Факторы, оказывающие влияние на прибыль и пути ее повышения
Конференция: CXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Факторы, оказывающие влияние на прибыль и пути ее повышения
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность выбранной темы. Обозначены факторы оказывающие влияние на прибыль и пути ее повышения.
Ключевые слова: прибыль, факторы прибыли, пути повышения прибыли, изменение прибыли
С целью принятия организационно – технических, хозяйственных и управленческих решений необходимо создавать благоприятные условия реализации планов и программ по повышению прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на ее величину.
1 этап. Анализируется полученная прибыль предприятия за отчетный период.
2 этап. Определяется плановое изменение объемов производства.
3 этап. Устанавливается доля прибыли в общем объеме полученных доходов.
4 этап. Определяется планируемая прибыль как произведение планируемых доходов доли прибыли с учетом изменения объемов производства.
На изменение прибыли оказывают влияние следующие группы факторов: внешние и внутренние. К внутренним факторам относятся ресурсные факторы: величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, обстоятельства эксплуатации. Среди внутренних можно выделить следующие группы факторов:
1.) Материально – технические факторы: − состояние материально –технической базы предприятия. Предприятие, которое располагает современной и хорошо развитой материально – технической базой, имеет предпосылки для устойчивого увеличения объемов производства, что влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия; − фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность рабочих мест работников современным оборудованием и инструментами, тем выше производительность труда данных работников; − моральный и физический износ основных производственных фондов на предприятии. Данный фактор является весьма значительным для повышения рентабельности основной деятельности. Использование изношенных основных фондов, а также морально устаревшее оборудование не позволяют увеличить прибыли в стратегической перспективе [1, с.240]; − фондоотдача. С повышением уровня фондоотдачи увеличивается эффективность использования денежных средств, вложенных в основные фонды; − скорость оборачиваемости оборотных средств; − уровень механизации производства и другие.
2.) Организационно – управленческие факторы: – степень модернизации и реконструкции производства на предприятии. Рынок технологий и технологического оборудования динамично развивается. Современные технологии и оборудование на производстве позволяют снижать себестоимость продукции за счет снижения материалоемкости и энергоемкости, что дает возможность увеличивать часть прибыли в цене продукции [2, с.218]; – стратегические факторы и тактические методы деятельности предприятия; – диверсификация продукции. Расширение ассортимента выпускаемой продукции позволяет увеличивать объемы реализованной продукции, а в итоге прибыль предприятия; – информационное обеспечение управленческих процессов на предприятии: точная и своевременно полученная информация позволяет принимать верные управленческие решения о стратегическом развитии предприятия; – деловой имидж предприятия. Представляет собой определившееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Значительная деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль и повышать рентабельность основной деятельности; – организация товародвижения.
3.) Экономические факторы: – использование при производстве продукции энергосберегающего оборудования; – уменьшение уровня дебиторской задолженности. Своевременный возврат суммы дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а в итоге приведет к увеличению прибыли; – применяемая на предприятии система ценообразования [3, с.372]. От размера прибыли, включенной в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара в некоторых случаях может привести к обратному результату; – объемы производства продукции. Увеличение объема производства продукции позволяет предприятию снизить себестоимость единицы продукции за счет уменьшения постоянных затрат; – объемы реализации продукции.
4.) Социальные факторы: – численность и состав работников. Укомплектование штата сотрудников при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полном объеме реализовывать программу предприятия по получению достаточной суммы прибыли; – формы и системы мотивации труда работников. Роль морального и экономического поощрения работников высока и позволяет повышать производительность труда работников. Влияние данного фактора можно оценить через показатель расходов на заработную плату, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда [4, с.580]; – производительность труда. Рост производительности труда работников при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и повышение рентабельности основной деятельности предприятия; – условия труда на предприятии.
5.) Экологические факторы: выпуск экологически чистой и безопасной продукции, применение безотходных технологий производства и другое. Внутренние факторы изменения прибыли на предприятии подразделяются на основные и неосновные факторы. Существенными в группе основных факторов являются: валовой доход и доход от объема продаж, себестоимость произведенной продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена реализованной продукции. Неосновные факторы – это факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К основным внешним факторам, формирующим прибыль на предприятии, можно отнести следующие:
1.) Рыночно – конъюнктурные факторы: – емкость рынка. От емкости рынка зависит объем реализованной продукции предприятия. Чем больше емкость рынка, тем больше возможностей у предприятия для получения прибыли.
2.) К хозяйственно – правовым факторам относятся политика налогообложения государства, организация профсоюзного движения, сертификация продукции предприятия.
3.) Административные факторы: формирование государственного заказа на выпуск продукции, издание положений и постановлений, регламентирующих основную деятельность предприятий [5, с.328].
4.) Политические факторы: – политическая стабильность; – поддержка предприятия правительством.
5.) Законодательство и право: – права человека; – права предпринимателя; – права собственности.
6.) Наука и развитие техники: – уровень развития фундаментальных и прикладных научных знаний; – уровень развития информационных технологий и компьютеризации; – уровень промышленных и производственных технологий.
7.) Природно – экологические факторы: – естественно –климатические условия: температура, осадки, влажность; – природные ресурсы; – законодательство по защите экологической и окружающей среды. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции в современных условиях усиливается ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств.