Технологический алгоритм социально-культурного прогнозирования
Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Технологический алгоритм социально-культурного прогнозирования
Аннотация. В статье рассматривается технологический алгоритм социально-культурного прогнозирования.
Ключевые слова: Социальная работа, социально-культурное прогнозирование, алгоритм.
Прогнозирование – незаменимый инструментарий социально-культурного предвидения, исследования и разрешения социально-культурных проблем современного мира.
Социально-культурные явления достаточно изменчивы и обладают способностью стихийного саморазвития, поэтому ценность технологий прогнозирования заключается в том, что составленные прогнозы могут служить примером одного из вариантов «позитивного» или «негативного» развития социокультурной сферы.
Прогноз в социально-культурной сфере - это своеобразное опережающее отражение действительности.
Содержание и основные аспекты технологий социально-культурного прогнозирования определяются самим понятием «прогноз» - предвидение, предсказание, а его разработка представляет собой специальное научное исследование конкретных перспектив социокультурного явления.
Цели, которые стоят перед прогнозистами, заключается не только в том, чтобы предвидеть те или иные явления в будущем, но и в том, чтобы предложить способы эффективного воздействия на них в необходимом для общества направлении.
Работа по социально-культурному прогнозированию включает несколько технологических этапов:
1) определение объекта прогнозного исследования;
2) выбор направления исследования;
3) сбор и анализ информации по выбранной проблеме;
4) отбор совокупности способов и методов исследования и определение их последовательности;
5) проведение прогнозного исследования;
6) обработка результатов, анализ полученной информации применительно к проблеме исследования;
7) определение достоверности прогноза.
Социально-культурное прогнозирование базируется на сочетании философских аспектов и технологических подходов, включая:
- гносеологию и логику научного предвидения;
- методологию социокультурного прогнозирования;
- методику социокультурных прогнозов – анкетирование, экстраполирование, моделирование и прочие методические приемы.
Алгоритм:
1. Определение цели прогнозирования и сопоставление указанных целей с задачами государственной политики в соответствующей области сферы культуры (срез количественных показателей всех узловых социокультурных проблем определенной территории).
2. Определение горизонта прогноза, то есть периода времени (при этом нужно учитывать, что точность прогнозирования убывает по нелинейной зависимости: чем больше период, тем ниже точность).
3. Методическая подготовка к процессу прогнозирования и выбор метода разработки прогноза.
4. Определение наиболее вероятных вариантов влияния внутренних и внешних детерминантов на деятельность организации сферы культуры.
5. Разработка прогноза с учетом вышеуказанных детерминантов, влияющих на показатели эффективности деятельности организации сферы культуры.
6. Мониторинг прогноза и механизмов его реализации.
Разрабатываемый прогноз развития позволит с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития организации культуры, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных детерминантов.
Реализация процесса социально-культурного прогнозирования в виде разработки социально-культурного прогноза как основы планирования деятельности организации сферы культуры действительно позволит построить в России систему бюджетирования, ориентированную на результат.
Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного прогнозировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию.
Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации.