Статья:

Роль художественной литературы в формировании личности современных школьников

Конференция: CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шаруда А.А., Меряхина А.А. Роль художественной литературы в формировании личности современных школьников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(107). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(107).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль художественной литературы в формировании личности современных школьников

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Меряхина Александра Александровна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Качалова Алевтина Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Одной из важнейших задач современной школы является нравственное воспитание подрастающего поколения. Источником нравственности, морали и других добродетелей всегда являлась художественная литература. В связи с этим просто невозможно не говорить о книге, как об источнике опыта предков, который должен быть впитан подрастающим поколением. И пусть уже доказано, что в нашей стране происходит снижение интереса к чтению не только у школьников, но и у более взрослого населения, актуальность темы, в связи с этим фактором только усиливается.

Также данная тема становится актуальной именно в конце 2020 г. в связи с тем, что в Российской Федерации с 2007 года осуществлялась «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с российским книжным союзом. Срок реализации программы был установлен до 2020 года, поэтому именно сейчас актуально как никогда посмотреть на результаты, провести собственное исследование и подвести субъективные итоги.

Ни для кого уже не секрет, что чем ближе мы к современности, тем быстрее развивается мир вокруг нас. Характеризуя повседневный быт человека, жившего еще 30 лет назад, нельзя было обойтись без указания на книги. Многие из нас помнят те старенькие шкафы у бабушек и дедушек со старыми книгами с пожелтевшими страницами. Но в мире, в котором мы живем сейчас, в мире, который наполнен техническими устройствами, открывающими человеку доступ к нескончаемому и разнообразному потоку информации… книге и чтению отводится роль второстепенная. Привыкая к рамочному экрану, дети невольно вырабатывают другую привычку – не воспринимать информацию, выходящие за размеры текстового сообщения в мессенджере. При катастрофическом падении уровня чтения наши дети вскоре совсем перестанут думать и анализировать, но что самое страшное, взрослые тоже не читают, не показывают пример. Побудем пессимистами и скажем, что итог, при продолжении таких тенденций видится только один – катастрофа и общество потребления.

Мы часто слышим, что чтение полезно, чтобы быть образованным нужно читать, книга - лучший подарок и т.д. Слыша подобные фразы с детства мы невольно воспринимаем их как аксиоматические.

Приведем несколько исследований, которые помогут нам понять, зачем вообще читать людям.

Книги способны снять стресс. Данное утверждение было доказано командой ученой во главе с нейрофизиологом Дэвидом Льюисом. Ученые сначала подвергали испытуемых различным стрессам, а затем пытались его снять с помощью разных методов. В результате удалось выяснить, что наилучшим антистрессом является чтение. Роберту Уилсону удалось выяснить, что у людей, которые на протяжении всей жизни читали больше среднего, испытывали намного меньше проблем с памятью, а те люди, которые практически не читали, теряют память почти на 48% быстрее.

Но самое удивительное, так это то, что книги способны нас перенести и во времени, и в пространстве. Оксфордскому профессору Джону Стейну удалось доказать, что мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что «Читатель проживает тысячи жизней» [1].

Несмотря на однозначно положительное влияние чтения и литературы в целом на человека, у детей часто возникают проблемы при ее прочтении. Разберем, чем же вызваны подобные затруднения:

Во-первых, самой главной проблемой является школьная программа по литературе. К сожалению, долгие годы она не меняется, не пересматриваются акценты. Зачастую литература, изучаемая в том или ином классе сложна для восприятия и условная Марья Ивановна с извечным вопросом «а что хотел сказать нам автор?» попросту отбивает охоту читать. Но что самое страшное, надзирательный тон и железные рамки могут травмировать личность школьника.

Во-вторых, не меньшей проблемой являются интересы родителей, их литературные вкусы. Сколько раз приходилось слышать, «а вот я в детстве читала эту книгу, возьми и ты прочитай». Догмы и личные предпочтения могут не понравится детям. Если маме нравился «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна, то это не значит, что он понравится ребенку. Перечитайте произведение, его же практически невозможно сейчас читать, медленно и зачастую скучно для современных школьников.

В-третьих, мы не учитываем интересов ребенка. Если ему нравится фэнтэзи не надо заставлять его читать Достоевского, если ему нравится ромфант не надо ему вкладывать в руки «Войну и мир». Нужно понимать, что детям может не нравится классика! Это нормально.

В-четвертых, мы заставляем часто детей читать именно книги в физическом понимании этого смысла, с «шуршанием страниц». Но у современных детей часто очень мало времени, поэтому не стоит им постоянно пытаться подложить томик Чехова или Бунина. Есть ведь другие способы читать – электронные книги, аудиокниги и ими нужно пользоваться.

Теперь рассмотрим, как же влияет чтение литературы. Литература – это один из способов познания мира, человечества и самого себя. Чтение – это лучший способ выразить мысли, взгляды, отношение автора к жизни и действительности. И каждый писатель создает свой собственный художественный мир, с которым тот или иной читатель согласится и примет. Художественная литература – это искусство слова. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Поэтому многие люди воспринимают произведения писателей, композиторов, художников как средство приятного развлечения. Конечно, мы часто ходим в кино, сидим перед телевизором или компьютером, чтобы расслабиться или даже повеселиться. А художники, композиторы, программисты и сами писатели, зная законы искусства, строят свои произведения, расстраивая, поддерживая и развивая интерес, а также зрителей и слушателей. Но значение искусства в жизни человека бесконечно серьезнее и богаче.

Нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, с помощью удивительных персонажей, они приобщаются к миру высоких гражданских чувств. Понятие "формирование" в педагогике охватывает комплекс внешних (социальных, экономических, образовательных и др.) и внутренних (самостоятельная деятельность индивида, самообразование и др.) факторов, которые неразрывно связаны и обеспечивают становление и развитие личности. Согласно этому положению, успешное развитие нравственных ценностей обеспечивается сочетанием внешних и внутренних условий, способствующих их воспитанию.

Установлено, что чтение развивает следующие способности и качества, очень важные для формирующейся личности:

1) Чтение развивает эмпатию. Относительно влияния художественной литературы на эмпатию проведено множество исследований. Художественная литература пробуждает любознательность. Любознательность — одна из важнейших составляющих обучения. Когда человеку что-то интересно, он старается узнать об этом всё что только можно. Как выяснилось, книги развивают любопытство. Чтение учит правильно и красиво излагать свои мысли. Все мы рассказываем истории, с помощью них мы познаём мир. В большинстве случаев именно с помощью историй люди делятся собственным опытом. Чтение художественной литературы увеличивает словарный запас, что помогает стать хорошим рассказчиком.

2) Чтение художественной литературы - обязательная составляющая личностного развития каждого человека. Из книг, будь то романы, стихи или пьесы, читатели учатся жизни, выносят уроки, черпают вдохновение. Художественная литература – это кладезь исторических фактов, опыта предыдущих поколений, мыслей главных философов прошлого и современности. Не зря литература считается искусством, которое с помощью простых слов оказывает влияние на сознание [6].

3) У книг есть еще одна важнейшая функция – помощь в социализации. Но для достижения этой цели обычные, традиционные методы сейчас не подходят. Нужно проявлять фантазию и сообразительность устраивая книжные выставки, библиографические обзоры, путешествия по страницам любимых книг, конкурсы на лучшего чтеца, викторины, театрализованные представления, праздники для различных возрастных групп «Я влюбился в эту книгу», семейные акции, например, «Прочитаем Астафьева вместе», циклы психологических тренингов, стимулирующих читательскую активность, и многие другие мероприятия.

С помощью книги и чтения осуществляются следующие направления социализации:

  1. формирование патриотизма, гражданско-правовой культуры;
  2. формирование духовно-нравственной культуры;
  3. формирование речевой культуры;
  4. формирование мировоззрения, направленного на самопознание и самовоспитание;
  5. формирование культуры профессионального самоопределения;
  6. формирование экологической культуры;
  7. пропаганда здорового образа жизни (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании).

Таким образом, книги двояко влияют на современного школьника. Необходимо выделять два направления влияния, которые отражают внутреннее содержание и внешнее состояние среды. Так, в первом случае мы имеем возможность при помощи книг воспитать всесторонне развитую, любознательную и патриотически настроенную личность. Но, с другой стороны, при наличии современных подходов к чтению, при наличии бесполезных догм и предрассудков мы можем навсегда «отбить охоту» от чтения, поэтому нужно адаптировать современную школьную литературную программу под реалии сегодняшнего дня.

 

Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология искусства / М.: Искусство, 1986. – 573 с.
2. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. 
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. 
4. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
5. Балатукова, З. И. Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения / З. И. Балатукова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 15 (95). – С. 661-663. 
6. «Основы теории художественной культуры» - под общей редакцией Л.М. Мосоловой, Санкт-Петербург, 2001 год.