Статья:

Цифровая трансформация организации от классической бизнес-модели к ИТ-экосистеме

Конференция: CXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Шанин С.Б. Цифровая трансформация организации от классической бизнес-модели к ИТ-экосистеме // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(127). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(127).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровая трансформация организации от классической бизнес-модели к ИТ-экосистеме

Шанин Сержан Булатович
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет, РФ г. Тольятти
Ерофеева Елена Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет, РФ г. Тольятти

 

Аннотация. В статье исследуются процессы взаимодействия и взаимозависимости организаций, их экосистем и бизнес-среды. Автор выделяет ряд свойств, которыми должна обладать экосистема для успешного функционирования в турбулентной социально-экономической среде: гетерогенность, модульность, редундантность, адаптивность, проактивность. В процессах трансформации бизнес-модели экосистем особое внимание уделяется формированию подходящей системы управления, подходящей организационной структуры и соответствующей корпоративной культуры. Выделена особая роль руководителя экосистемы, определяющая ее развитие, показаны основные правила игры центра экосистемы (ее драйвера), описаны преимущества всех ее участников.

 

Ключевые слова: Цифровая трансформация, экосистема, бизнес-модель, организация, свойства, организационная культура.

 

Введение

В настоящее время экономика характеризуется высокой степенью динамизма и возрастающей ролью в развитии экономических систем нематериальных факторов - информации, знаний, новых технологий, человеческого капитала. В то же время с точки зрения бизнес-моделей на рынке наблюдается все более явная тенденция к переходу от концепции классической организации к концепции экосистемы. Условием этих изменений в экономических отношениях является развитие новых технологий, изменение потребительских предпочтений в сторону приобретения различных продуктов и услуг с минимальными усилиями за счет использования оцифровки, появление на рынке клиентоориентированных компаний, использующих инновационные подходы в своей деятельности. Текущие рыночные тенденции таковы, что больше невозможно достичь лидерских позиций, ведя бизнес изолированно. Факторы роста нужно искать вовне, объединить усилия с другими участниками рынка для создания новых способов предоставления ценности клиентам.

Основная часть

Современная экономическая теория выделяет несколько подходов к определению экосистемы, рассматривая модель с разных точек зрения. Во-первых, его можно представить, как совокупность элементов (участников), взаимодействующих при разработке, производстве и коммерциализации продуктов. Это могут быть поставщики, производители, торговые организации, инвесторы, а также сами покупатели. Во-вторых, это цифровая платформа для взаимодействия вышеперечисленных участников, позволяющая использовать синергетический эффект. И наконец, экосистема - это сама организация, использующая инновационные подходы к управлению и рассматривающая компанию как саморазвивающийся живой организм, активно взаимодействующий с внешней средой.

Часто маленькие системы являются частью более крупных. Это справедливо и для экономики. Организация - это сложная адаптивная система, интегрированная в экосистему. Перекрывающиеся экосистемы вместе с государственными органами, общественными организациями и прочими формируют социально-экономическую среду (рис. 1).

 

Рисунок 1. Взаимосвязь и взаимовлияние развития организации, экосистемы и социально-экономической среды.

 

Процессы трансформации, происходящие в отдельных организациях, посредством цепной реакции передаются экосистеме в целом, что также приводит к ее изменениям, трансформируя ее и наделяя совершенно новыми свойствами. Подобные явления происходят в отношении взаимодействия экосистем с социально-экономической средой (бизнес-средой), в которой они функционируют. Таким образом реализуется такое явление сложных систем, как эмерджентность - появление в системе свойств, не присущих ее отдельным элементам (организациям, экосистемам). Затем процесс начинается в обратном направлении, и изменившаяся внешняя среда влияет на экосистемы. Формируются новые условия взаимодействия, которые, в свою очередь, требуют от организаций нового, что позволяет одной из них развиваться и переходить на новый уровень и обрекает других, не готовых к изменениям, прекратить свой бизнес.

Изменения на микроуровне снова вызывают изменения в системах более высокого порядка, и затем процесс развития следует по восходящей спирали. Для успешного функционирования и развития экосистем в условиях турбулентности социально-экономической среды необходимо реализовать ряд свойств (рис. 2).

 

Рисунок 2. Первостепенные свойства экосистемы

 

В действительности не все эти свойства могут проявляться одновременно в каждой экосистеме, но их наличие гарантирует стабильность и жизнеспособность системы.

Модульность. Потрясения, происходящие в одной части экосистемы, быстро распространяются на другие. Чем ниже уровень жесткости системы, тем легче ей выдерживать и поглощать удары. Модульность позволяет экосистеме создавать полезные барьеры или ослаблять связи между элементами, затрудняя распространение кризисов. Модульный принцип может привести к некоторым потерям или потерям, поскольку часто необходимо отказаться от тесных связей с другими организациями, которые могут облегчить обмен информацией, знаниями, новыми технологиями и, в конечном итоге, повысить эффективность. Однако модульность обеспечивает прибыльность бизнеса, несмотря на порой отказ от немедленной прибыли и неблагоприятные обстоятельства.

Редундантность. В редундантных (избыточных) системах наблюдается дублирование функций, что позволяет в случае сбоев в работе одних элементов заменять их другими. Однако с точки зрения организаций здесь могут возникать некоторые противоречия: как соотнести между собой редундантность и величину издержек, необходимых для ее обеспечения? Для этого менеджменту необходимо определить, от каких поставщиков и партнеров организация зависит в большей степени. Далее следует оценить, насколько реально создать избыточность, чтобы минимизировать риски. Это в свою очередь подразумевает поиск новых партнеров и анализ преимуществ и недостатков от взаимодействия с ними.

Адаптивность. Как было сказано ранее, современные предприятия работают в условиях турбулентности внешней среды и непредсказуемых изменений, поэтому они должны отличаться высокой степенью адаптации к изменяющимся условиям. Способность экосистемы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, переориентировать свою деятельность и новую стратегию развития определяет ее жизнеспособность. Основным условием адаптируемости системы является наличие гибкой структуры, устойчивой к негативным факторам и способной получить максимальный эффект от существующих и вновь открываемых возможностей. Посредством механизма обратной связи экосистемы должны выявлять изменения во внешней среде, а затем принимать их во внимание для разработки предпочтительных характеристик.

Проактивность. Конечно, в современных реалиях очень сложно предсказать будущее, но вы можете обратить внимание на сигналы, исходящие из внешней среды, проанализировать их и принять меры для предотвращения нежелательного исхода. Проактивность понимается как способность организации действовать заранее в соответствии с событиями и формировать для себя желаемый результат. В настоящее время новые технологии и последствия их использования представляют большую угрозу не только для конкурентоспособности компании, но и для ее существования в целом [2].

Конфидентность. Гарантией эффективности функционирования и развития экосистемы является сотрудничество и плодотворное взаимодействие ее элементов. Часто отдельные элементы экосистемы преследуют разные цели и поэтому могут ее ослабить. Инструментом, позволяющим консолидировать действия для достижения общего блага всех участников экосистемы, является формирование механизма доверия. Именно доверие позволяет элементам экосистемы объединяться, заставляя их самоорганизовываться и выполнять существующие соглашения. Механизм доверия полон огромного потенциала, для раскрытия которого необходимо, чтобы руководство организации осознавало условия полезности для других участников экосистемы. В погоне за личной выгодой необходимо внести свой вклад в благо всей экосистемы. При этом особое внимание следует уделить сотрудничеству с потребителями.

Гетерогенность (разнородность). Чем многообразнее состав сложной адаптивной системы, тем больше вероятности ее приспособления к изменениям. Исходя из этого менеджмент организации должен разнообразить работу по следующим направлениям: вид деятельности, персонал, идеи, инновации. Если не диверсифицировать бизнес, велик риск коллапса. При изменениях на рынке или в отрасли бизнесмодель компании устаревает и становится неконкурентоспособной.

Организационные изменения должны привести к значительной децентрализации компаний. Количество уровней иерархии сведено к минимуму, а в центре внимания остаются команды. Такие команды формируются для выполнения конкретных задач или проектов. В них преобладают принципы самоуправления. Командная координация происходит естественным образом, без необходимости встреч или встреч. Это приводит к сокращению административного аппарата организации до минимума.

Преобразование бизнес-модели в экосистему требует создания подходящей системы управления, подходящей организационной структуры и подходящей корпоративной культуры. Научно-технический прогресс позволяет использовать современные цифровые технологии (большие данные, блокчейн, искусственный интеллект) в управленческой деятельности. В этом контексте целесообразно говорить о системе цифрового управления организации как о совокупности взаимосвязанных элементов, объединенных цифровой платформой с использованием упомянутых выше технологий. Использование платформ и оцифрованных процессов между участниками экосистемы может снизить транзакционные издержки, модернизировать бизнес-модели и повысить общую эффективность бизнес-процессов [5].

Бизнес-цели компаний также должны претерпеть изменения [4]. Максимизация прибыли больше не должна рассматриваться как самоцель, а действовать как средство развития. Основными целями организации в модели экосистемы являются человеческое развитие и максимальное удовлетворение его потребностей. Более того, эти цели будут реализовываться параллельно, без преобладания одной над другой.

Стремясь укрепить свои позиции на рынке, организации вынуждены быстро реагировать на динамично меняющийся спрос. Для этого они должны отойти от бюрократических процессов и структур и стать организациями специального (органического) типа. В таких организациях человек не имеет отношения к конкретному месту работы. Современный специалист предпочитает работать индивидуально и удаленно.

Все чаще мы можем наблюдать формирование организаций нового типа, полностью осознающих все преимущества цифровизации экономики, то есть виртуальных организаций. Отличительной чертой организации, если смотреть через призму экосистемы, является ее высокая социализация. Основная задача менеджмента по отношению к сотрудникам - не заставить их выполнять необходимые действия для получения экономической выгоды, а организовать персонал - носителя новой организационной культуры для осознанных творческих действий [3].

Виртуальная организация - это формальная или неформальная организация, которая объединяет пространственно разнесенные хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), которые взаимодействуют в процессе совместной деятельности (производство продукции и оказание услуг), используя в основном информационно-коммуникационные технологии. Большинство современных экономистов и предпринимателей в один голос заявляют, что будущее за онлайн-компаниями, которые способны наиболее быстро и грамотно реагировать на постоянные изменения рынка. Преимущество плюсов перед минусами значительное, а сама система настолько привлекательна, что в ее эффективности не приходится сомневаться. С учетом развития цифровых технологий очень скоро дистанционное общение внутри команды станет еще более понятным и простым, а контроль за выполнением работы будет переведен практически в автоматизированный режим.

Сегодняшние лидеры рассматривают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, который позволяет им направлять структурные подразделения и отдельных сотрудников на достижение общих целей, повышать их инициативу и способствовать эффективному общению между ними. Исходя из этого корпоративная культура должна обладать следующими характеристиками: отсутствие страха принятия решений как у подчиненных, так и у руководителей; каждый член коллектива должен иметь доступ к информации, процесс должен быть непрерывным [6]; личные цели каждого должны согласовываться с организационными целями, что приведет к повышению эффективности работы; процесс труда должен содержать в себе творческое начало. Труд и творчество должны не противостоять друг другу, а тесно переплетаться между собой, дополняя и замещая друг друга там, где это необходимо [1]. Эффективность организации как части экосистемы во многом определяется ее специализацией. У каждой экосистемы есть свои лидеры, которые определяют ее развитие и основные правила игры в ней. Они являются центрами экосистемы или ее двигателями. Они создают высокую степень лояльности клиентов к своим продуктам и тем самым увеличивают их доход. Чтобы стать лидером рынка, организация должна создать продукт с лучшими качествами по сравнению с конкурентами и максимально удовлетворить потребности каждого потребителя. Обратите внимание, что не только водители, но и другие производители и поставщики в этой экосистеме (например, за счет использования новых каналов сбыта) получают выгоду, а клиенты, в свою очередь, могут покупать более широкий ассортимент товаров и услуг.

Заключение

Использование инноваций является предпосылкой для функционирования организации в экосистеме. Инновационные процессы должны охватывать все сферы его деятельности. Нововведения будут иметь не только технологический характер и прямую связь с производственным процессом. Это будут организационные, маркетинговые и социальные инновации. Для этого необходимо широко и эффективно использовать знания.

Экосистемы сегодня являются одним из трендов развития корпоративных ландшафтов. Пока что они в основном применимы к технологическим компаниям, банковской и телекоммуникационной средам. Однако перспективы в этой области огромны. Это девелоперские компании, туроператоры, авиакомпании, торговые сети, автосалоны, развлекательные компании и т. д.

 

Список литературы:
1. Кукушкин С. Н. Эволюция модели организации в общественно-экономических формациях // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 4 (100). – С. 3–18.
2. Докукина А. А., Щербак Л. О. Современная конкурентоспособность: основные аспекты и проблемы российских производителей // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2017. – № 2 (22). – С. 62–73.
3. Каленов О. Е. Организация в экономике знаний // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2019. – № 5 (107). – С. 5–14.
4. Кукушкин С. Н. Бизнес-модель организации в экономике знаний // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 6 (102). – С. 24–31.
5. Масленников В. В., Ляндау Ю. В., Калинина И. А. Формирование системы цифрового управления организацией // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2019. – № 6 (108). – С. 116–123.
6. Мрочковский Н. С., Ляндау Ю. В., Пушкин И. С., Федосимова М. А. Цифровая трансформация бизнес-моделей // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 5. – С. 69–72.