Подготовленность обучающихся СПО к использованию компьютерных технологий в обучении 3D моделированию
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Подготовленность обучающихся СПО к использованию компьютерных технологий в обучении 3D моделированию
Применение в образовании современных информационных, компьютерных, производственных и энергетических технологий вносит изменения в содержание и организацию учебного процесса, как в высших учебных заведениях, так и в системе среднего профессионального образования.
Включение компьютера в учебный процесс далеко не всегда эффективно, особенно если предстоит преподавать довольно сложные дисциплины.
Тем более, если в качестве преподавателя выступает студент, который совсем недавно познакомился с новыми технологиями.
Уже несколько лет студенты Удмуртского государственного университета проходят производственную педагогическую практику в Ижевском промышленно-экономическом колледже и встречаются там с рядом проблем, особенно при преподавании дисциплин, включающих в себя изучение САПР (систем автоматизированного проектирования).
Системы автоматизированного проектирования в свою очередь тесно связаны с использованием 3D технологий.
Проблемы, которые возникают, в процессе использования новых 3D технологий не только в образовательной среде, но и на практике в режиме реальной ситуации:
- не все общеобразовательные учреждения обладают достаточной материальной базой,
- относительно высокая стоимость программного обеспечения,
- дорогостоящая подготовка,
- большие временные затраты.
Таким образом, нашей целью было изучение уровня подготовленности обучающихся СПО к использованию компьютерных технологий в обучении 3D моделированию.
Во время всей педагогической практики проводилось наблюдение, а так же было проведено сочинение - эссе «Я и компьютер»
По результатам проведенного анализа эссе «Я и компьютер»
обучающиеся в компьютере видят «средство развлечения», «средство коммуникации», «средство для обучения». Многие описывают просто технические характеристики компьютеров.
По результатам наблюдений были выявлены следующие проблемы:
- Не все понимают задания с первого раза (не владеют терминологией),
- отсутствие достаточного большого объема знаний по предмету,
- задания в письменной форме читают невнимательно,
- не умеют самостоятельно распределять время на выполнение задания,
- не всегда могут перевести теоретические знания в плоскость решения практических проблем,
- не могут «перевести» плоский чертеж в объемную модель, недостаточно развито пространственное мышление.
На основании проведенного исследования были выделены уровни подготовленности обучающихся к использованию компьютерных технологий.
Высокий уровень: высокая учебная активность; желание использовать компьютер во время решения учебных задач; высокий познавательный интерес; стремление к самоорганизации; инициативность при выполнении заданий; уверенность в своих силах; обладание знаниями как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль.
Средний уровень: успешное выполнение учащимися системы исполнительских действий; усвоенные необходимые знания, умения, навыки; стремление улучшить учебные результаты с помощью компьютера; стремление к коллективному взаимодействию.
Низкий уровень: уход от трудностей; избегание неудач в компьютеризированной учебной деятельности; отказ от работы на компьютере; высокая тревожность; боязнь испортить компьютер; неумение владеть собой.
За время практики была проведена экспериментальная работа по повышению уровня подготовленности обучающихся к использованию компьютерных технологий, состоящая из трех этапов, так как в последующем им предстоит выполнять курсовые, дипломные работы, участвовать в демонстрационных экзаменах и чемпионатах WorldSkills.
I. Этап овладения компьютером как средством учебной деятельности (освоение начальных представлений о графической информации, о интерфейсе компьютерных программ и в том числе систем автоматизированного проектирования).
II. Этап освоения методов решения задач в автоматизированной компьютерной среде.
III. Этап. Практикум (выполнение заданий с использованием пространственных моделей и 3D сборок).
После проведения экспериментальной работы были выполнены повторные измерения.
Рисунок.1 Уровень подготовленности обучающихся к использованию компьютерных технологий до и после эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод, что 3D моделирование помогает подавать информацию самым удобным способом для обучения и восприятия.
К числу основных достоинств также стоит отнести высокую реалистичность, информативность и наглядность трехмерных изображений. Подобные качества проектируемой модели позволяют выполнять максимально точные расчеты и принимать наиболее правильные решения.
А как следствие, обучающиеся становятся более подготовленными к использованию компьютерных технологий в обучении.
Полученные результаты можно использовать для совершенствования методики преподавания учебных курсов с использованием компьютерных технологий высшего и среднего профессионального образования.