Реализация политики в сфере занятости – российский и зарубежный опыт
Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Реализация политики в сфере занятости – российский и зарубежный опыт
Труд, являясь одним из факторов производства, создает благосостояние общества и поддерживает стабильность в нём путём снижения напряженности, стимулирует его развитие, повышает уровень экономики в целом. Поэтому сфера занятости населения – одна из важнейших в экономике любой страны. Каждая страна имеет свои особенности, уникальные характеристики, отличается уровень жизни населения, проводимая политика во всех сферах общества, в том числе и в области занятости.
Эксперты выделяют несколько моделей политики занятости, использующиеся на практике в разных странах: американскую, европейскую, скандинавскую и японскую [1, с. 193].
Для американской характерно создание большого числа рабочих мест, которые отличаются низкой заработной платой и невысокой производительностью [2, с. 124]. Законодательное регулирование сферы занятости различается в каждом штате. Отношение к сотрудникам в компаниях не слишком лояльное, их могут уволить без заблаговременного оповещения. То есть, вход и выход на рынок труда в США довольно свободный. Люди проявляют гибкость, пробуют себя в разных сферах деятельности. Высока профессиональная и географическая мобильность. Внутри организаций не уделяют внимание образованию своих сотрудников, они занимаются этим самостоятельно. При такой системе государство имеет ограниченное влияние, так как роль правовых норм, регулирующих взаимоотношение работников и работодателей, снижается.
Следующая модель политики занятости - европейская. Её отличительной чертой является сокращение числа работающих при росте производительности труда, за счёт чего работающие получают высокий доход, и при этом сильная поддержка безработных [2, с. 124]. На выплачиваемые пособия люди могут жить долгое время нетрудоустроенными, особо не нуждаясь ни в чём. Государство оплачивает даже коммунальные услуги и съёмное жильё. Очевидно, что такая политика вызывает устойчивую безработицу и требует значительных издержек со стороны государства.
Третья модель – скандинавская. Отличается особенно активной политикой на рынке труда. Обеспечивается посредством создания рабочих мест в государственном секторе. Данная модель предупреждает увеличение безработицы, из-за чего её уровень в скандинавских странах минимальный. Достигается подобный результат путём субсидирования предприятий с маленькой прибылью и сдерживания роста доходов успешных компаний, т.е., уравниванием их на рынке. Размер заработной платы остаётся на одном уровне, конкуренция в этой области практически отсутствует. Очень много средств тратится на подготовку и переподготовку лиц, оставшихся без работы или находящихся на грани увольнения, за счёт чего повышается их конкурентоспособность и ценность, как специалистов [1, с. 194].
Четвёртая модель – японская. Её особенности – пожизненный найм на работу, соответственно, размер заработной платы находится в прямой зависимости от возраста, стажа. Отбор персонала проводится очень тщательно, вход и выход на рынке труда затруднён. Карьерный путь регламентирован. При такой системе повышается лояльность сотрудников по отношению к работодателю. Они могут воспринимать свою работу как дело жизни, что повышает чувство ответственности, качество выполняемых обязанностей, формируется особенная корпоративная культура. Текучесть кадров на низком уровне. Кроме того, если существует необходимость в сокращении объёмов производства, проблему решают уменьшением рабочих часов, а не увольнениями [3, с. 2].
В таблице 1 представлен рейтинг некоторых стран по уровню безработицы на сегодняшний день.
Таблица 1.
Уровень безработицы в странах мира [4]
Страна |
Показатель уровня безработицы, % |
Конго |
46,10 |
Черногория |
20,25 |
Греция |
20,80 |
Испания |
16,74 |
Бразилия |
13,00 |
Италия |
11,00 |
Франция |
8,90 |
Финляндия |
8,80 |
Австрия |
7,70 |
Польша |
6,60 |
Швеция |
6,50 |
Канада |
5,80 |
Россия |
5,00 |
Великобритания |
4,20 |
США |
3,90 |
Норвегия |
3,90 |
Китай |
3,89 |
Германия |
3,40 |
Япония |
2,50 |
Беларусь |
0,50 |
Катар |
0,10 |
В таблице представлены страны с максимальным и минимальным уровнем безработицы. Это Конго, где безработица составляет 46,1% и Катар (0,1%). В странах Евросоюза показатели неоднородны. Так, например, в Германии – это 3,4%, в то время, как в Испании – 16,74%. США, Китай и Япония, как высокоразвитые страны, характеризуются довольно низким уровнем безработицы (3,9%, 3,89% и 2,5% соответственно). Японская модель политики занятости позволила стране быть в числе лидеров по борьбе с безработицей. Ещё более меньшее значение показателя наблюдается в республике Беларусь.
Что касается России, то показатель безработицы в нашей стране находится на уровне 5%, что даже ниже, чем в ряде стран Европы и в Канаде. Рассмотрим данный показатель по России в динамике за последние 18 лет (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России, % [5]
С 2000 года, когда показатель безработицы за рассматриваемый период был максимальным – 10,6% (чему предшествовали трудный период в жизни нашей страны в 1990-х годах), наблюдается его последовательное снижение. И хотя в 2009 году уровень безработицы снова резко вырос до 8,3% в следствие мирового финансового кризиса, ситуация стабилизировалась. В результате, в 2017 году данный показатель достиг своего минимума за весь период – 5,1%.
В России своя специфика политики занятости. Хотя уровень безработицы много лет имеет тенденцию к снижению, по-прежнему остаются проблемы. Одна из особенностей отечественного рынка труда – существование различия между официально зарегистрированной и фактической безработицы [6]. Поэтому статистические данные, собираемые данными службами, не отражают в полной мере реальной картины. На учёте в службах занятости состоит гораздо меньше людей, находящихся в поисках работы, чем есть на самом деле. Это объясняется тем, что в России минимальный размер пособий составляет 850 рублей, максимальный 4900 руб., что зависит от региона проживания, трудового стажа и размера зарплаты на последнем месте работы. Такая сумма не является существенной поддержкой безработных, кроме тех, кто совсем остро нуждается в материальной помощи. В других странах такого несоответствия практически нет, так как их выплаты стимулируют безработных зарегистрироваться в службе занятости.
В России для безработных нет особых препятствий при постановке на учёт в службе занятости. Предоставляются необходимые документы, подтверждающие отсутствие рабочего места. Безработный должен систематически оповещать курирующих его сотрудников в службе занятости о том, что он всё ещё находится в поисках. Он также имеет право на получение психологической помощи, прохождение обучения, участие в общественных оплачиваемых работах и т.д.
Так как в России существует теневая экономика, то там сосредоточена значительная доля занятых неофициально. Многие граждане занимаются дополнительными подработками, которые не оформляются по трудовому договору. По данным Росстата, доля занятых в неформальном секторе неуклонно растёт (см. рис. 2).
Рисунок 2. Численность занятых в неформальном секторе, тыс. чел. [5]
Кроме того, ещё одной особенностью национального рынка труда является нежелание работодателей нанимать на работу молодых людей без опыта (студенты, выпускники).
Среди самых актуальных направлений современной политики занятости в России можно выделить вывод работников из теневой экономики, активное взаимодействие населения со службами занятости, а также содействие в трудоустройстве начинающим специалистам без опыта работы.
Важно проводить анализ зарубежного опыта, перенимать успешные меры. Однако, каждая страна уникальна, и простое копирование чужих достижений не принесёт ожидаемых позитивных результатов. Поэтому необходимо перенимать некоторые меры с соответствии с собственной спецификой внутри страны, опирающейся на собственную историю, прошлый опыт.