Статья:
Актуальные вопросы правового регулирования государственной тайны
Секция: Экономика
Выходные данные
Юдина В.Н., Джаварян М.Ф. Актуальные вопросы правового регулирования государственной тайны // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится1
Дипломы
лауреатов
лауреатов
Сертификаты
участников
участников
Дипломы
лауреатов
лауреатов
Сертификаты
участников
участников
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Актуальные вопросы правового регулирования государственной тайны
Юдина Василий Николаевич
студент 2 курса, юридический факультет, Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, Нижний Новгород
Джаварян Маме Файзоевич
студент 3 курса, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, Нижний Новгород
Дорожкин Артём Владиславович
научный руководитель, канд. экон. наук, ст. преподаватель, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского РФ, Нижний Новгород
В современных условиях в государстве возрастает значение информации, что свидетельствует о переходе от индустриальногообщества, к информационному [5, c. 675]. Высокая роль информации в государстве, привела к появлению и развитию социальных отношений, в сфере информационных процессов. В России институт государственной тайны всегда был больше, чем просто ограничением права граждан на доступ к определенной информации. Гос. тайна, прежде всего, была непостижимой сущностью, которая внушала страх и трепет тем, кому доводилось с нейсоприкоснуться. Непостижимой потому, что четкого правового регулирования этого понятия как не было в советское время,так его нет и сегодня. Главная претензия к нынешней системе регулирования этого института заключается в том, что ряд нормативных актов, входящих в указанную систему, издан под грифом секретности, не был опубликован и остается вне рамок общественного или экспертного контроля.
По своей природе государственная тайна представляет собой засекреченные сведения в области внешнеполитической,экономической военной, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение которых может привлечь к негативным последствиям и нанести ущерб безопасности России. А главной задачей субъектов обеспечения безопасности является состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение информационной безопасности решает две задачи: с одной стороны,защита информации от ее разрушения и несанкционированного обращения с нею, с другой – защита людей и информационно-управляющих систем от разрушающего воздействия информации [3, c. 812].
Структура исследуемой сферы защиты государственной тайны включает три основных элемента:
• сведения, относимые законодателем к государственной тайне;
• механизм защиты сведений, составляющих государственную тайну;
• санкции, применяемые за нарушение режима государственной тайны.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» [1] был принят 21 июля 1993 года. После его утверждения в разное время были внесены некоторые поправки, однако обусловленность динамики развития общественных отношений требует совершенствования ряда положений.
В соответствии со ст. 20 закона о государственной тайне к уполномоченным государством органам по защите засекреченных сведений относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения безопасности, обороны, вешней разведки, в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также их территориальные органы, структурные подразделения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций по защите государственной тайны. И этот список может пополняться не только государственными органами, но и к примеру коммерческими организациями, деятельность которых будет так или иначе связана со сведениями, составляющих государственную тайну, при условии получения в установленном порядке разрешения, в частности, лицензии для выполнения работ, проведения мероприятий или оказания услуг.
Перечень сведений, отнесенных в настоящее время к государственной тайне устанавливаются указом Президента РФ[2]. А главным отличием государственной тайны от любой другой тайны является то, что она напрямую связана с интересами всего государства,а распространение засекреченных сведений может нанести огромнейший урон безопасности страны, а не отдельно взятой, к примеру, коммерческой организации.
Трехуровневая система нормативных актов,определяющих процедуру отнесения сведений к государственной тайне,сегодня выглядит следующим образом:
• закон содержит перечень категорийсведений, составляющих государственную тайну;
• перечень, утвержденный Указом Президента РФ № 1203,
• определяет для распоряжения каждой категорией, указанной в Законе полномочный государственный орган;
• руководители государственных органов,определенных в Указе Президента РФ № 1203, на основании перечня Закона РФ «О государственной тайне» составляют и утверждают секретными приказами свои развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, включая в них еще более детализированные категории сведений, которые находятся в компетенции этих органов.
Павлов И.Ю. отмечает, что каждый из этих нормативных актов имеет свое собственное функциональное значение при решении практического вопроса об отнесении тех или иных конкретных сведений к государственной тайне:
Руководствуясь ведомственным перечнем, можно понять,какие категории сведений охраняются под режимом государственной тайны и какие они имеют степени секретности [4, с. 29].
Перечень Закона позволяет оценить легитимность решения государственного органа о засекречивании какой-то детализированной категории сведений (соответствует ли включенная в ведомственный перечень детализированная категория той или иной укрупненной категории, которая содержится в перечне ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» [1]).
С помощью Указа Президента РФ № 1203 можно проверить наличие соответствующих полномочий у ведомства,которым принято решение о засекречивании этих сведений. Имеется в виду, что если согласно Указу Президента РФ № 1203 категория, содержащая эти сведения, находится в исключительной компетенции Министерства обороны РФ, то никакие другие ведомства не могут включать их в свой перечень [2].
Одной из проблем реализации норм права, регулирующих сферу государственной тайны,вследствие неправомерного распространения информации, составляющих государственную тайну, можно признать отсутствие методики определения и оценки ущерба, нанесенного России. Также, следует обратить внимание на необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации персонала по использованию современных средств охраны информации.
Таким образом, охрана государственной тайны остается важной функцией государства. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика – важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.
Список литературы:
1. Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне».
2. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
3. Дорожкин А.В., Ясенев В.Н. Информационная безопасность как инструмент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Экономика и предпринимательство, № 5 (ч.1), 2015 г. С. 812–816.
4. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – №1 (31). С. 29–38.
5. Платонова Е.В. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 676–678.