Статья:

Стейкхолдерский подход к оценке рыночной стоимости бизнеса

Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Конев Д.В. Стейкхолдерский подход к оценке рыночной стоимости бизнеса // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(128). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(128).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стейкхолдерский подход к оценке рыночной стоимости бизнеса

Конев Дмитрий Валерьевич
магистрант, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в ценностно-ориентированном управлении рост стоимости предприятий является основной целью их функционирования, на достижение которого направляются усилия менеджмента.

От уровня обоснованности оценки и степени адекватности управленческим целям зависит эффективность функционирования всей системы управления предприятиями.

В условиях многомерности и видового разнообразия стоимости, управление на микроэкономическом уровне должно быть нацелено на максимизацию стейкхолдерской добавленной стоимости, которая является денежным эквивалентом ценности в виде дополнительных финансовых выгод предприятия и его ключевых стейкхолдеров.

Оценка рыночной стоимости бизнеса связана с обоснованием наиболее вероятной цены в случае осуществления купли-продажи бизнеса на рынке, то есть данная цена фактически превращается в объект управления.

Многочисленным коммерческим организациям необходим надежный инструмент, позволяющий самостоятельно выявлять проблемы, требующие решения, и обосновывать меры по созданию условий для своего устойчивого развития. Роль такого инструмента способен выполнять бизнес-анализ, методологическую базу которого составляет стейкхолдерский подход [1, с. 56].

В оценке рыночной стоимости бизнеса ныне не отображаются в должной мере выгоды всех заинтересованных в результативной деятельности предприятия сторон (кроме собственников, инвесторов и покупателей продукции), то есть государственных органов, общественных групп, менеджеров, работников, партнеров предприятия.

Стейкхолдеры оказывают значительное влияние на формирование стоимости бизнеса предприятия, и, в свою очередь, заинтересованы в получении соответствующей отдачи.

На практике интерпретация стейкхолдерского подхода к использованию принципов управления стоимостью бизнеса и устойчивого развития в деятельности предприятий является несколько суженной. В лучшем случае этот подход рассматривается как концепция «пирамиды тройного выигрыша». Сущность концепции «тройного выигрыша» заключается в следующем: выгода для компании, государства, а также выгоды для населения от реализации программ компании [3, c. 100]. При этом ключевым моментом является обеспечение выгод прежде всего для заинтересованной стороны – потребителя.

Результаты рыночной стоимости бизнеса используются многими категориями пользователей с разными целями (таблица 1).

Таблица 1.

Цели использования результатов рыночной стоимости бизнеса в зависимости от категории пользователей

Основные категории пользователей результатов оценки

Цели использования результатов оценки

Менеджеры

Ориентация на стоимость при выборе управленческих решений. Обоснование цены продажи бизнеса. Обоснование инвестиционной привлекательности предприятия. Оценка эффективности управления и разработка стратегии развития предприятия. Определение целесообразности выпуска и размещения акций. Определение кредитоспособности предприятия и величина залога при получении кредита. Расчет базы налогообложения. Оценка целесообразности разных вариантов реорганизации. Определение объема выручки от продажи имущества предприятия в случае его добровольного банкротства по решению собственника.

Собственники предприятия

Оценка доходности вложений. Оценка целесообразности вариантов распоряжения собственностью (продолжение бизнеса, его продажа или ликвидация, слияния и поглощения)

Инвесторы

Оценка целесообразности инвестиционных вложений в предприятие. Оценка доходности вложений. Определение допустимого уровня цены предприятия.

Фондовые биржи

Допуск акций к торгам. Расчет конъюнктурных параметров акций. Проверка обоснованности котировок акций.

Страховые компании

Определение размеров страховых взносов. Расчет величины страховых выплат.

Кредитные организации

Оценка кредитоспособности заемщиков и залога при выдаче кредита.

Федеральная налоговая служба

Контроль правильности исчисления налоговой базы.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Оценка эффективности функционирования объектов государственной собственности. Проверка обоснованности выручки предприятия от продажи предприятия в результате его ликвидации.

 

На основании таблицы, можно отметить, что целевой спектр использования менеджерами результатов оценки рыночной стоимости бизнеса не ограничивается целями управления.

Можно выделить четыре степени взаимодействия компаний с заинтересованными сторонами:

- взаимодействие с целью снижения остроты проблемы, которая возникает в результате давления и имеет локальный эффект;

- систематическое взаимодействие с целью управления рисками и улучшения понимания ожиданий заинтересованных сторон;

- комплексное стратегическое взаимодействие в целях обеспечения устойчивой конкурентоспособности;

- согласование и инициация изменений в стратегии компании, в ее бизнес-модели и реализуемых ею бизнес-процессах.

Каждая степень отражает определенные цели взаимодействия с заинтересованными сторонами [2, c. 75].

Определение стейкхолдеров следует осуществлять, разделив их на внутренних (владельцы, менеджмент (в частности, совет директоров или правление корпорации), персонал предприятия, профсоюз) и внешних (заказчики, клиенты, потребители, потенциальные инвесторы и акционеры, поставщики, конкуренты, партнеры, органы местного самоуправления, органы государственной власти, общественные организации, научные организации, союзы и т.д.). Их перечень сугубо индивидуален для каждого предприятия и определяется при помощи детального анализа его деятельности. При этом следует помнить, что если стейкхолдеров объединяют в функционально однородные группы, то фактически они являются не всегда психологически однородными. Поэтому при определении выгод нужно отдельно подходить к каждому стейкхолдеру индивидуально. Важно при этом придерживаться принципа стратегического диалога для обеспечения полезного долгосрочного сотрудничества.

Стейкхолдерских подход к оценке бизнеса по своей природе всегда предусматривает получение взаимных выгод между компанией и стейкхолдерами, но очень часто требования стейкхолдеров могут противоречить друг другу.  В то же время иногда интересы стейкхолдеров находятся в конфликте друг с другом, но в долгосрочной перспективе они должны быть согласованы в одном направлении [4].

Можно говорить о существовании так называемой стейкхолдерской стоимости (ценности). В научной литературе существует ряд концептуальных основ, связанных с существованием этой экономической категории. Под стейкхолдерской стоимостью понимают субъективную оценку стейкхолдерами или группой стейкхолдеров ценности, полученной в результате одного или нескольких видов деятельности бизнеса. Понятие стейкхолдерской стоимости не противоречит традиционному подходу понимания стоимости бизнеса и не заменяет его. Фундаментально в стремлении максимизировать стоимость бизнеса уже положена максимизация стейкхолдерской стоимости [5].

Еще одним ключевым положением стейкхолдерской стоимости является то, что она является маржинальной стоимостью, которая является изменением субъективного восприятия влияния на бизнес конкретных стейкхолдеров. Это изменение отсчитывается от базового состояния, которым характеризуются стейкхолдеры, и до определенного состояния реализации его целей (уровень оправдания ожиданий). Стейкхолдерская стоимость (ценность) для каждой заинтересованной стороны является ключевым результатом взаимодействия компании и стейкхолдеров.

Стабильное создание стейкхолдерской стоимости является обязательным условием устойчивого развития бизнеса. Но, величина стейкхолдерской стоимости может колебаться, а такие изменения могут порождать риски. Некоторые из этих рисков возникают в результате конфликта интересов. Отдельные стейкхолдеры в связи с информационными изменениями могут также перейти в категорию недовольных, создав при этом риски в устойчивом развитии взаимоотношений. Следовательно, важным в этом непрерывном системном процессе является определение рисков и прогнозов относительно заинтересованных сторон. Кроме того, следует учитывать, что растущее благополучие и образованность населения (или, наоборот, усиление кризисных ситуаций в экономике, которые негативно влияют на благополучия общества) формируют новые требования к экономической, социальной и экологической ответственности бизнеса. То есть, обязательным в диалоге со стейкхолдерами является соблюдение принципа гибкости, который проявляется в способности адаптации к требованиям стейкхолдеров, проявлении толерантности к каждому из участников диалога, существовании собственной точки зрения на каждую новую ситуацию и тому подобное. Прогнозирование поведения каждого из «ключевых стейкхолдеров» в перспективе в зависимости от сценариев развития позволит снизить риски. Реализация принципов открытости, прозрачности, законности, честности, подотчетности, эффективности, обучения, участия уменьшает риски и способствует налаживанию доверительных отношений между стейкхолдерами и компанией.

Фундаментально-стейкхолдерская добавленная стоимость как новая управляемая стоимость в системе ценностно-ориентированного управления является индикатором стратегического финансового результата деятельности предприятия в виде дополнительных финансовых выгод для ключевых стейкхолдеров. Такой финансовый результат характеризует ценность предприятия с позиции его способности к долгосрочному развитию путем наиболее полного удовлетворения собственных и стейкхолдерских финансовых интересов. Процесс формирования стейкхолдерской добавленной стоимости неразрывно связан с инвестированием капитала в создании внеоборотных и оборотных активов субъектов хозяйствования.

Современный подход к пониманию фундаментальной стоимости предусматривает, что эта стоимость оценивается независимым оценщиком на основе его собственной информированности. В таблице 19 представлен сравнительный анализ параметров оценки рыночной и фундаментальной стоимости предприятия с учетом результатов проведенных исследований.

Таблица 2.

Сравнительный анализ результатов оценки рыночной и фундаментальной стоимости предприятия

Параметр оценки

Рыночная стоимость предприятия

Фундаментальная стоимость предприятия

Уровень субъективной оценки

Высокий

Низкий

Степень интеграции оценки в управленческий процесс

Низкая

Высокая

Уровень отображения в оценке выгод стейкхолдеров предприятия

Высокий

Низкий

Уровень точности оценки

Низкий

Высокий

Цели наиболее целесообразного использования результатов оценки

Выполнение отдельных операций

Эффективное управление предприятием

Пользователи результатов оценки

Менеджеры предприятия, собственники предприятия, инвесторы, страховые компании, кредитные организации

Менеджеры предприятия

 

Показатель стейкхолдерского дохода отражает количественную оценку финансовых выгод предприятия и его ключевых стейкхолдеров и выступает индикатором стейкхолдерской стоимости предприятия. Стейкхолдерский доход составляет общий доход предприятия от операционной и неоперационной деятельности, остающейся после его уменьшения на величину нестратегических расходов. Именно за счет фундаментально-стейкхолдерских доходов обеспечивается удовлетворение финансовых интересов предприятия и его ключевых стейкхолдеров.

Чрезвычайно важным для налаживания эффективного диалога между заинтересованными сторонами, обеспечения непрерывных консультаций и постоянных инноваций является постоянный мониторинг состава стейкхолдеров и оценка уровня их вовлечения в политику компании, оценка показателей эффективности. Диалог со стейкхолдерами означает формирование эффективной коммуникации, привлечения основных представителей групп стейкхолдеров к разработке стратегии развития компании.

Итак, налаженные взаимоотношения со стейкхолдерами позволяют повысить доверие к предприятию, его имидж и репутацию; привлекать лучшие кадры и укреплять взаимоотношения внутри предприятия благодаря высоким нравственным принципам, а за счет этого повышать эффективность деятельности; более эффективно управлять рисками; завоевывать доверие потребителей и партнеров по бизнесу и тому подобное. А это обеспечит устойчивое развитие предприятия и конкурентные преимущества на долгосрочную перспективу.

 

Список литературы:
1. Бариленко В. И. Основы бизнес-анализа: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
2. Зарецкий А. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика. – М.: КНОРУС, 2016 – 292 с.
3. Матвеенко А. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивости предприятия: [монография] / А. Матвеенко. – М.: АП «Наука и образование», 2011. – 205 с.
4. Freeman E. Ending the so-called «Friedman-Freeman’debate. Business Ethics Quarterly» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://philpapers.org/rec/FREETS (дата обращения 09.05.2021)
5. Stakeholder Judgments of Value: Advancing Stakeholder / [L. Lankoski, N. Stmith, L. Van Wassenhove] // Theory through Prospect Theory, INSEAD, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hbs.edu/faculty/conferences/2013-sustainability-andcorporation/Documents/Stakeholder_judgments_of_value_0513FV.pdf. (дата обращения 09.05.2021)