Феномен рабства в Древней Греции
Конференция: CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Феномен рабства в Древней Греции
Сегодня мы будем говорить о такой важной теме как рабство в Древней Греции. Может возникнуть вопрос, чем же актуальна данная тема? Ответ прост, в реалиях настоящего времени демократия стала для нас привычным явление.
Мы по праву считаем Грецию родиной этой самой демократии, однако надо вспомнить, с чего она начиналась. Необходимо иметь ввиду, что «афинская» демократия в полной мере не соответствует современному наполнению данного термина.
Для обоснования данной точки зрения, мы можем привести в подтверждение слова французского писателя Альберта Камю: «В Греции были свободные люди, потому что там были рабы». Уже сам факт существования рабства в данном регионе не вяжется с определением демократии, поэтому эта тема представляет неподдельный интерес [4].
Живший в IV в. Аристотель, был не склонен соглашаться с теми, кто считал рабство чем-то противоестественным [3].
По его убеждению, как и любая собственность, входящая в состав домовладения, раб является одушевленным орудием для нужд собственника, поэтому мы можем сказать, что рабовладение было обычной практикой в Греции того времени.
Однако, отметим, что изначально для Греции было характерно патриархальное или же домашнее рабство. Данный тип рабовладения характеризуется тем, что раб, как таковой, занимал положение бесправного члена семьи, на которого возлагается тяжелая работа, в основном занятие сельским хозяйством. Домашнее рабство было привычным явлением как для Критской цивилизации, так и для Микенской. Рабы использовались также и в качестве домашних слуг: поваров, конюхов, виночерпиев, экономов и т. д. или рабочих в домашних мастерских. Ключевым отличием раба в данный период времени (XI-VIII вв. до н. э.) было то, что, в некоторых случаях, он мог получить от своего господа небольшой земельный надел, дом и даже жену, словом, все, что «хорошие господа имеют обычай давать своим верным слугам».
Со временем, из-за изменения социально-экономической жизни в Древней Греции и увеличения численности рабов, поступающих из греческих колоний (с юга Франции, востока Испании, юга Италии, Сицилии, Северного Причерноморья), происходит переход к классическому рабству, которое для нас более привычно.
В Греции классическое рабовладении было абсолютным и повсеместным. Раба в данном регионе в принципе не считали за человека, и тем более за личность. Также на разные сферы жизни, в особенности на личную жизнь, раба накладывался ряд ограничений:
- У раба не было семьи, его полностью лишали родителей и детей, которых также отправляли в рабство к другим господам или вовсе на другой континент.
- Если между рабом и рабыней складывались отношения, которые можно было классифицировать как брак, то со стороны господ такие отношения не признавались.
- Дети рабыни были приплодом и также оказывались в собственности у хозяина [7].
Таким образом, в Греции рабы находились в полной власти своего хозяина, любое уклонение от работы, а уж тем более попытка побега считалась серьезным нарушением, за которое раб получал наказания. Рабовладелец в целом мог заставить раба заниматься абсолютно любым трудом и ремеслом, мог продать его по своему усмотрению или убить, если раб нарушил правила, установленные господином. Однако, в дальнейшем появились законы, запрещающие убивать рабов, хотя они были скорее формальными, нежели реальными.
Также, стоит отметить, что с развитием полисной системы, появилось негласное правило: не порабощать греков. Данного правила придерживались многие, хотя, как уже было сказано выше, оно было формальным, так как Греция не была единой и представляла из себя множество независимых городов-государств. Установление закона, который бы обязывал всех греков его соблюдать, было невозможным, что обуславливалось различными подходами к законодательству в различных полисах.
Так, всем известен такой факт, что полис Спарта захватил соседний с Лаконией регион – Мегариду, и поработил местное население, сделав их илотами [1].
В данной теме понятие «илоты» и сам факт существования такой категории населения имею большое значение. По факту, спартанских илотов можно отчасти сравнить с крепостными в Российской империи, так как им было позволено иметь землю, семью, имущество (для классического рабства, бытовавшего в то время это было немыслимо), а взамен отдавать лишь часть сельхоз. продукта. Казалось бы, причем тут рабство, однако илот не мог покинуть свою землю, он не мог не заплатить свой натуральный налог и, самое главное, спартиаты периодически устраивали «Криптии» (убийство наиболее бунташных илотов), что говорит о зависимом положение данной категории населения [8].
Отчасти формальный принцип не порабощать греков греками действовал до краха полисной системы, после которой в «моду» вошло ростовщичество, вследствие чего быстро беднеющее население массово попадало в рабство за долги, уже без учета гражданства.
Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что Греция была не исключением античного мира, и в ней также, как и в любом другом регионе, присутствовало рабовладение, которое прошло долгий путь эволюции, начиная с патриархального рабства и заканчивая классическим.
Отличительной чертой греческого рабовладение было негласное правило не порабощать греков греками, которое действовало до краха полисной системы, однако не стоит забывать о том, что в Спарте существовала прослойка илотов, которая и подтверждает формальность данного правила.
Завершая наше исследование, мы можем сказать, что рабовладение в данный период было нормальным явлением, имело характерные особенности и способствовало развитию общества, поэтому изучение феномена древнегреческого рабства действительно необходимо в наши дни, для более точного понимания исторических событий и процессов.