Статья:

Взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий

Конференция: CXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Саломова А.М. Взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(131). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(131).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий

Саломова Анастасия Михайловна
магистрант Северо- Восточный государственный университет (СВГУ), воспитатель МБДОУ №15, РФ, г. Магадан
Шкатова Е.А.
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и валеологии, Северо- Восточный государственный университет (СВГУ), РФ, г. Магадан

 

INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND PARENTS OF CHILDREN WITH TNR IN ORGANIZING AND CONDUCTING JOINT EVENTS USING GAMING TECHNOLOGIES

 

Anastasia Salomova

Undergraduate North-Eastern State University (SVGU), Educator MBDOU No. 15, Russia, Magadan

Shkatova E.A.,

Scientific director, Cand. ped. Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Valeology, North-Eastern State University (SVGU), Russia, Magadan

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вовлечение родителей дошкольников в организованную совместную игровую деятельность, положительно влияющую на развитие речи детей с ТНР.

Abstract. This article examines the involvement of parents of preschoolers in an organized joint play activity, positively affecting the development of children's speech with TNR.

 

Ключевые слова: дошкольник, речевое развитие, игровая деятельность, развлечение.

Keyword: preschooler, speech development, gaming activities, entertainment.

 

Введение . Вопросы правильного воспитания детей всегда были важными и насущными для взрослого поколения. Народная мудрость через устное творчество отражает проблемы семейного и общественного обучения. Сегодня можно обратиться к известным высказываниям, которые ярко и выразительно раскрывают смысл воспитания, помогают нам передать информацию.

С каждым годом число детей с нарушениями речи увеличивается. В причинах могут быть указаны не только медицинские факторы, но и современные социально-культурные условия, в которых сегодня происходит развитие детей. По ряду причин малыши оказываются в условиях дефицита общения, и, прежде всего, с самыми близкими взрослыми [1,с 56 ].

Современные родители в силу своей занятости на работе не могут проводить достаточное количество времени со своим ребенком. Главным источником информации для которого становится телевизор,компьютер и телефон, где ребенок являются в основном пассивным слушателем и испытывает недостаток речевой практики. Процент детей с различными нарушениями речи остается стабильно высоким. Многие дети оказываются в специализированной группе, так как требуется длительная коррекционная работа с учителем-логопедом, деятельность которого выстраивается в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с семьями воспитанников и педагогами. Нередко у педагога возникают трудности в работе с родителями воспитанников, которые отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей. Родители не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

Необходимо помнить, что приобщение родителей к помощи при коррекции речи должно проходить на позиции равенства и сотрудничества.

Воспитатель организует работу, таким образом, чтобы ненавязчиво, в разных формах подачи познакомить родителей с приемами коррекции и закрепления нового материала. На позиции партнерских отношений все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения: привлечение к разучиванию и выполнению с детьми разных видов игровых заданий, показ инсценировок, совместные развлечения. Таким образом, родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.

Как мы знаем, более прочному усвоению учебного материала способствует многократное повторение изученного. Осмысленность нового материала появится у детей через закрепление материала в разных условиях. Этому содействует игровая деятельность. Именно игра позволяет скорректировать речевые нарушения. Для детей с ТНР проводятся игры, способствующие совершенствованию всех сторон речи (лексики, грамматики, связной речи и звуковой стороны речи). Приобретенные детьми знания закрепляются в игре в процессе взаимодействия ребенка с педагогами и родителями.

В нашей группе для коррекции всех сторон речи используются разные виды игр: пальчиковые игры, игры малой подвижности на координацию речи с движением, дидактические и театрализованные игры. К каждой лексической теме учитель - логопед подбирает разные игры и игровой материал на решение определенных задач по коррекции речи. В процессе подгрупповой и индивидуальной работы логопед знакомит детей с правилами игры, при необходимости разучивает стихотворный материал. Далее с содержанием игр знакомятся воспитатели и родители (во время консультаций, через социальные сети и информации на стенде). Для того, чтобы родители смогли поиграть со своим ребенком, в холле детского сада расположена стендовая игротека «Космос звуков и слов», где представлены дидактические игры с необходимым наглядным материалом и упражнения по разным лексическим темам с учетом коррекции всех сторон речевого развития). Воспитатели планируют проведение игр и игровых заданий в вечернее время. Дети должны жить в мире красоты, игры, творчества, сказки, музыки, рисунка.

Для театрализованной деятельности в группе есть центр с необходимым оборудованием, где дети могут сочинять, рассказывать знакомые сказки, разучивать диалоги. Удачным моментом является совместная подготовка педагогов и родителей к показу инсценировки. Так с детьми старшего и подготовительного возраста была подготовлена к показу сказка «Деревья осенью».

Цель показа: развитие речи посредством театрализованной деятельности, обобщить знания детей о деревьях, кустарниках и их дарах; совершенствовать связную речь детей. В инсценировке участвовали все дети. Начали подготовку к показу сказки с распределения ролей, затем воспитатель и логопед разучивали с детьми диалоги и монологи, которые в дальнейшей родители закрепляли дома. Родители также оказали значительную помощь в организации мероприятия: помогли создать необычные красивые костюмы. Инсценировка получилась яркой, динамичной дети смогли выразительно передать образ персонажей.

В рамках проведения тематического развлечения ту или иную лексическую тему дети изучают с разных сторон. Развлечения направлены на развитие эмоциональной сферы детей, и требуют тщательной предварительной работы, в подготовке и проведении которых в логопедической группе участвует не только логопед, но также могут принять участие воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, также привлекаются к участию родители [6, с 74].

Основная цель такого рода развлечений - обобщение знаний детей, автоматизация полученных умений и навыков по пройденным лексическим темам. Развлечение требует тщательной подготовки. Сначала логопед указываются цели и задачи, и в соответствии с ними разрабатывается сценарий развлечения, где определяется роль каждого участника коррекционного процесса. Такое мероприятие включают в себя разные виды деятельности: решение проблемных ситуаций, элементы соревнований, работа по командам, выполнение игровых заданий, общение с персонажами. Так в сценарии занятия «Проделки Забияки» дети вместе с родителями отправляются искать похищенные книги, встречаются с разными персонажами и выполняют задания от них, вместе с воспитателем выполняют упражнения на координацию речи с движением. Роль Забияки, забавных игрушек и т.д. исполняют дети. Закрепляются знания по темам: «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь». В процессе подготовки родители разучивали стихотворные строчки, подготавливали костюмы и небольшое угощение для детей. По аналогии состоялось развлечение «Рядом с миром животных» в подготовительной группе, где прошло соревнование двух команд: «дикие животные» (команда взрослых) и «домашние животные» (команда детей).

Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве. Чаще всего на собраниях, консультациях мы встречаемся с мамами, а папы остаются в стороне. В преддверии праздника «Дня защитника Отечества» мы решили привлечь пап и пригласили на развлечение. В разработке сценария и проведения которого помимо воспитателя приняли участие музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. На этом мероприятии мы совместили решение задач двигательной активности детей с закреплением знаний о родах войск, навыков звуко - буквенного анализа слов и чтения. Во время подготовки развлечения некоторые родители представили проекты, которые они подготовили, совместно с детьми к Дню защитника Отечества. Проведение совместных развлечений, как одного из видов досуговых форм организации общения помогают устанавливать доверительные, партнерские отношения между логопедом и родителями. Использование такой формы способствует тому, что благодаря позитивной эмоциональной атмосфере родители становятся более открытыми для общения, у них появляется желание участвовать в процессе коррекции речи детей, а также оказывать посильную помощь в организации этого процесса. Таким образом, организация и проведение совместных мероприятий педагогов и родителей с использованием игровых технологий (пальчиковые игры, театрализованные и дидактические игры, совместные развлечения) в целом способствует повышению эффективности коррекционной работы в группе с детьми с ТНР. Так же совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на эмоциональное развитие воспитанников. Дети становятся более активными, становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

Список литературы:
1. Басюк, В. С. Психологическое сопровождение детей в условиях образовательного учреждения / В. С. Басюк // Развитие личности. - 2007. - № 3. - С. 160-165.
2. Башмакова, С. Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие / С. Б. Башмакова. - Киров: ВятГГУ, 2007. - 102 с.
3. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие / М. Р. Битянова. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 576 с.
4. Глевицкая, В. С. Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника [Электронный ресурс] / В. С. Глевицкая // http://freepapers.ru/18/sushhnost-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-doshkoln/145697.914573.list1.html.
5. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2009. - 320 с.
6. Казакова, Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е. И. Казакова // На путях к новой школе. - 2009. - № 1. - С. 36-46.
7. Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях / В. А. Калягин, Ю. В. Матасов, Т. С. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2005. - 240 с.
8. Рубинштейн, С. Л. К вопросу о языке, речи и мышлении [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн // Вопросы языкознания - № 2. - С. 42-48. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/post/7679/ (дата обращения: 10.02.2018).