Статья:

Совершенствование финансового обеспечения системы здравоохранения РФ в современных условиях

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Редикоп В.В. Совершенствование финансового обеспечения системы здравоохранения РФ в современных условиях // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование финансового обеспечения системы здравоохранения РФ в современных условиях

Редикоп Виктория Викторовна
студент, Казанский Федеральный Университет (филиал), РФ, г. Набережные Челны

 

В данной статье раскрывается понятие одноканальной системы финансирования здравоохранения, как слияние потоков финансирования из разных источников. Также выделены главные преимущества и недостатки данного вида финансирования. Показана юридическая сторона функционирования одноканальной системы финансирования отрасли. Отражена последовательность обеспечения бюджета безработного населения страны и последствия оптимизации вследствие реформирования здравоохранения.

 

Ключевые слова: проблемы здравоохранения, одноканальное финансирование системы здравоохранения, реформа здравоохранения.

 

В современном мире одним из обязательных принципов развития экономики любой страны и региона мира является решение проблем, связанных с системой здравоохранения. Эта система играет важную роль в повышении уровня и качества жизни населения страны посредством предоставления профессиональной терапевтической и профилактической помощи, что увеличивает национальный бюджет для страны в целом и для одного человека. Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения в Российской Федерации, только 44% респондентов положительно охарактеризовали состояние системы здравоохранения в России. Основными проблемами медицины в Российской Федерации, по мнению респондентов, являются очереди, проблемы с набором врачей, а также нехватка высококвалифицированных кадров, из-за чего качество медицинской помощи снижается, поскольку врачи несут чрезмерную нагрузку , В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года решение проблем, связанных с системой здравоохранения, является одним из важнейших. Также не в последнюю очередь в этом вопросе улучшение механизмов бюджетирования этой отрасли. Для достижения этой цели в январе 2013 года в Российской Федерации в ходе изменения системы здравоохранения была внедрена новая модель финансовой поддержки отрасли - одноканальная система финансирования здравоохранения. [6]

Целью одноканальной системы финансирования здравоохранения является объединение потоков финансирования из разных источников - общего налогового финансирования и взносов в обязательное медицинское образование. Соответственно, основная часть ответственности за оказание медицинской помощи населению ложится на систему обязательного медицинского страхования. Основой этого вида финансирования отрасли является реализация концепции подушевого финансирования. Обязательство по выплате пособий по безработице в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. А размер страховой премии для безработного населения устанавливается в соответствии со ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». [2,9]

Следовательно, финансы обязательного медицинского страхования и часть бюджетных средств сосредоточены в системе обязательного медицинского страхования для отправки их в учреждения, связанные с системой здравоохранения, по единому каналу, а оплата за медицинское обслуживание основывается на конечном результате. в соответствии со всеми показателями объема и качества предоставляемых услуг. В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского и территориального страхования» «Фонды обязательного медицинского страхования» 5, с 1 января 2012 года все 5,1% фонда заработной платы, собранные в виде взносов в систему обязательного медицинского страхования, накапливаются в федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМИ) с последующим пересмотром TFOMI для обеспечить согласование тарифов на обязательное медицинское страхование, благодаря чему происходит балансировка финансовых ресурсов и эффективная реализация базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС БП) в регионах России. В то же время население финансирует обеспечение такие виды медицинской помощи, как первичная медицинская, специализированная, неотложная и высокотехнологичная специализированная медицинская помощь за счет средств ОМС. Стоит также отметить т В связи с вступлением в силу Закона «Об обязательном медицинском страховании» граждане Российской Федерации имеют право выбирать как страховую медицинскую организацию (СМО), так и медицинское учреждение и врача. Кроме того, новые условия позволяют использовать страховой полис по всей стране, а не только по месту регистрации. [2, 4,11]

Функциями ОСФЗ являются мобилизация, консолидация и использование имеющихся средств для приобретения и предоставления необходимых медицинских услуг. Основные задачи системы одноканального финансирования включают повышение качества и доступности необходимых медицинских услуг, создание и развитие конкурентного рынка медицинских услуг, усиление профилактической составляющей и повышение эффективности использования трудовых и финансовых ресурсов. промышленность.

В качестве преимуществ одноканальной системы выделяют: [6,9,10]

– финансовое обеспечение медицинских услуг в полном объеме с учетом реальных затрат учреждений здравоохранения (оплата по конечному результату), направленное на изменение структуры и качества медицинской помощи;

– доступность медицинской помощи для всех граждан независимо от их места жительства (принцип экстерриториальности), осуществляемый путем введения единых федеральных стандартов предоставления как стационарной медицинской помощи, так и подушевого финансирования амбулаторной медицинской помощи;

– повышение эффективности использования бюджетных средств;

– ужесточение контроля качества со стороны страховых организаций.

Наряду с преимуществами ОСФЗ имеет ряд недостатков. Во-первых, по мнению экспертов в области здравоохранения, отсутствие контроля за финансово-хозяйственной деятельностью руководства учреждений здравоохранения (УЗ) привело к росту безответственности и росту уровня коррупции. Во-вторых, наблюдается снижение доли финансовой поддержки территориальных органов территориальных программ ОМС путем утверждения ранее сокращенных объемов работы УЗ. Кроме того, страховые компании, основным источником дохода которых являются штрафы, усугубляют проблему нехватки финансовых ресурсов в медицинских учреждениях.

В результате вышеуказанные проблемы вызывают рост социальной напряженности среди работников здравоохранения. Оптимизация системы здравоохранения также оказывает негативное влияние, в результате чего, например, в Московской области на начало февраля 2015 года численность медицинских работников сократилась более чем на 8 тысяч человек. Более того, по мнению большинства экспертов, «наем такого количества специалистов невозможен ... некоторые из них из-за квалификации и по другим причинам не смогут компенсировать нехватку персонала в амбулаторном отделении. Переподготовка специалистов займет много месяцев или лет. Специальные программы занятости или преобразования для них не предусмотрены."[6]

Таким образом, в условиях растущей социальной напряженности в сфере здравоохранения, предотвращение потери высококвалифицированных кадров стоит на первом месте. Поэтому, по нашему мнению, будут актуальны следующие направления совершенствования системы одноканального финансирования здравоохранения.

Переход на новую систему оплаты труда медицинских работников. С 2014 года во всех регионах Российской Федерации внедряется новый инструмент мотивации труда работников здравоохранения - эффективный договор, являющийся типом трудового договора между руководителем медицинского учреждения и работником, в котором его / ее ее обязанности выполнены; результаты труда и качество предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки ки. Однако на практике в большинстве случаев введение ЕС привело, с одной стороны, к определению понятий «заработная плата» и «поощрительные выплаты». Следовательно, договорные платежи не являются стимулом. Кроме того, субъекты Российской Федерации сами ищут средства для финансовой поддержки контрактов. В краткосрочной перспективе это обстоятельство может увеличить дефицит профессиональных кадров в УЗ и снизить качество и доступность медицинских услуг.

Разработка основного и дополнительного перечня критериев эффективности для работников здравоохранения и менеджеров здравоохранения. Проблема кадрового обеспечения в системе здравоохранения Российской Федерации носит системный, многофакторный характер. На качество предоставляемых услуг негативно влияют низкий уровень квалификации работников здравоохранения, увеличение текучести кадров и низкий уровень обеспечения населения врачами как по всей стране, так и в некоторых регионах. Формирование взаимосвязанного перечня критериев работы медицинского персонала и его менеджеров, с одной стороны, привлечет в регион квалифицированные кадры, а с другой - усилит контроль за финансово-хозяйственной деятельностью руководителей медицинских учреждений.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: решение проблем ОСФЗ является одним из важнейших условий формирования качественной и доступной медицинской помощи. Поэтому одним из направлений реформирования отрасли должно стать устранение слабых мест внедряемой системы.[1,3,5,7,12,13]

 

Список литературы:
1. Головнина, Н.В. Экономические модели национальных систем здравоохранения // Муниципальная экономика. – 2010. – №3.
2. Колосницина, М.Г. Экономика здравоохранения / М.Г. Колосницина, И.М. Шейман, Е.В. Шишкин. – М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. – 479 с.
3. Махнова, Н.А. Модели управления финансовыми потоками в сфере здравоохранения и их особенности // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 года / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Ереминой. – М.: Юстицинформ, 2014. – С. 445–452.
4. Махнова, Н.А. Основные тенденции развития здравоохранения России // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. [Электронный ресурс]: URL: www.science-education.ru/117-13304 (дата обращения: 12.03.2019).
5. Миняева, В.А, Вишняков, Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – С. 508.
6. НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА» [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/  (дата обращения: 12.03.2019). 
7. Плотицына, Л.А. Социальная политика – объективная необходимость и условие дальнейшего развития // Финансы и кредит. – 2003. – №11. – С. 32–34.
8. Платформа публикаций Readera [Электронный ресурс]: URL: https://readera.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).
9. Соловьева, В.Ю. Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения // Молодой ученый. – 2011. – Т. 1, № 5. – С. 224–226.
10. Христюк, А.В. Изменение в порядке финансирования медицинских организаций // Экономист лечебного учреждения. – 2013. – №11. – С. 49–57.
11. Шавалеева, Ч.М. Преимущественно одноканальное финансирование
12. учреждений здравоохранения: опыт республики Татарстан // Казанский медицинский журнал. – 2013. – Т. 94, № 6. – С. 877–884.
13. Шубцова, Л.В., Махнова, Н.А. Проблемы кадрового обеспечения региональной системы здравоохранения // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (ч. 11). – С. 2434–2439.