Статья:

Факторы, оказывающие влияние на прибыль и пути ее повышения

Конференция: CXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Камеш А.М. Факторы, оказывающие влияние на прибыль и пути ее повышения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(117). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/7(117).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы, оказывающие влияние на прибыль и пути ее повышения

Камеш Анастасия Михайловна
магистрант, ЧОУ ВО Южный институт менеджмента, РФ, г. Краснодар
Хашева Зарема Муратовна
научный руководитель, канд. экон. наук, профессор, ЧОУ ВО Южного института менеджмента, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье рассмотрена актуальность выбранной темы. Обозначены факторы оказывающие влияние на прибыль и пути ее повышения.

 

Ключевые слова: прибыль, факторы прибыли, пути повышения прибыли, изменение прибыли

 

С целью принятия организационно – технических, хозяйственных и управленческих решений необходимо создавать благоприятные условия реализации планов и программ по повышению прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на ее величину.

1 этап. Анализируется полученная прибыль предприятия за отчетный период.

2 этап. Определяется плановое изменение объемов производства.

3 этап. Устанавливается доля прибыли в общем объеме полученных доходов.

4 этап. Определяется планируемая прибыль как произведение планируемых доходов доли прибыли с учетом изменения объемов производства.

На изменение прибыли оказывают влияние следующие группы факторов: внешние и внутренние. К внутренним факторам относятся ресурсные факторы: величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, обстоятельства эксплуатации. Среди внутренних можно выделить следующие группы факторов:

1.) Материально – технические факторы: − состояние материально –технической базы предприятия. Предприятие, которое располагает современной и хорошо развитой материально – технической базой, имеет предпосылки для устойчивого увеличения объемов производства, что влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия; − фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность рабочих мест работников современным оборудованием и инструментами, тем выше производительность труда данных работников; − моральный и физический износ основных производственных фондов на предприятии. Данный фактор является весьма значительным для повышения рентабельности основной деятельности. Использование изношенных основных фондов, а также морально устаревшее оборудование не позволяют увеличить прибыли в стратегической перспективе [1, с.240]; − фондоотдача. С повышением уровня фондоотдачи увеличивается эффективность использования денежных средств, вложенных в основные фонды; − скорость оборачиваемости оборотных средств; − уровень механизации производства и другие.

2.) Организационно – управленческие факторы: – степень модернизации и реконструкции производства на предприятии. Рынок технологий и технологического оборудования динамично развивается. Современные технологии и оборудование на производстве позволяют снижать себестоимость продукции за счет снижения материалоемкости и энергоемкости, что дает возможность увеличивать часть прибыли в цене продукции [2, с.218]; – стратегические факторы и тактические методы деятельности предприятия; – диверсификация продукции. Расширение ассортимента выпускаемой продукции позволяет увеличивать объемы реализованной продукции, а в итоге прибыль предприятия; – информационное обеспечение управленческих процессов на предприятии: точная и своевременно полученная информация позволяет принимать верные управленческие решения о стратегическом развитии предприятия; – деловой имидж предприятия. Представляет собой определившееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Значительная деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль и повышать рентабельность основной деятельности; – организация товародвижения.

3.) Экономические факторы: – использование при производстве продукции энергосберегающего оборудования; – уменьшение уровня дебиторской задолженности. Своевременный возврат суммы дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а в итоге приведет к увеличению прибыли; – применяемая на предприятии система ценообразования [3, с.372]. От размера прибыли, включенной в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара в некоторых случаях может привести к обратному результату; – объемы производства продукции. Увеличение объема производства продукции позволяет предприятию снизить себестоимость единицы продукции за счет уменьшения постоянных затрат; – объемы реализации продукции.

4.) Социальные факторы: – численность и состав работников. Укомплектование штата сотрудников при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полном объеме реализовывать программу предприятия по получению достаточной суммы прибыли; – формы и системы мотивации труда работников. Роль морального и экономического поощрения работников высока и позволяет повышать производительность труда работников. Влияние данного фактора можно оценить через показатель расходов на заработную плату, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда [4, с.580]; – производительность труда. Рост производительности труда работников при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и повышение рентабельности основной деятельности предприятия; – условия труда на предприятии.

5.) Экологические факторы: выпуск экологически чистой и безопасной продукции, применение безотходных технологий производства и другое. Внутренние факторы изменения прибыли на предприятии подразделяются на основные и неосновные факторы. Существенными в группе основных факторов являются: валовой доход и доход от объема продаж, себестоимость произведенной продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена реализованной продукции. Неосновные факторы – это факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль на предприятии, можно отнести следующие:

1.) Рыночно – конъюнктурные факторы: – емкость рынка. От емкости рынка зависит объем реализованной продукции предприятия. Чем больше емкость рынка, тем больше возможностей у предприятия для получения прибыли.

2.) К хозяйственно – правовым факторам относятся политика налогообложения государства, организация профсоюзного движения, сертификация продукции предприятия.

3.) Административные факторы: формирование государственного заказа на выпуск продукции, издание положений и постановлений, регламентирующих основную деятельность предприятий [5, с.328].

4.) Политические факторы: – политическая стабильность; – поддержка предприятия правительством.

5.) Законодательство и право: – права человека; – права предпринимателя; – права собственности.

6.) Наука и развитие техники: – уровень развития фундаментальных и прикладных научных знаний; – уровень развития информационных технологий и компьютеризации; – уровень промышленных и производственных технологий.

7.) Природно – экологические факторы: – естественно –климатические условия: температура, осадки, влажность; – природные ресурсы; – законодательство по защите экологической и окружающей среды. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции в современных условиях усиливается ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств.

 

Список литературы:
1. Арзуманова, Т. И. Экономика организации : Учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М. : Дашков и К, 2016. – 240 c.
2. Афанасьев, М. В. Структурное реформирование экономического объекта (методы, модели и алгоритмы) / М. В. Афанасьев. – М.: Спутник +, 2014. – 218 c.
3. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) : Учебник / О.В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М. : Дашков и К, 2015. – 372 c.
4. Максимова В. Ф. Экономическая теория / В. Ф. Максимова. – М. : Юрайт, 2014. – 580 с.
5. Николаева И. П. Экономическая теория / И. П. Николаева. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 328 с.