Статья:

Феномен политического абсентеизма в современной России

Конференция: CVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Котеньков И.С. Феномен политического абсентеизма в современной России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(108). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(108).pdf (дата обращения: 15.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен политического абсентеизма в современной России

Котеньков Илья Сергеевич
магистрант, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

Абсентеизм представляет собой сложное и разносторонне явление, выражающееся в уклонении субъекта от участия в политической жизни общества.

Сущности абсентеизма особое внимание уделил французский политолог Ж.Блондель в своем труде «Политическое лидерство. Путь к всеобщему анализу» выделив два вида абсентеизма: случайный и сознательный. И если первая категория предполагает отсутствие возможности в участии (политических выборах, референдумах и т.д.), то вторая предполагает отсутствие желания (ввиду равнодушного отношения к действующей власти, политическим партиям, политикам в целом).

В некотором роде, абсентеизм наделяет индивидуума  правом выбора, но с другой стороны, несомненно, будучиотдушиной правового нигилизма, прививает людям апатиюв выборе и участию в разных политических событиях.

Отличая аполитичность от абсентеизма, то последний, выступая осознанным неучастием в политической жизни демонстрирует отношение к власти и политическому режиму в целом. Абсентеизм также демонстрируетпотерю доверия людей к политической системе и отсутствие  интереса к политической деятельности, представляя серьезную угрозу легитимности власти, что впоследствии может привести либо к полной политической апатии, либо к экстремизму [5]. Статья 32 Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» [4, с. 6]. Но право участия не ограничивает право неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Вследствие этого, абсентеизм может выступать как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства, что может деструктивно сказаться на механизмы управления социумом.

Равнодушие, уклонение от участия в развитии политической жизни общества, может негативно сказаться не только на структурное формирование гражданского общества в целом, но и вызвать сомнение в легитимности власти.

В ходе анализа, и выявления причин абсентеизма в России, стоит отметить преобладание последнего в избирательном процессе на муниципальном и региональном уровнях.

Если проведение федеральных выборов опосредует выбор населением глобального вектора развития государства в целом, то явка на региональные и муниципальные выборы отражает степень доверия населения к работе местных властей, уровню решения ими каждодневных социальных и бытовых вопросов. Исходя из этого, низкая явка именно на данные выборы, на наш взгляд, является отражением правовой апатии избирателей к возможным переменам в жизни и неверия к оправданию их ожиданий.

В целом же причины абсентеизма разнообразны: низкий уровень жизни населения, социальные проблемы, годами не решаемые властью, отсутствие реальных, по крайней мере, в видимой перспективе, результатов политического участия, что лишает население веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

На наш взгляд, именно решение данных проблем может привести к возникновению доверия к институту выборов.

Но, в разное время, как представителями российских политических партий, так и органов исполнительной власти предлагались различные способы электоральной стимуляции. Так, председатель Мособлизбиркома Ирек  Вильданов, а также заместитель председателя Центризбиркома Леонид Ивлев видят решение данной проблемы путем введения штрафных санкций за неявку на выборы без уважительной причины[5, с. 7].

Однако обращаясь к положениям ст. 32 ч. 2 Конституции РФ, которые подчеркивают право граждан на участие участвовать в выборах, а не обязанность. Поэтому данные нововведения возможно осуществить, лишь путем внесения изменений в главу 2 Конституции.

Невозможно не обратить внимание на «громкое» высказывание Сергея Шойгу, предложившего лишать гражданства РФ лиц, систематически не посещающих выборы. Положения N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" не предусматривают института лишения российского гражданства [8].

Но, учитывая зарубежный опыт, законодательство многих государств мира, допускаетвведения санкций против граждан за неявку на выборы.

В некоторых государствах неявка на выборы наказывается публичным порицанием, в других - штраф, лишение избирательных прав, и даже тюремный срок.

Например, в Австралии с 1924 года участие в выборах обязательно. Штраф за неявку на выборы составляет 13 долларов. [3, с.21]  Однако, законодательство разрешает избежать штрафной санкции путем уведомления избирательного комитета о своей неявке с указанием ее причин в официальной форме. В случае отказа непроголосовавшего избирателя уплаты штрафа, дело направляется на рассмотрение в Суд магистратов, где судом выносится определение о признании виновности и возможном наложении штрафа в размере 50 австралийских долларов. При неисполнении определения к лицу применяются иные санкции в виде общественных работ, ареста имущества, вплоть до ограничения свободы до 48 часов.

В Аргентине, помимо штрафа за неучастие в выборах в размере от 20 до 200 долларов, предусмотрено лишение граждан возможности занимать государственные должности в течение трех лет. [3, с.21]

В Бельгии обязательное голосование существует с конца XIX столетия. Штраф за первую неявку на выборы без уважительной причины составляет 50 евро.В случае повторного нарушения сумма штрафа может увеличиться до 125 евро. После четвертого нарушения–лишение гражданина избирательных прав сроком на 10 лет, с отказом в получении должности на государственной службе. [3, с.26]

В Греции, помимо штрафов за неявку на выборы, применяются серьезные санкции от ареста и тюремного заключения, до лишения званий и должностей. Стоит отметить, что отсутствие избирателя в государстве в день выборов не является уважительной причиной для неучастия в голосовании.

В Люксембурге штраф за первую неявку на выборы - 80 долларов, за вторую - 240. Но, суровым наказанием является постановление суда о временном лишении избирательных прав, с возможным отказомна принятие на государственную и муниципальную службу. [3, с.22]

Помимо вышеперечисленных стран, подобная классификация штрафов существует также в Германии,Австрии, Италии и на Кипре.

Однако стоит обратить внимание на причины неявки граждан на выборы в европейских странах. В Европе неявка на выборы –скорее не носит протестный характер. В России же,это протест, который носит скорее пассивный характер, который выражаетволю избирателя, показывающегосвою апатию к избирательному процессу.

Стоит отметить, что отечественные чиновники в своих высказываниях и предложениях по «усовершенствованию», «стимуляции», избирательного процесса ссылаются на зарубежный опыт, предлагаякардинально изменить  избирательное законодательство РФ, не оставив в стороне вопрос об ответственности избирателей за неявку на выборы, не учли ряд сложностей с внесением изменений в Конституцию РФ, а также с давно закрепившимся подходом регистрации избирателей на выборах.

Как правило, регистрация избирателей бывает двух видов: публичная (обязательная) и личная (добровольная). В процедуре обязательной регистрации государство проявляет наибольший интерес в регистрации всех обладающих избирательным правом граждан. Например, в некоторых европейских странах ведется учет населения, его внутренней миграции, гдеорганы власти обладают сведениями о проживающих на подведомственной территории лицах.

В некоторых странах, где отсутствует принудительная регистрация, перед каждыми выборамисписок избирателей формируется путем обходов официальным должностным лицом.

При добровольной регистрации избиратель самостоятельно  с необходимым пакетом документов  регистрируется для участия в выборахв соответствующем учреждении. Данная система действует в США и Франции. Стоит отметить, что будучи зарегистрированным, гражданин не обязан проходить перерегистрацию перед очередными выборами (за исключениям смены места жительства) так как списки избирателей являются постоянными и ежегодно незначительно корректируются.

В соответствии с действующим законодательством в России система регистрации избирателей является обязательной (публичной). В некоторой степени личное участие избирателя в процессе составления списковне вызывает необходимости. Данная обязанность полностью ложится на государственные органы, и не обязывает избирателей присутствовать в избирательной комиссии, заполнении необходимыхдокументов и т.д. Но данное упрощение, имеет свою отрицательную сторону - отсутствие самостоятельности и ответственности в своих действиях, когда от собственного желания избирателя зависит  допуск к выборам, и из них так называемые договорные отношения между избирателем и государством, где стороны имеют свои права и обязанности, а также несут ответственность за их нарушения.

Помимо вышеперечисленного, стоит отметить, что из всех возрастных категорий так называемому абсентеизму подвержено молодое поколение.

Неучастие молодежи в выборах, так и в политической жизни в целом объясняется отсутствием «политического круга», способного генерировать и акцентировать интересы молодежи, тем самымснижая потребность молодого поколения в избавлении общества от политико-правовой безграмотности.

Конечно, дажев развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах представляет собой трудную задачу.

Поэтому, в некоторых государствах органы власти нововведения в избирательном процессе, внедрив так называемое голосование «по доверенности», «по почте» или Интернету (активно практикуется в Эстонии), введения стимулирования избирательной активности на методе поощрений (так, в Андорре пришедшие на избирательный участок получали стакан вина или небольшое денежное вознаграждение в качестве благодарности).

Будучи «живым» прогрессом любого общества, очень важно, чтобы поколение молодых активно участвовало в политической жизни страны нев  принудительномпорядке, и четко осознавало ответственность гражданина за происходящее в стране. Акцентируя внимание на опыте других стран по уменьшению политического неучастия граждан страны, необходимо также учитывать возможные преимущества и риски в т.ч. на законодательном уровне, тем самым исключив юридические коллизии.

И, соответственно, лишь в этом случае можно было бы говорить об обязанности избирателей принимать участие в выборах и, как следствие, о негативных правовых последствиях по отношению к ним за абсентеизм.

Исходя из вышесказанного, ясно, что без радикальных правовых изменений в подходе к реализации гражданами активного избирательного права и внесения изменений в процедуру составления списков избирателей попытка установления меры ответственности за неявку на выборы будет противоречить базовым правовым принципам. Таким образом, ответственность субъекта может наступать только за невыполнение им своих обязанностей, но не прав.

Конечно, необходимо учитывать тот факт, что абсентеизм в своем роде искоренить попросту невозможно. Успешно и массово закрепившееся явление в начале XX столетия успешно покоряет молодые умы и их мудрых наставников, прививая им апатию, нигилизм, и всепоглощающую безграмотность. Учитывая зарубежный опыт, государства все же пытается всяческими способами устранить эту девиацию политического поведения из сознания общества путем различных нововведений в избирательные процессы.

В России же, вектор интересов, позиция власти намного другая, учитывая вышесказанное…

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. // СПС "КонсультантПлюс".
2. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобщему анализу. М.: РАУ, 1992. С. 45 - 46.
3. Попова А.Е., Дольникова Л.А. Сравнительный анализ способов регистрации избирателей и альтернативных форм голосования в Российской Федерации и зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 2..
4. Вискулова В.В. Очередная попытка стабилизации института выборов: чьи права гарантируются // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7.
5. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии РФ [Электронный ресурс] // URL: www.cikrf.ru.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" (в ред. от 31.12.2014) // СПС "КонсультантПлюс".