному виду расстройства.

3. В структуре ОКР лидирующие позиции у медицинского, факультеты культуры и творчества, информационных технологий и более значимые в качественном плане, факультеты точных наук. Здесь можно отметить, что получаемый стресс в этих направлениях, гораздо сильнее, чем в других, что и провоцирует более выраженные признаки обсессий и компульсий.

4. Гипотетические соматоформные расстройства отмечают более половины студентов всех направлений. Здесь стоит отметить именно «гипотетические», т.к. в рамках анонимного тестирования сложно выявить интенсивность жалоб и их диагностический вес.

 

Список литературы:
1. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. – Иркутск: Редакционно-издательский отдел Иркутского государственного университета, 2004.
2. The Dimensional Yale-Brown Obsessive-Compulsive Scale (DY-BOCS): an instrument for assessing obsessive-compulsive symptom dimensions / M.C. Rosario-Campos, E.C. Miguel, et. al. // 11:5 Mol. Psychiatry. – 2006.
3. Rief W. A new approach to the assessment of the treatment effects of somatoform disorders / W. Rief, W. Hiller // Psychosomatics. – 2003.
4. William WK Zung. A Rating Instrument for Anxiety Disorders /ZungWK William // Psychosomatics. – 1971. – №12. – P. 371–379.