Роль художественной литературы в формировании личности современных школьников
Конференция: CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Роль художественной литературы в формировании личности современных школьников
Одной из важнейших задач современной школы является нравственное воспитание подрастающего поколения. Источником нравственности, морали и других добродетелей всегда являлась художественная литература. В связи с этим просто невозможно не говорить о книге, как об источнике опыта предков, который должен быть впитан подрастающим поколением. И пусть уже доказано, что в нашей стране происходит снижение интереса к чтению не только у школьников, но и у более взрослого населения, актуальность темы, в связи с этим фактором только усиливается.
Также данная тема становится актуальной именно в конце 2020 г. в связи с тем, что в Российской Федерации с 2007 года осуществлялась «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с российским книжным союзом. Срок реализации программы был установлен до 2020 года, поэтому именно сейчас актуально как никогда посмотреть на результаты, провести собственное исследование и подвести субъективные итоги.
Ни для кого уже не секрет, что чем ближе мы к современности, тем быстрее развивается мир вокруг нас. Характеризуя повседневный быт человека, жившего еще 30 лет назад, нельзя было обойтись без указания на книги. Многие из нас помнят те старенькие шкафы у бабушек и дедушек со старыми книгами с пожелтевшими страницами. Но в мире, в котором мы живем сейчас, в мире, который наполнен техническими устройствами, открывающими человеку доступ к нескончаемому и разнообразному потоку информации… книге и чтению отводится роль второстепенная. Привыкая к рамочному экрану, дети невольно вырабатывают другую привычку – не воспринимать информацию, выходящие за размеры текстового сообщения в мессенджере. При катастрофическом падении уровня чтения наши дети вскоре совсем перестанут думать и анализировать, но что самое страшное, взрослые тоже не читают, не показывают пример. Побудем пессимистами и скажем, что итог, при продолжении таких тенденций видится только один – катастрофа и общество потребления.
Мы часто слышим, что чтение полезно, чтобы быть образованным нужно читать, книга - лучший подарок и т.д. Слыша подобные фразы с детства мы невольно воспринимаем их как аксиоматические.
Приведем несколько исследований, которые помогут нам понять, зачем вообще читать людям.
Книги способны снять стресс. Данное утверждение было доказано командой ученой во главе с нейрофизиологом Дэвидом Льюисом. Ученые сначала подвергали испытуемых различным стрессам, а затем пытались его снять с помощью разных методов. В результате удалось выяснить, что наилучшим антистрессом является чтение. Роберту Уилсону удалось выяснить, что у людей, которые на протяжении всей жизни читали больше среднего, испытывали намного меньше проблем с памятью, а те люди, которые практически не читали, теряют память почти на 48% быстрее.
Но самое удивительное, так это то, что книги способны нас перенести и во времени, и в пространстве. Оксфордскому профессору Джону Стейну удалось доказать, что мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что «Читатель проживает тысячи жизней» [1].
Несмотря на однозначно положительное влияние чтения и литературы в целом на человека, у детей часто возникают проблемы при ее прочтении. Разберем, чем же вызваны подобные затруднения:
Во-первых, самой главной проблемой является школьная программа по литературе. К сожалению, долгие годы она не меняется, не пересматриваются акценты. Зачастую литература, изучаемая в том или ином классе сложна для восприятия и условная Марья Ивановна с извечным вопросом «а что хотел сказать нам автор?» попросту отбивает охоту читать. Но что самое страшное, надзирательный тон и железные рамки могут травмировать личность школьника.
Во-вторых, не меньшей проблемой являются интересы родителей, их литературные вкусы. Сколько раз приходилось слышать, «а вот я в детстве читала эту книгу, возьми и ты прочитай». Догмы и личные предпочтения могут не понравится детям. Если маме нравился «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна, то это не значит, что он понравится ребенку. Перечитайте произведение, его же практически невозможно сейчас читать, медленно и зачастую скучно для современных школьников.
В-третьих, мы не учитываем интересов ребенка. Если ему нравится фэнтэзи не надо заставлять его читать Достоевского, если ему нравится ромфант не надо ему вкладывать в руки «Войну и мир». Нужно понимать, что детям может не нравится классика! Это нормально.
В-четвертых, мы заставляем часто детей читать именно книги в физическом понимании этого смысла, с «шуршанием страниц». Но у современных детей часто очень мало времени, поэтому не стоит им постоянно пытаться подложить томик Чехова или Бунина. Есть ведь другие способы читать – электронные книги, аудиокниги и ими нужно пользоваться.
Теперь рассмотрим, как же влияет чтение литературы. Литература – это один из способов познания мира, человечества и самого себя. Чтение – это лучший способ выразить мысли, взгляды, отношение автора к жизни и действительности. И каждый писатель создает свой собственный художественный мир, с которым тот или иной читатель согласится и примет. Художественная литература – это искусство слова. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Поэтому многие люди воспринимают произведения писателей, композиторов, художников как средство приятного развлечения. Конечно, мы часто ходим в кино, сидим перед телевизором или компьютером, чтобы расслабиться или даже повеселиться. А художники, композиторы, программисты и сами писатели, зная законы искусства, строят свои произведения, расстраивая, поддерживая и развивая интерес, а также зрителей и слушателей. Но значение искусства в жизни человека бесконечно серьезнее и богаче.
Нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, с помощью удивительных персонажей, они приобщаются к миру высоких гражданских чувств. Понятие "формирование" в педагогике охватывает комплекс внешних (социальных, экономических, образовательных и др.) и внутренних (самостоятельная деятельность индивида, самообразование и др.) факторов, которые неразрывно связаны и обеспечивают становление и развитие личности. Согласно этому положению, успешное развитие нравственных ценностей обеспечивается сочетанием внешних и внутренних условий, способствующих их воспитанию.
Установлено, что чтение развивает следующие способности и качества, очень важные для формирующейся личности:
1) Чтение развивает эмпатию. Относительно влияния художественной литературы на эмпатию проведено множество исследований. Художественная литература пробуждает любознательность. Любознательность — одна из важнейших составляющих обучения. Когда человеку что-то интересно, он старается узнать об этом всё что только можно. Как выяснилось, книги развивают любопытство. Чтение учит правильно и красиво излагать свои мысли. Все мы рассказываем истории, с помощью них мы познаём мир. В большинстве случаев именно с помощью историй люди делятся собственным опытом. Чтение художественной литературы увеличивает словарный запас, что помогает стать хорошим рассказчиком.
2) Чтение художественной литературы - обязательная составляющая личностного развития каждого человека. Из книг, будь то романы, стихи или пьесы, читатели учатся жизни, выносят уроки, черпают вдохновение. Художественная литература – это кладезь исторических фактов, опыта предыдущих поколений, мыслей главных философов прошлого и современности. Не зря литература считается искусством, которое с помощью простых слов оказывает влияние на сознание [6].
3) У книг есть еще одна важнейшая функция – помощь в социализации. Но для достижения этой цели обычные, традиционные методы сейчас не подходят. Нужно проявлять фантазию и сообразительность устраивая книжные выставки, библиографические обзоры, путешествия по страницам любимых книг, конкурсы на лучшего чтеца, викторины, театрализованные представления, праздники для различных возрастных групп «Я влюбился в эту книгу», семейные акции, например, «Прочитаем Астафьева вместе», циклы психологических тренингов, стимулирующих читательскую активность, и многие другие мероприятия.
С помощью книги и чтения осуществляются следующие направления социализации:
- формирование патриотизма, гражданско-правовой культуры;
- формирование духовно-нравственной культуры;
- формирование речевой культуры;
- формирование мировоззрения, направленного на самопознание и самовоспитание;
- формирование культуры профессионального самоопределения;
- формирование экологической культуры;
- пропаганда здорового образа жизни (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании).
Таким образом, книги двояко влияют на современного школьника. Необходимо выделять два направления влияния, которые отражают внутреннее содержание и внешнее состояние среды. Так, в первом случае мы имеем возможность при помощи книг воспитать всесторонне развитую, любознательную и патриотически настроенную личность. Но, с другой стороны, при наличии современных подходов к чтению, при наличии бесполезных догм и предрассудков мы можем навсегда «отбить охоту» от чтения, поэтому нужно адаптировать современную школьную литературную программу под реалии сегодняшнего дня.