Статья:

Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сапова А.В. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(125). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(125).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сапова Анна Васильевна
магистрант, Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут

 

Одна из важных задач в дошкольном возрасте - развитие речи, речевого общения. Владеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение, не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Вопросы формирования связной речи изучались А. А. Леонтьевым, А. М. Бородич, Л. С. Выготским, Ф. А. Сохиным, Е. И. Тихеевой, и др.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Из-за нарушенной речевой деятельности, связная речь имеет свои особенности, процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, у большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения.

Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах Т. Б. Филичевой, В. П. Глухова, Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой и др. [59] Актуальность исследования связана с противоречием между потребностью развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и недостаточной разработанностью содержания коррекционно-педагогической работы. Данное противоречие определило актуальность проблемы исследования: поиск особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Таким образом, научные исследования свидетельствуют о важности и необходимости развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Значимость проблемы, недостаточная разработанность, а также потребность педагогической практики в разработке научно обоснованного содержания и методического обеспечения коррекционной работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи составляют ее актуальность.

Цель исследования: изучить особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности связной речи у дошкольников с ОНР.
  3. Выявить особенности и определить уровень сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования – у детей с ОНР уровень связной речи будет низким, что будет выражаться в:

  • составлении рассказа со стимулирующей помощью (наводящие вопросы);
  • аграмматизмах, словесных заменах, выпадении смысловых звеньев, нарушении структуры предложения, искажении смысла или рассказ будет не завершен;
  • нарушении связности рассказа;
  • неадекватном использовании лексических средств;
  • пересказе будут отмечаться пропуски частей текста;
  • бедности и однообразии употребляемых языковых средств.

Положения специальной психологии и коррекционной педагогики:

- о единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия);

- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Г.В. Ахутина, А.Р. Лурия);

- научно-теоретическое положение о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский);

- концепция о системности языка (В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия);

- принцип единства диагностики и коррекции развития (Л. С Выготский, Р.Е. Левина);

- проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).

Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации современных научных представлений по проблеме исследования.

Практическая значимость: заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами коррекционной службы ДОО, могут служить материалом для беседы с родителями и написания научной статьи.

По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [8].

Под общим недоразвитием речи, по мнению Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной и других исследователей следует понимать такую форму речевой патологии, при которой формирование всех компонентов речевой системы нарушено (как звуковой, так и смысловой стороны речи), при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект. [3].

Анализ психолого - педагогической литературы даёт нам понять, что у дошкольников с ОНР процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. У большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования.

Теоретический аспект изучения особенностей сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР выявил что связная речь у этих детей сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Из этого следует что формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Для решения второй задачи исследования нами был разработан и осуществлен констатирующий эксперимент.

Его целью являлось выявить особенности и определить уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В соответствии с цель были определены задачи экспериментального исследования:

1. Подобрать и описать методику обследования состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Осуществить экспериментальное обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В целях комплексного исследования связной речи дошкольников III уровня речевого недоразвития использовалась  авторская методика О.А. Романович, Е. П. Кольцовой, которая включает 5 заданий:

  • Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам
  • Составление рассказов по картине
  • Составление рассказа-описания
  • Составление рассказов по серии сюжетных картин
  • Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)

Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу.

 

Рисунок 1. Сводная таблица результатов

 

Рисунок 2. Результаты изучения уровня развития связной речи у детей старшей

 

Таким образом, исследование показало, достаточно низкий уровень сформированности связной речи, используемой детьми (объем, структура фраз, бедность языковых средств), что составляет 60% и всего 40% детей показали средний уровень.

При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из трех картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным практически для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:

– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;

Таким образом, анализ проведенных диагностик, позволяют сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно:

- значительно беден словарный запас;

- дети мало используют в речи распространенные предложения;

- в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения;

- у большинства наблюдаемых характерно использование простых форм предложений.

- при рассказывании прибегают к помощи педагога,

всё это свидетельствует о необходимости комплексной системы обучения и систематической работы по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Список литературы:
1. Акулова, О.В., Сомкова, О.Н., Солнцева, О.В., Гурович, Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации [Текст] / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, Л.М. Гурович. –М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 276 с.
2. Арбекова, Н.Б. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. - М. : Издательство ГНОМ, 2014.-112 с.
3. Артемкова, К.В. Особенности употребления словосочетаний дошкольниками с общим недоразвитием речи IV уровня [Текст] / К.В. Артемкова// Специальное образование. -2013. – № 1(29). –С. 5-11.
4. Безрукова, О.А., Каленкова, О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дешкольного возраста [Текст] / О.А Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. –М.: Каисса, 2008. – 95 с.
5. Бойкова, С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. -2006. - № 3. -C. 42-48.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» [Текст] / А.М. Бородич // - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, - 1981. - 255 с. 
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич // –М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
8. Брюховских, Л.А. Диагностические методики для выявления особенностей диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня [Текст] / Л.А. Брюховских, К.С. Рудковская // Логопед в детском саду. -2016. – № 1(74). –С. 3-6.
9. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] /