ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология

CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Правовая система – это совокупность нормотворчества и его результатов, правоприменительной практики, правосознания, правовой культуры, а также иных правовых институтов, процессов и явлений, обеспечивающих нормативно урегулированное развитие общественных отношений в конкретном государстве[1].Правовая система Китайской народной республики (далее–КНР) является уникальным феноменом, сочетающим в себе элементы континентальной и социалистической правовых систем. Сегодня КНР выступает важнейшим и стратегически значимым внешнеэкономическим партнером Республики Беларусь, укрепляя взаимовыгодное сотрудничество и способствуя процветанию обеих стран. Помимо того, современная КНР–вторая по величине и влиянию экономика мира, динамично развивающийся двигатель глобального прогресса. В настоящее время Китай считается одним из важнейших участников международных политических и экономических отношений. Наряду с ускорением процесса модернизации китайского общества, в связи с глобализацией, охватывающей все страны, большое внимание уделяется развитию и изменению правовой системы, адаптация ее к современным условиям[2, с. 336].
Правовая система КНР в своем развитии прошла несколько основных этапов, каждый из которых характеризуется своими отличительными особенностями [3, с.104].
На первом этапе (1949 – 1966 гг.) был заложен фундамент китайской государственности и правовой системы нового Китая. Первым шагом новые коммунистические власти отменили прогрессивное законодательство – «Полную книгу шести законов» (февраль 1949 г.). До этого в своем воззвании о современной политической ситуации, сделанном 14 января 1349 г., Мао Цзэдун выдвинул лозунг: «Отменить фальшивую Конституцию, отменить фальшивые законы» [3, с.104].
В конце 1940-х – 1970-х гг. значительное влияние на развитие государства и права в Китае оказывал Советский Союз. В Китае начала осуществляться политика «реформ и открытости». Это время характеризуется целенаправленным развитием советской юриспруденции в КНР. В результате здесь была создана марксистская правовая система, ориентированная на советскую модель. Многочисленные следы советского влияния сохраняются до сих пор[2, с.328].
Ситуация с развитием правовой системы КНР усугубилась в период «культурной революции» (1966 – 1976 гг.) (второй этап в истории формирования правовой системы КНР).Основной целью «культурной революции» была борьба за власть в партии и стране, а также уничтожение «четырех пережитков»: старых идей, старой культуры, старых обычаев и старых привычек. Их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна, культ личности которого устанавливался в стране. Мао создал собственную идеологию, направил молодежь против старшего поколения, противопоставил город и деревню и др. В этот период в Китае не было принято, по сути, ни одного законодательного акта (появившаяся в 1975 г. новая Конституция КНР носила исключительно декларативный характер), фактически ликвидированной оказалась конституционная система государственных органов, уставные органы КПК и общественные организации [3, с. 106]. По существу, в результате «культурной революции» была практически уничтожена основанная на Конституции 1954 г. политическая система КНР, подвергнута чистке армия и правоохранительная система, репрессированы видные работники государственно-партийного аппарата Китая [4, с. 2].
После смерти Мао Цзэдуна и завершения «культурной революции» (1976 г.), а также ареста основных ее руководителей («банда четырех»), правовая система КНР вступила в третий этап своего формирования и развития (1976 – 2001 гг.). Именно с этого времени принято говорить об уникальном опыте правового строительства китайского государства.
Вступление в декабре 2001 г. КНР в ВТО (Всемирная торговая организация) ознаменовало собой новый, четвертый этап в формировании социалистической правовой системы китайского государства (2001 – 2010 гг.), послужило толчком к глубоким изменениям не только в социально-экономической, но и в законодательной сфере страны. В течение 10 лет с момента вступления в ВТО в правовой системе Китая появился целый ряд новых правовых актов, а многие ранее принятые законы подверглись существенным изменениям или дополнениям[3, с.107].
В настоящее время правовая система китайского государства переживает пятый этап своего развития (2011 г. – по н/в). Законодатель активизировал усилия по принятию необходимых для страны нормативных правовых актов. Так, большой в сравнении с предыдущими годами объем законодательной работы был проделан ПК ВСНП (Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей) в 2012 г. В общей сложности было принято около 20 важных правовых документов [3, с.109].
В течение многих веков для правовой культуры Китая было характерно преобладание норм морали над нормами права. В основном общественные отношения в стране регулируются с помощью многочисленных подзаконных актов. При этом развито местное правотворчество, для чего местным властям от властей центральных были переданы соответствующие полномочия. Выделяют три уровня регулирования общественных отношений: уровень партии, уровень законов и подзаконных актов, уровень правовых актов местных органов власти. При этом круг вопросов меняется от уровня к уровню: на уровне КПК рассматриваются наиболее фундаментальные вопросы об устройстве государства [5].На уровне законов и подзаконных актов решаются общие вопросы, для чего и принимаются кодексы. На местном уровне – те вопросы, которые касаются жизни конкретной административной единицы. К таким вопросам относят и предоставление особых налоговых льгот инвесторам, в том числе иностранным [5].
В Китае распространен экспериментальный порядок принятия законов. Законопроект могут сначала опробовать на какой-либо отдельно взятой территории и в случае успеха распространить его действие на всю территорию страны [5].
Для формулировок, используемых в китайских нормативных правовых актах, характерна расплывчатость и неоднозначность. Например, в ст. 383 Уголовного кодекса, посвящённой коррупции, в качестве наказания указывается «лишение свободы на срок более 5 лет», при этом верхняя граница не определена [5].
Современные исследования источников (форм) права КНР в теоретическом аспекте в правовой науке достаточно немногочисленны. Оставаясь в рамках догмы права, задача исследователя при реконструкции системы источников права КНР представляется не столь сложной: достаточно «научно обработать» тексты Конституции КНР, а также порядка трех сотен действующих законов, в том числе Закона КНР от 15.03.2000 г. «О правотворчестве» и Гражданского кодекса КНР от 28.05.2020. Известный специалист в области права КНР П. В. Трощинский с учетом позиции авторитетных китайских теоретиков права относит к источникам современного китайского права прежде всего Конституцию КНР, а также законы, принимаемые ВСНП и его ПК [6, с. 58]. Хорошо развито в КНР местное законодательство, которое направлено на регулирование социально-экономического развития конкретного региона (ч. 1 ст. 72 Закона КНР «О правотворчестве»).
Еще с тех времен, когда основой правовой системы в Китае являлась мифология, право в китайском представлении – набор правил, которым нужно неукоснительно следовать, иначе последует жесткое наказание. Сама система наказаний в Китае реализована в виде развитого института уголовной ответственности[5].
Немалую роль в правовой системе КНР играют современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). С 2017г. здесь начали функционировать интернет-суды, занимающиеся делами, связанными с глобальной сетью, электронной коммерцией, авторскими правами. Их особенностью является то, что большая часть доказательств представлена в виде цифровых данных. Система использует Digdata, блокчейн, ИИ и 5G и действует во всех китайских регионах, позволяя судам разных уровней проводить процессуальные операции онлайн. Такие функции программы, как распознавание речи в суде, презентация электронных доказательств, исправление ошибок в документах, генерация архива по делу, система по управлению процессом значительно упрощают работу судов. Таким образом, судопроизводство в электронном виде становится достаточно эффективным инструментом в судебной системе Китая и даёт стимул развития другим странам[7, с. 35].
Вывод. За последние 40 лет право КНР претерпело значительные положительные изменения, переняв опыт европейских стран, США, бывшего СССР и сегодняшней Российской Федерации. В настоящее время в Китае существует уникальная правовая система, в которой прослеживается преемственность древних традиций и мифологии, романо-германской и англо-саксонской правовых систем, а также советского права.
В основу правовой системы положена идея системы правил, которым обязаны следовать все. Государство выступает контролером неуклонного следования этим правилам, для чего имеет в вершине своей структуры коммунистическую партию и сильного лидера. При всей жесткости установленных правил простые китайцы заботятся о своем образе в глазах других и системы, для них право – это прежде всего система наказаний, которых они стараются избежать. В наше время развитие юриспруденции КНР характеризуется попытками Китая найти свой собственный путь, отвечающий потребностям экономической интеграции государства и одновременно базирующийся на древних китайских правовых обычаях. Китай продолжает активный поиск собственного пути развития права [2, с. 337].
