Статья:

К вопросу об особенностях осуществления приватизации в России в 1990 – е гг.

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Сивохина О.О. К вопросу об особенностях осуществления приватизации в России в 1990 – е гг. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 30.10.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об особенностях осуществления приватизации в России в 1990 – е гг.

Сивохина Олеся Олеговна
студент Уральского Государственного Аграрного Университета, РФ, г. Екатеринбург
Шиловцев Андрей Владимирович
научный руководитель, кандидат исторических наук, РФ, г. Екатеринбург

 

Глубокий финансовый кризис, в котором оказалась Россия после распада СССР, вынудил руководство страны приступить к осуществлению радикальных экономических преобразований. 1 января 1992 г. правительство под руководством Е. Гайдара  провозгласило курс на так называемую «шоковую терапию», основным мероприятием которой  явилась либерализация цен.

По мысли реформаторов это должно было создать необходимые условия для обеспечения роста хозяйственных показателей с опорой на рыночные механизмы.  Однако на практике это привело лишь к усилению инфляционных процессов.

Курс российского рубля стал нестабилен, что привело к тому, что множество расчетов стало производиться в валюте США. 

Только за один год произошло увеличение цен в 100-150 раз. [1] Деньги на счетах предприятий  и вклады населения в Сбербанке резко обесценились. Без создания обширной массы собственников, которые могли бы появиться в результате тщательно продуманной и справедливой приватизации, дальнейшее продвижение к рыночным отношениям было невозможно.

VII-й съезд народных депутатов (декабрь 1992 г.) выразил недоверие проводимому курсу реформ, что привело к отставке Е. Гайдара с поста и.о. главы правительства. Новым премьер-министром был назначен В. Черномырдин.

Приватизация в России была нужна: во-первых, для экономического обоснования изменившегося в стране политического режима. Во-вторых, для уничтожения  монополии государственного владения. В-третьих, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств.

Массовый процесс передачи государственной собственности Российской Федерации в частные руки стал осуществляться с конца 1992 г. Координацией этих процессов занимался один из тогдашних вице-премьеров российского правительства А. Чубайс.

Основная цель проведения приватизации заключалась в усилении эффективности экономики и создании необходимых условий для функционирования будущей рыночной системы хозяйствования.

В качестве основных целей массовой приватизации в РФ декларировались: экономическая продуктивность на макро- и микроуровнях; формирование широкого слоя частных собственников; создания экономических механизмов и правовых институтов для самовоспроизводства рыночной системы; повышение эффективности хозяйственности деятельности предприятий; уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие доходов от частных фирм.

На первом этапе – в 1992-1993 гг. - осуществлялась безвозмездная передача российским гражданам части государственной собственности через получение ими приватизационных чеков (ваучеров) на сумму 10 тыс. руб. [2]

В июне 1992 года Верховным Советом РФ была принята Государственная программа приватизации на 1992 год.

В эту программу входили малые и крупные предприятия. Малые предприятия должны были распродаваться на торгах или продаваться частным лицам. Крупные предприятия превращались в открытые акционерные общества, а после продавались на акциях.

Приватизация малых предприятий стала проводиться еще до государственной программы по приватизации на 1992 год. Уже в апреле 1992 г. в России был проведен аукцион по продажи предприятий торговли в Нижнем Новгороде.

С 1 октября 1992 г. в обращение  были введены ваучерные чеки, которые выдавались в отделениях  Сбербанка РФ, но при их получении нужно было заплатить уже  25 рублей. Примерно 60-70%  организаций общественного питания, бытового обслуживания и предприятий торговли было приватизировано 1 ноября 1994 года [3].

Второй этап приватизации, начавшийся осенью 1994 г., заключался в приватизации государственных предприятий через прямое акционирование и продажу акционированных предприятий.

Программа приватизации включала в себя:

- быструю и бесплатную приватизацию большей части крупных предприятий;

- приобретение предприятиями  форм открытого и закрытого акционерного обществ.

Третий этап носил денежный тип приватизации и предполагал пополнение государственного бюджета и инвестиционную поддержку предприятий. В этот период должен был заработать фондовый рынок.

Последствия осуществления приватизационных мероприятий в России были противоречивыми.

С одной стороны, в результате проведенной приватизации, страна перешла к многоукладному типу экономики, но декларирование приоритетных целей так и не было достигнуто.

Основные проблемы объяснялись тем, что проведение приватизации (впрочем, как и других реформ) проводилось  во-первых, без тщательной предварительной разработки; во-вторых, приватизация велась в острейшей обстановке внутриполитической конфронтации в высших эшелонах власти, в условиях перехода к новой общественно-политической формации.

Правительство ощущало сильное давление со стороны Верховного совета, а противостояние Верховного совета РФ с Президентом и Правительством усугубляли проведение институциональных реформ.

Кроме того, сжатые сроки  проведения всех этих мероприятий неминуемо вели к существенным просчетам в экономическом развитии страны.

Приватизация проходила в очень сложном финансовом, экономическом и политическом положении в стране.

В ходе ее осуществления возник российский фондовый рынок, были созданы предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, появилось многообразие форм собственности. Но все это было сделано за счет крупномасштабного обмана большей части населения страны.

Предприятия с экспортным потенциалом стали собственностью небольшой по численности группировки представителей банковской сферы.

Негативными последствиями приватизации являлись злоупотребление служебным положением, коррупция и  рост преступности.

Многочисленные «подставные» фонды по заниженным ценам скупали у населения страны приватизационные чеки, обеспечивая возможность покупки дорогостоящих предприятий небольшому числу политиков и предпринимателей. В результате чего основная часть национального достояния была расхищена, оказавшись в руках 10% населения страны.[4]

Новые собственники предприятий получали их за счет всевозможных связей с руководством на местах.

В России появились олигархи,  поэтому не случайно население воспринимало приватизацию не иначе как преступное содействие обогащению одних за счет обнищания других.

Масштабная коррупция, которой сопровождались процессы приватизации, порождала социальную напряженность в обществе.

С одной стороны, приватизация позволяла уйти от стереотипов советской экономики, но с другой - не смогла добиться справедливости в обществе и повысить  эффективность рыночных процессов.

Криминализации экономики можно было избежать в том случае, если бы приватизационные процессы предшествовали либерализации цен.

Тем не менее, остается фактом, что массовая приватизация все же способствовала зарождению многоукладной экономики.

Предприятия, некогда находившиеся в общенародной собственности, стали базой для появления государственного капитализма.

Приватизированные объекты народного хозяйства создали основу для частного капиталистического сектора. Закрепились в различных секторах экономики акционерные общества.

Однако   в 1994-1998 гг., несмотря на проводившуюся приватизацию эффективность российской экономики оставалась очень низкой.

Для того, чтобы предотвратить спад производства правительство пыталось осуществить целый комплекс мероприятий, включая ограничение централизованного распределения ресурсов, перевод большинства различных секторов экономики на самофинансирование, либерализацию торговли с зарубежными странами и т.д., включая даже вывоз материальных ценностей за пределы страны.

Но сокращение расходов на бюджетные сферы только усугубило и без того сложную ситуацию и  привело к развалу военно-промышленного комплекса, культуры и медицины.

Все это вело к дальнейшему спаду промышленного производства и падению спроса на российскую продукцию.

Внутренний валовый продукт промышленности сократился почти на 40 %, что привело к процессам деиндустриализации. Рыночные отношения в России стали постепенно приобретать криминализованный характер и несмотря на попытки правительства стабилизировать ситуацию оно было отправлено в отставку 31 марта 1998 г.

 

Список литературы:
1. Григорьев Л. Статья «Приватизация как явление 1990-х». Журнал «Отечественные записки» № 1 (22) 2005 г.
2. Медведев Р.А. Чубайс и ваучер. Из истории российской приватизации. М.: ИМПЭТО, 1997.
3. Мунтян М.А., Подберезкин А.И., Стреляев С.П. Приватизация и приватизаторы. - М., Воскресенье, 2005.
4. Подберезкин А.И., Стреляев С.П., Хохлов О.А., Ястребов Я.И. Секреты российской приватизации. - М. Ступени, 2004.