Педагогические методы и приемы работы с «трудными» учащимися
Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Педагогические методы и приемы работы с «трудными» учащимися
Проблема обучения и воспитания «трудного» ребенка, несмотря на свою давнюю историю исследования, является достаточно актуальной. На сегодняшний день растет количество детей с девиантным поведением, с низким уровнем успеваемости, не заинтересованных в учебной деятельности. В связи с этим во многих нормативных документах в качестве основных требований, предъявляемых к учителю, выступает готовность организовывать взаимодействие с разными категориями учащихся, оказывать им адресную помощь через реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе. В частности, в Профессиональном стандарте для педагога определяются основные трудовые действия, необходимые умения и знания, среди которых особую значимость приобретает «умение выявлять в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья» и др. [9]. Причем эти умения должны применяться в отношении следующих категорий школьников: «одаренные дети; социально уязвимые дети; дети, попавшие в трудные жизненные ситуации; дети-мигранты; дети-сироты; дети с особыми образовательными потребностями; дети с девиациями поведения» и др. [9]. Как видим, достаточно много среди этих категорий учащихся, которых можно определить как «трудные» дети.
В педагогической энциклопедии «трудные» учащиеся рассматриваются как «категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии» [7].
Организуя работу с данной категорией учащихся, педагогу необходимо учитывать следующие моменты: во-первых, такие учащиеся, как правило, отличаются девиантным поведением, которое предполагает нарушение норм, принятых в обществе, наличие отрицательных форм поведения: они не хотят хорошо учиться, плохо выполняют (или не выполняют вообще) домашние задания, пропускают уроки, нарушают дисциплину и т.п.; во-вторых, в структуре личности ребенка возникают негативные качества, такие, как конфликтность, враждебность, агрессивность, недоверчивость к окружающим и др.; в-третьих, «трудным» детям необходимо уделять особое внимание, сопровождая их в процессе обучения и воспитания.
Ученые считают, что в качестве показателей, по которым ребенка причисляют к «трудным», выступают прежде всего плохая успеваемость и недисциплинированность. Однако следует иметь в виду, что эти показатели не возникают у школьника спонтанно и за один день. А.И. Кочетов утверждает, что «ребёнок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, он выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний» [3].
А.И. Кочетов, анализируя проблему взаимодействия с «трудными» детьми, составил перечень причин, по которым ребенок делается «трудным». Среди них:
- усилившаяся напряженность жизни, следствием которой является, с одной стороны, упрощение норм поведения, с другой стороны, ухудшение поведения большинства окружающих нас людей;
- увеличение нагрузки в школе (объем, темп/ритм, интенсивность занятий);
- наличие противоречия между тем, чему ребенка учат в школе, и тем, с чем он может сталкиваться в реальной жизни;
- интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей;
- асоциальное поведение родителей;
- неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка;
- эффект педагогической запущенности и др. [3].
С учетом того, что «трудных» детей, как правило, сопровождает низкая успеваемость, перед учителем стоит задача попытаться повысить этот уровень. Однако сделать это достаточно сложно, поэтому возникает еще целый ряд задач, которые ему предстоит решать. В частности, речь идет о развитии интереса к учебной деятельности, о снижении агрессивности, враждебности, проявления негативных личностных качеств и др. Для этого педагогу необходимо отобрать комплекс методов обучения и воспитания «трудных» школьников.
Чтобы отобрать методы обучения и воспитания «трудного» ребенка, необходимо изучить его особенности: например, определить тип темперамента, физическое развитие, состояние здоровья, выявить его склонности, интересы, условия семейного воспитания и т.п. Эту информацию возможно получить с помощью различных диагностических методов: наблюдение, использование опросников, анкет, тестов, психолого-педагогических методик. Полученная информация, как правило, заносится в специальный дневник, подвергается тщательному анализу, в результате которого определяются причины неуспеваемости, недисциплинированности, проблемы, возникающие во взаимодействии с этим ребенком. Исходя из полученных результатов, учитель определяет методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
На примере уроков иностранного языка рассмотрим некоторые методы, приемы работы с «трудными» школьниками.
1. Разработка индивидуальных заданий по немецкому языку для неуспевающего ученика.
Для «трудных» школьников с низким уровнем успеваемости по предмету учитель может разрабатывать специальные задания на карточках, которые ребенок выполняет на уроке с последующей обязательной проверкой и обсуждением, исправлением допущенных ошибок.
Например, по теме «Употребление определенного и неопределенного артикля в немецком языке» ученику 4 класса может быть предложена карточка с заданиями:
Задание 1: Вставьте, где это необходимо, определенный или неопределенный артикль.
Das ist … Kugelschreiber. … Kugelschreiber ist gut.
Задание 2: Переведите предложения на немецкий язык.
Он студент. Я инженер по профессии. Ручка хорошая? – Да, она хорошая.
Задание 3: Переведите предложения на русский язык.
Hier ist ein Zimmer. Es ist ein Übungsraum. Hier gibt es drei Fenster.
2. Использование/разработка алгоритма при выполнении заданий.
Неуспевающему ученику при выполнении заданий необходимо предлагать специальный алгоритм, позволяющий ему работать по шагам. На уроках иностранного языка многие задания связаны, например, с переводом предложений или целого текста. Для преодоления трудностей при переводе учащийся может использовать следующий алгоритм:
1. Прочитай текст полностью.
2. Для того чтобы перевести текст, работай сначала с отдельными предложениями.
3. Определи в отдельном предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены.
4. Найди в тексте незнакомые слова, выпиши их в словарик, сделай транскрипцию к ним.
5. Используя словарь (печатный вариант или электронный), переведи незнакомые слова.
При работе с печатным словарем следует найти по алфавиту нужное слово и соответственно перевод к нему; при использовании электронного словаря необходимо набрать само слово в поисковую строку.
6. Зная значение всех слов в предложении, построй его по грамматическим правилам русского языка.
7. Прочитай предложение, уточни его с точки зрения орфографии и пунктуации.
8. Соедини переведенные предложения в текст, скорректируй повторы слов и словосочетаний.
3. Использование в задании глоссария, включение подсказок.
Учитель может предлагать несколько вариантов подсказок. Самый простой вариант, рассчитанный на учащихся с низким уровнем успеваемости, заключается в том, что, например, при переводе текста на карточке или на доске выписываются незнакомые/непонятные слова (глоссарий с переводом). Второй вариант подсказки сложнее: если ребенок не может перевести новое слово – существительное, то предлагается перевести сначала глагол, от которого оно образовано (существительное «der Lehrer» (учитель) переводится через глагол «lehren» (учить)). Такая подсказка может влиять на интерес школьника, поскольку перевод незнакомого слова осуществляется через правила словообразования – получается своеобразное решение ребуса. Третий вариант подсказки предполагает использование разноцветных табличек, схем, отражающих, например, образование временных форм глаголов и т.п. Это позволяет не только выполнить конкретное задание, но и лучше запомнить правило и в дальнейшем применять его на практике.
Данные методы и приемы работы с «трудными» детьми позволят учителю способствовать повышению их интереса к учебной деятельности, уровня успеваемости, преодолеть трудности в поведении таких учащихся.