Статья:

Пандемия коронавируса: новые тренды и возможности для развития бизнеса

Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Жалсабон Е.Б. Пандемия коронавируса: новые тренды и возможности для развития бизнеса // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(113). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(113).pdf (дата обращения: 17.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Пандемия коронавируса: новые тренды и возможности для развития бизнеса

Жалсабон Елена Баировна
магистрант, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, РФ, г. Улан-Удэ

 

PANDEMIC CORONAVIRUS: NEW TRENDS AND OPPORTUNITIES FOR BUSINESS DEVELOPMENT

 

Elena Zhalsabon

Master's student, Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Russia, Ulan-Ude

 

Аннотация. Пандемия COVID-19 изменила общество и условия ведения бизнеса. В данной статье рассматриваются новые тренды и возможности для развития бизнеса в поствирусном мире. Данное исследование поможет адаптироваться российским компаниям к постпандемийной ситуации и укрепить позиции на рынке в ближайшей перспективе.

Abstract. The COVID-19 pandemic has transformed society and the environment for doing business. This article examines new trends and opportunities for business development in a post-viral world. This study will help Russian companies adapt to the post-pandemic situation and strengthen their market positions in the near future.

 

Ключевые слова: коронавирус; бизнес; бизнес-тренды; пандемия.

Keywords: coronavirus; business; business trends; pandemic.

 

В ситуации карантина и тотального падения спроса многие небольшие компании не смогли пережить кризис. 2020 год стал одним из самых тяжелых для бизнеса, особенно для малых предприятий. Россия к августу 2020 года потеряла 1 095 423 микро-, малых и средних предприятия (МСП), или почти каждый пятый бизнес в этом секторе, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В результате за год общее количество МСП сократилось более чем на 240 тыс., или на 4,2%, до 5,6 млн. Это второе годовое падение подряд — в августе 2019 года количество МСП в годовом выражении уменьшилось на 1,4%. Таким образом, динамика сокращения числа МСП ускорилась втрое.

По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», объемы продаж объектов малого и среднего бизнеса падали во время пандемии до 91% по сравнению с прошлым годом. Больше всего в разгар локдауна пострадали рестораны и бары, а также парикмахерские, салоны красоты (88%) и продажа одежды и обуви (90%).  Количество ИП и юрлиц в сегменте малого и среднего бизнеса во всех исследуемых отраслях (общепит, детские товары, электротовары и пр.) за год сократилось до 15%.

Для успешного восстановления придется пересмотреть привычное видение рынка.  Среди трендов, которые в настоящее время оказывают наиболее ощутимое влияние, выделяют:

  • Развитие бесконтактных технологий.
  • Объединение рабочего пространства и дистанционный менеджмент.
  • Глобальная цифровизация и роботизация.
  • Трансформация клиента.

На пересечении этих трендов с потребностями людей можно увидеть возможности — ниши для новых бизнесов. Рассмотрим каждый тренд более подробно.

Развитие бесконтактных технологий. Под бесконтактными технологиями раньше чаще всего подразумевали бесконтактные технологии оплаты, однако в условиях пандемии тренд «бесконтактность» по сути своей стал куда шире. Он несёт в себе глобальную идею сокращения трат времени и психических ресурсов на ненужные и утомительные трансакции с миром в целом, позволяя нам не контактировать дольше, чем нужно, а при возможности – и не контактировать вообще. Потребители хотят меньше контактировать с персоналом магазинов, учреждений и так далее, а значит, понадобятся устройства, которые способствуют этому. В качестве примеров можно привести бесконтактные рестораны, бесконтактные технологии для розничных магазинов, браслеты дистанцирования и т.д.

Объединение рабочего пространства и дистанционный менеджмент. После выхода из карантина многие компании перешли к распределенной бизнес-модели, в которой часть сотрудников или весь персонал перемещается в хоум-офисы, дистанционный менеджмент позволил сократить расходы на содержание офисов и отказаться от бизнес-путешествий в пользу онлайн-встреч. Западные школы все чаще говорят о приходе gig-экономики (экономика краткосрочных контрактов и фрилансеров). Ее объем оценивается в 83% занятого населения к 2050 году. Таким образом, стали особенно востребованы технологии для совместной работы, речь идет о единых платформах, с помощью которых сотрудники осуществляют все коммуникации: звонки, переписки, переговоры. 

Глобальная цифровизация и роботизация. Основной упор в данном направлении идет на значительное внимание к разработке веб-продуктов и работе с клиентами в виртуальном пространстве, чат-боты, которые смогут решать до 95% всех запросов, поступающих в службы поддержки, виртуальные примерочные и т.п. Цифровое здравоохранение также стало новым стандартом оказания медицинской помощи, в это понятие в том числе входят дистанционная медицина и робототехника. Роботизированные устройства используются для сбора информации о пациенте, предварительной диагностики и даже операций. Стандартизация процесса медицинской помощи требует роста числа поставщиков услуг и технологий. Однако в настоящее время существует сдерживающий фактор для данного тренда на российском рынке -  низкий уровень оплаты труда, из-за которого какое-то время содержать целый штат сотрудников будет дешевле, чем купить одного робота.

Трансформация клиента. Время пандемии кардинальным образом сказалось на привычках и образе жизни среднестатистического потребителя. Привычки социального дистанцирования в общественных местах стало основой для развития индивидуального обслуживания. Усилился отток городских жителей из городов-миллионников в пригород и сельскую местность, возрос спрос на загородную недвижимость, что подтверждается статистикой поисковых систем. Общество получило толчок к развитию домашнего хозяйства. Широкую популярность набирают высококачественные полуфабрикаты из экологически чистых продуктов, на этом фоне происходит активное развитие фермерских хозяйств. Наряду с трендом на правильное питание также возросло внимание к организации условий для домашних тренировок.

Подведем итог, коронавирус изменил мир навсегда. Жизнь разделилась на до, и после, и наше поведение в условиях эпидемии стало стилем жизни. Людям и бизнесу пришлось подстраиваться под новую реальность. Разработка новых услуг и продуктов, создаваемых под возникающие потребности рынка и клиентов помогут укрепить позиции и получать доход во время следующей волны кризиса. Активное взаимодействие внутри компании посредствам различного рода платформ или сервисов, где каждый сотрудник может предложить решение по оптимизации бизнес-процессов поможет поддержать друг друга в непростой период, а также подобная инициатива стимулирует желание всей команды проактивно участвовать в развитии компании.

В завершении следует отметить, что природа чрезвычайных ситуаций такова, что они обычно ускоряют медлительные процессы. Решения, на которые в обычные времена могли уйти годы раздумий и обсуждений, сегодня принимаются за пару часов, поэтому компании, которые будут следить за актуальными трендами и быстро под них адаптироваться, смогут управлять ситуацией и вместе менять бизнес к лучшему. 

 

Список литературы:
1. Буров, М.П. Россия на пути к эффективной системе планирования и управления экономикой [Электронный ресурс] : монография / М.П. Буров .— Москва : ИТК "Дашков и К", 2021 .— 404 с. — ISBN 978-5-394-04119-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/734750 (дата обращения: 20.01.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Карпушов С. В. Какие новые ниши нашли бизнесмены, чтобы адаптироваться к карантину / С. В. Карпушов // Генеральный директор : электронный журнал. – URL: https://www.gd.ru/articles/11692-ne-unyvat-kakie-novye-nishi-nashli-biznesmeny-chtoby-adaptirovatsya-k-karantinu.- Дата публикации: 03 ноября 2020.