ОТРАЖЕНИЕ «ВЬЕТНАМСКОГО СИНДРОМА» В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Конференция: CCXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
CCXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОТРАЖЕНИЕ «ВЬЕТНАМСКОГО СИНДРОМА» В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Аннотация. В данной статье исследуется отражение Второй индокитайской войны в американском кинематографе. Актуальность выбранной темы исследования определилась необходимостью анализа влияния войны на американское обществ, посредством её отражения в кинематографе. Автор делает вывод, что происходившие события оставили глубокий след в американском обществе вызвав в нём такое заболевание, как «вьетнамский синдром», беспокоившей США ни одно десятилетие.
Ключевые слова: Вторая индокитайская война, «вьетнамский синдром», кинематограф, посттравматическое стрессовое расстройство
Война во Вьетнаме, а если быть точнее Вторая Индокитайская война является крупнейшим событием второй половины XX века. Она имеет огромное значение для всего американского общества. Как и любое другое громадное событие она найдет своё отражение в искусстве, но особенное место займет в кинематографе. Целью статьи является изучение отражения «вьетнамского синдрома» в кинематографии США.
Война во Вьетнаме будет длиться с 1964 по 1975 гг., при чём прямое участие американцев закончится в 1973 году. Приблизительно 2 594 000 военнослужащих США побывали во Вьетнаме. Средний возраст солдат во Вьетнаме составлял 19 лет (во время Второй мировой войны средний возраст американских военнослужащих составлял 26 лет). Гибель этой молодежи за не совсем понятные идеи вызвало в обществе сильное возмущение. Количество потерь составила около 59 тысяч человек, не считая раненых.
Кино является важным средством передачи разного рода информации. С одной стороны, эта информация может использоваться в целях пропаганды, а с другой стороны кино как источник информации отражает эпоху, её особенности. Кинематограф также может выражать отношение людей (создателей кинофильма) к определённым историческим событиям и явлениям.
Под воздействием Вьетнамской войны в культуре и обществе США появлялся так называемый "вьетнамский синдром", который относится как к коллективному, так и к индивидуальному заболеванию, связанному с участием США во Вьетнамской войне. На коллективном уровне вьетнамский синдром описывает общее нежелание США использовать военную силу за границей из-за психологической травмы, вызванной различными аспектами войны во Вьетнаме.
В США была проведена серия исследований, связанных с изучением социального опыта участников войны. Среди них особый интерес представляет работа Дж.О. Бренде и Е.Р. Парсона, в которой изложена история американского военного вмешательства во Вьетнаме, проблемы возвращения комбатантов домой, а также психологические последствия участия в боевых действиях. Авторы анализировали психологические проблемы отъезда из мест боевых действий обратно в США. Было выявлено, что одни военнослужащие начинали переживать разрыв отношений с сослуживцами, другие тяжело воспринимали «потерю невиновности», поскольку теперь «их руки загрязнены кровью, которые сложно отмыть». Третья группа комбатантов теряла чувство всемогущества, когда можно было делать все, что хочешь, безнаказанно. Четвертые, выходя из зоны военного конфликта, теряли постоянное чувство напряжения и волнения. Все эти потери вызывали серьезные психические трудности, связанные с реадаптацией к гражданской жизни, ведь происходили не только поведенческие изменения, но и внутриличностные [5].
Исследования, проведенные американскими учеными, показали, что непосредственное участие в боевых действиях - это только один из источников ПТСР, поскольку синдромы провоцируют целый набор взаимосвязанных индивидуальных, культурных, экономических и социальных факторов. Проявления боевого синдрома достаточно разнообразны и влияют не только на личность самого военнослужащего, но и на взаимоотношения с окружающим миром, особенно с семьей.
На данный момент снятых фильмов о войне во Вьетнаме насчитывается ни одна сотня. Не все из них конечно полностью посвящены этому событию. В ряде фильмах война выступает фоном или как одним из этапов жизни главного героя. Первые двадцать лет, до начала девяностых годов ХХ века, тема войны во Вьетнаме активно развивалась в СМИ и в массовой культуре США. Затем произошёл ощутимый спад связанный, как со сменой поколения, так и последующими войнами [4]. В начале 1990-х США примет участие в войне в Персидском заливе, в массовом сознании она конечно сильно не закрепится, поскольку длилась не долго и была успешной для США. Но в 2003 году США вторгнется в Ирак, что в последствии вызовет уже новый синдром.
Средства массовой информации и население США активно обсуждали целесообразность вьетнамского конфликта. Этим вопросом задавался и кинематограф. Экранизированные истории участников войны могли сильно отличаться по своему характеру. Но их объединял ключевой мотив - возвращение ветеранов домой с пережитым опытом [3].
Первым фильмом, о котором пойдет речь станет кинолента «Рожденный четвертого июля» режиссера Оливера Стоуна, вышедшая в прокат в 1989 году. Фильм рассказывает о проблеме «Вьетнамского синдрома» и процесса адаптации человека в обществе. Фильм повествует историю Рона Ковика ветерана войны во Вьетнаме. Рон Ковик простодушный юнец, патриот, который вдохновившись патриотическими идеями «от телевизора и общества» решает идти в армию защищать США от «красной угрозы». Рон, как патриот с нетерпимостью относится к людям с антивоенными настроениями. Когда вербовщик Корпуса морской пехоты в исполнении Тома Беренджера приходит в школу к Рону, он ещё больше становится уверенным в том, что он делает правое дело. В фильме Оливер Стоун показывает, к чему в итоге приводят такие идеи. Как Рон от истинного патриота, добровольно отправившегося во Вьетнам защищать интересы США, становится иконой пацифистов и антимилитаристов Америки. Из-за несчастного случая погибает товарищ главного героя, а он сам становится инвалидом. Дома Рон начинает тяжелый путь принятия себя и своего опыта. Семья не знает, как правильно его поддержать. Бывший солдат не получает понимания и остается наедине со своей историей. Он становится алкоголиком. Проблема алкоголизма касалась многих ветеранов Вьетнама. В результате цепи событий Рон превращается в психически неуравновешенного и агрессивного настроенного человека. Но после того, как он присоединяется к антивоенному движению ветеранов, Рон обретает покой.
Вторым фильмом является кинолента «Взвод» также режиссера Оливера Стоуна. «Взвод» по большей степени фильм личный для Оливера Стоуна, поскольку мотивы поведения главного героя фильма – Криса Тейлора, в определенной степени являются отражением самого Оливера, его социального статуса, менталитета. Согласно сюжету фильма Крис Тейлор попадает во взвод, который разделен на две неофициальные группы. Лидерами данных групп являются двое сержантов, которые представляют собой два вида адаптации человека к войне, любой из которых ведет к моральной и духовной ущербности со временем. Фильм ни в коем случае не является пропагандистским. Стоун демонстрирует войну не с позиции героев и врагов, победителей и проигравших, а рисует ужасающую картину бессмысленной и беспощадной «мясорубки», в которой нет правых и виноватых, а есть только те, кто хочет выжить любой ценой. Эти люди в большой степени «мертвы» причем не только в физическом, но и в «моральном» смысле. Фильм заставляет задумываться о действиях, которые совершают те или иные лица. При чем если посмотреть на сборы фильма и его награды, например, Оскар в номинации «лучший фильм» 1987 г., то можно сделать вывод, что фильм действительно понравился публики во второй половине 1980-х гг.
Здесь следует заметить, что в 1980-е особое место заняла как раз рефлексия об этой войне, поскольку на улицах хватало ветеранов тех событий, те социальные потрясения, которое захлестнули США в тот период были ещё свежи в памяти, к тому же в это время в СССР шли демократические преобразования названные «Перестройкой». Потому именно во второй половине 1980-х гг. выйдет ряд значимых фильмов об этом событии.
Следующий, фильм о котором хотелось бы рассказать является «Рэмбо: первая кровь», вышедший в свет в 1982 году и снятый режиссером Тедом Котчеффом. «Рэмбо: первая кровь» – это сильный антивоенный фильм, который повествует о том, как Америка отвергает своего искалеченного войной «сына», страна, которой он служил, проливая кровь, бросает его на произвол судьбы. Где ему приходится самому восстанавливать справедливость, не самыми «законными» средствами.
Заключительным фильмом, о котором будет сказано в данной статье является кинолента 2022 г. режиссера Питера Фаррелла, которая в русской локализации получило название «За пивом». Фильм рассказывает историю Чики Донохью ведущего беззаботное существование на фоне сплошных социальных потрясений, которые сотрясают США. Однажды ночью в одном из баров Нью-Йорка ему бросили вызов. Один из друзей предложил идею, которая многим может показаться абсурдной: один из них должен пробраться во Вьетнам, разыскать приятелей со своего района, кто «героически» сражается за Америку и передать каждому из них слова поддержки из дома, может быть, немного посмеяться и выпить пива. Однако после поездки во Вьетнам главный герой перестает быть прежним.
Подводя итог, следует отметить, что кинолент о войне во Вьетнаме большое количество. В данной статье дан анализ лишь малой части «достойных» произведений, которые с разных сторон повествуют о событиях происходивших, как во время войны, так и после неё. Несмотря на то, что с момента окончания исторических событий прошло уже около 50-ти лет, про Вьетнамскую войну все ещё снимают фильмы, что свидетельствует о значимости данных событий, которые оставили глубокий след в американском обществе.