Статья:

Реализация политики в сфере занятости – российский и зарубежный опыт

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Селина Н.А. Реализация политики в сфере занятости – российский и зарубежный опыт // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(10).pdf (дата обращения: 27.06.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация политики в сфере занятости – российский и зарубежный опыт

Селина Надежда Андреевна
магистрант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург
Швецов Константин Владимирович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Труд, являясь одним из факторов производства, создает благосостояние общества и поддерживает стабильность в нём путём снижения напряженности, стимулирует его развитие, повышает уровень экономики в целом. Поэтому сфера занятости населения – одна из важнейших в экономике любой страны. Каждая страна имеет свои особенности, уникальные характеристики, отличается уровень жизни населения, проводимая политика во всех сферах общества, в том числе и в области занятости.

Эксперты выделяют несколько моделей политики занятости, использующиеся на практике в разных странах: американскую, европейскую, скандинавскую и японскую [1, с. 193].

Для американской характерно создание большого числа рабочих мест, которые отличаются низкой заработной платой и невысокой производительностью [2, с. 124]. Законодательное регулирование сферы занятости различается в каждом штате. Отношение к сотрудникам в компаниях не слишком лояльное, их могут уволить без заблаговременного оповещения. То есть, вход и выход на рынок труда в США довольно свободный. Люди проявляют гибкость, пробуют себя в разных сферах деятельности. Высока профессиональная и географическая мобильность. Внутри организаций не уделяют внимание образованию своих сотрудников, они занимаются этим самостоятельно. При такой системе государство имеет ограниченное влияние, так как роль правовых норм, регулирующих взаимоотношение работников и работодателей, снижается.

Следующая модель политики занятости - европейская. Её отличительной чертой является сокращение числа работающих при росте производительности труда, за счёт чего работающие получают высокий доход, и при этом сильная поддержка безработных [2, с. 124]. На выплачиваемые пособия люди могут жить долгое время нетрудоустроенными, особо не нуждаясь ни в чём. Государство оплачивает даже коммунальные услуги и съёмное жильё. Очевидно, что такая политика вызывает устойчивую безработицу и требует значительных издержек со стороны государства.

Третья модель – скандинавская. Отличается особенно активной политикой на рынке труда. Обеспечивается посредством создания рабочих мест в государственном секторе. Данная модель предупреждает увеличение безработицы, из-за чего её уровень в скандинавских странах минимальный. Достигается подобный результат путём субсидирования предприятий с маленькой прибылью и сдерживания роста доходов успешных компаний, т.е., уравниванием их на рынке. Размер заработной платы остаётся на одном уровне, конкуренция в этой области практически отсутствует. Очень много средств тратится на подготовку и переподготовку лиц, оставшихся без работы или находящихся на грани увольнения, за счёт чего повышается их конкурентоспособность и ценность, как специалистов [1, с. 194].

Четвёртая модель – японская. Её особенности – пожизненный найм на работу, соответственно, размер заработной платы находится в прямой зависимости от возраста, стажа. Отбор персонала проводится очень тщательно, вход и выход на рынке труда затруднён. Карьерный путь регламентирован. При такой системе повышается лояльность сотрудников по отношению к работодателю. Они могут воспринимать свою работу как дело жизни, что повышает чувство ответственности, качество выполняемых обязанностей, формируется особенная корпоративная культура. Текучесть кадров на низком уровне. Кроме того, если существует необходимость в сокращении объёмов производства, проблему решают уменьшением рабочих часов, а не увольнениями [3, с. 2]. 

 В таблице 1 представлен рейтинг некоторых стран по уровню безработицы на сегодняшний день.

Таблица 1.

Уровень безработицы в странах мира [4]

    Страна

Показатель уровня безработицы, %

Конго

46,10

Черногория

20,25

Греция

20,80

Испания

16,74

Бразилия

13,00

Италия

11,00

Франция

8,90

Финляндия

8,80

Австрия

7,70

Польша

6,60

Швеция

6,50

Канада

5,80

Россия

5,00

Великобритания

4,20

США

3,90

Норвегия

3,90

Китай

3,89

Германия

3,40

Япония

2,50

Беларусь

0,50

Катар

0,10

 

В таблице  представлены страны с максимальным и минимальным уровнем безработицы. Это Конго, где безработица составляет 46,1% и Катар (0,1%). В странах Евросоюза показатели неоднородны. Так, например, в Германии – это 3,4%, в то время, как в Испании – 16,74%. США, Китай и Япония, как высокоразвитые страны, характеризуются довольно низким уровнем безработицы (3,9%, 3,89% и 2,5% соответственно). Японская модель политики занятости позволила стране быть в числе лидеров по борьбе с безработицей. Ещё более меньшее значение показателя наблюдается в республике Беларусь.

Что касается России, то показатель безработицы в нашей стране находится на уровне 5%, что даже ниже, чем в ряде стран Европы и в Канаде. Рассмотрим данный показатель по России в динамике за последние 18 лет (см. Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России, % [5]

 

С 2000 года, когда показатель безработицы за рассматриваемый период был максимальным – 10,6% (чему предшествовали трудный период в жизни нашей страны в 1990-х годах), наблюдается его последовательное снижение. И хотя в 2009 году уровень безработицы снова резко вырос до 8,3% в следствие мирового финансового кризиса, ситуация стабилизировалась. В результате, в 2017 году данный показатель достиг своего минимума за весь период – 5,1%.

В России своя специфика политики занятости. Хотя уровень безработицы много лет имеет тенденцию к снижению, по-прежнему остаются проблемы. Одна из особенностей отечественного рынка труда – существование различия между официально зарегистрированной и фактической безработицы [6]. Поэтому статистические данные, собираемые данными службами, не отражают в полной мере реальной картины. На учёте в службах занятости состоит гораздо меньше людей, находящихся в поисках работы, чем есть на самом деле. Это объясняется тем, что в России минимальный размер пособий составляет 850 рублей, максимальный 4900 руб., что зависит от региона проживания, трудового стажа и размера зарплаты на последнем месте работы. Такая сумма не является существенной поддержкой безработных, кроме тех, кто совсем остро нуждается в материальной помощи. В других странах такого несоответствия практически нет, так как их выплаты стимулируют безработных зарегистрироваться в службе занятости.

В России для безработных нет особых препятствий при постановке на учёт в службе занятости. Предоставляются необходимые документы, подтверждающие отсутствие рабочего места. Безработный должен систематически оповещать курирующих его сотрудников в службе занятости о том, что он всё ещё находится в поисках. Он также имеет право на получение психологической помощи, прохождение обучения, участие в общественных оплачиваемых работах и т.д.

Так как в России существует теневая экономика, то там сосредоточена значительная доля занятых неофициально. Многие граждане занимаются дополнительными подработками, которые не оформляются по трудовому договору. По данным Росстата, доля занятых в неформальном секторе неуклонно растёт (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Численность занятых в неформальном секторе, тыс. чел. [5]

 

Кроме того, ещё одной особенностью национального рынка труда является нежелание работодателей нанимать на работу молодых людей без опыта (студенты, выпускники).

Среди самых актуальных направлений современной политики занятости в России можно выделить вывод работников из теневой экономики, активное взаимодействие населения со службами занятости, а также содействие в трудоустройстве начинающим специалистам без опыта работы.

Важно проводить анализ зарубежного опыта, перенимать успешные меры. Однако, каждая страна уникальна, и простое копирование чужих достижений не принесёт ожидаемых позитивных результатов. Поэтому необходимо перенимать некоторые меры с соответствии с собственной спецификой внутри страны, опирающейся на собственную историю, прошлый опыт.

 

Список литературы:
1. Павленков В.А., Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник для вузов. / В.А. Павленков. М.: Московский государственный университет., 2013. 367 с.
2. Швецов, К.В. Рынок труда и управление занятостью : учеб. пособие / К.В. Швецов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Федотова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. – 168 с.  
3. Лукьянова К. К. Зарубежный опыт регулирования занятости населения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. №. 3.
4. Уровень безработицы – список стран. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/unemployment-rate (Дата обращения: 10.05.2018). 
5. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (Дата обращения: 10.05.2018).
6. Занятость населения: российский и зарубежный опыт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=2258&type=news  (Дата обращения 10.05.2018).