Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Одна из важных задач в дошкольном возрасте - развитие речи, речевого общения. Владеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение, не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Вопросы формирования связной речи изучались А. А. Леонтьевым, А. М. Бородич, Л. С. Выготским, Ф. А. Сохиным, Е. И. Тихеевой, и др.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Из-за нарушенной речевой деятельности, связная речь имеет свои особенности, процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, у большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения.
Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах Т. Б. Филичевой, В. П. Глухова, Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой и др. [59] Актуальность исследования связана с противоречием между потребностью развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и недостаточной разработанностью содержания коррекционно-педагогической работы. Данное противоречие определило актуальность проблемы исследования: поиск особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Таким образом, научные исследования свидетельствуют о важности и необходимости развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Значимость проблемы, недостаточная разработанность, а также потребность педагогической практики в разработке научно обоснованного содержания и методического обеспечения коррекционной работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи составляют ее актуальность.
Цель исследования: изучить особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить особенности связной речи у дошкольников с ОНР.
- Выявить особенности и определить уровень сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования – у детей с ОНР уровень связной речи будет низким, что будет выражаться в:
- составлении рассказа со стимулирующей помощью (наводящие вопросы);
- аграмматизмах, словесных заменах, выпадении смысловых звеньев, нарушении структуры предложения, искажении смысла или рассказ будет не завершен;
- нарушении связности рассказа;
- неадекватном использовании лексических средств;
- пересказе будут отмечаться пропуски частей текста;
- бедности и однообразии употребляемых языковых средств.
Положения специальной психологии и коррекционной педагогики:
- о единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия);
- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Г.В. Ахутина, А.Р. Лурия);
- научно-теоретическое положение о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский);
- концепция о системности языка (В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия);
- принцип единства диагностики и коррекции развития (Л. С Выготский, Р.Е. Левина);
- проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации современных научных представлений по проблеме исследования.
Практическая значимость: заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами коррекционной службы ДОО, могут служить материалом для беседы с родителями и написания научной статьи.
По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [8].
Под общим недоразвитием речи, по мнению Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной и других исследователей следует понимать такую форму речевой патологии, при которой формирование всех компонентов речевой системы нарушено (как звуковой, так и смысловой стороны речи), при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект. [3].
Анализ психолого - педагогической литературы даёт нам понять, что у дошкольников с ОНР процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. У большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования.
Теоретический аспект изучения особенностей сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР выявил что связная речь у этих детей сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
Из этого следует что формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Для решения второй задачи исследования нами был разработан и осуществлен констатирующий эксперимент.
Его целью являлось выявить особенности и определить уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с цель были определены задачи экспериментального исследования:
1. Подобрать и описать методику обследования состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Осуществить экспериментальное обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В целях комплексного исследования связной речи дошкольников III уровня речевого недоразвития использовалась авторская методика О.А. Романович, Е. П. Кольцовой, которая включает 5 заданий:
- Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам
- Составление рассказов по картине
- Составление рассказа-описания
- Составление рассказов по серии сюжетных картин
- Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)
Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу.
Рисунок 1. Сводная таблица результатов
Рисунок 2. Результаты изучения уровня развития связной речи у детей старшей
Таким образом, исследование показало, достаточно низкий уровень сформированности связной речи, используемой детьми (объем, структура фраз, бедность языковых средств), что составляет 60% и всего 40% детей показали средний уровень.
При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из трех картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным практически для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:
– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;
Таким образом, анализ проведенных диагностик, позволяют сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно:
- значительно беден словарный запас;
- дети мало используют в речи распространенные предложения;
- в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения;
- у большинства наблюдаемых характерно использование простых форм предложений.
- при рассказывании прибегают к помощи педагога,
всё это свидетельствует о необходимости комплексной системы обучения и систематической работы по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.