НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОМАНДНО-ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯМ МУЗЫКИ
Конференция: CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОМАНДНО-ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯМ МУЗЫКИ
Аннотация. Статья посвящена анализу изменений содержания деятельности педагогов общеобразовательных организаций, а также форм и технологий методической и организационной поддержки педагогов при переходе от традиционной (очной) организации обучения к дистанционной. Сформулированы цели и задачи современного образования в его ответственности за подготовку человека к жизни в условиях неопределенности и дивергентного общества, в условиях оперативно отвечать на вызовы времени.
Abstract. This article presents the analysis of changes in the content of the activities of school teachers, as well as forms and technologies of methodological and organizational support for teachers in the transition from traditional (full-time) learning to distance learning. The goals and objectives of modern education are formulated in terms of preparing a person for the future under the conditions of uncertain and divergent society, and his/her ability to respond to the current challenges.
«Дистанционная работа – это способ организации процесса работы, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять деятельность на расстоянии без непосредственного контакта между участниками.
В наш информационный век - век компьютерных технологий дистанционная работа проводится при использовании Интернета. Существует множество учебных платформ, которые дают возможность осуществлять деятельность дистанционно.
Вынужденный переход на дистанционный режим всех педагогов отрасли образования в период пандемии в России выявил трудности педагогов работы в данном формате. Поэтому требования к учебным заведениям в части обеспечения образовательного процесса электронными ресурсами, подготовки педагогов к командной дистанционной работе растет. Взаимодействие всех участников учебного процесса с помощью дистанционных и информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день остается актуальной.
Аспекты дистанционного обучения и работы в онлайн режиме рассмотрены в работах: В.П. Колмогорова, В.И. Кинелева, В.Н. Лазарева, А.В. Могилева, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С., А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова. Анализируя их работы можно сделать вывод, что есть очень много особенностей и тонкостей в организации учебного процесса в дистанционном формате.
Из-за высокой значимости дистанционного образования была разработана концепция создания и развития единой системы дистанционного образования основанная на высокой потребности педагогов в освоении дистанционных технологий. Под дистанционным образованием в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии:
-радио;
-телевидение;
-компьютерные технологии;
-интернет и др.
Педагог работающий в системе образования должен уметь не просто вести уроки в режиме онлайн, он должен выстроить весь учебный процесс с помощью современных информационных технологий, уметь адаптировать себя и обучающегося к работе в данном формате, выдерживать структуру урока через неформальную обстановку в дистанционном режиме.
Для того чтобы дистанционное образование давало положительный результат, необходимо финансирование направленное на освоение педагогами и будущими педагогами курсов, методик применения дистанционных технологий в своей работе. Просто лекции с сухим материалом не заменят полноценные курсы с квалифицированным преподавателем, который поможет освоить навыки необходимые для дистанционной командной работы.
За счет создания необходимого обучения для педагогов отрасли образования, создания соответствующих условий для командной дистанционной работы, выделением финансирования на обеспечение дистанционного формата работы обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. Дистанционное образование является наиболее перспективной формой образования для широких слоев населения России в XXI века, что должно содействовать решению социально значимых задач:
- повышение уровня образованности общества и качества образования;
- реализация потребностей населения в образовательных услугах;
- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширения кругозора;
- развитие единого образовательного пространства в рамках России и всего мирового сообщества.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны дистанционной работы.
Положительные и отрицательные стороны дистанционной работы.
Преимущества дистанционной работы:
- Возможность заниматься в удобное время для всех участников.
- Возможность определить индивидуальные сроки и темп.
- Возможность изучать материал не выходя из дома.
- Мобильность в процессе деятельности.
- Эффективное использование современных технических средств.
- Высокие результаты деятельности.
- Использование в практической деятельности новейших достижений информационных технологий.
- Равные возможности независимо от места нахождения участников.
- Инновационный подход к деятельности на расстоянии.
- Методический опыт на использование современных и высокоэффективных технологий, отвечающих потребностям современной действительности.
- Онлайн-платформы для изучения материала
- Возможность творчества - комфортные условия для творческого самовыражения участников.
Отрицательные стороны дистанционной работы:
- Отсутствие очного общения между участниками.
- Необходимость высокой самодисциплины участников.
- Необходимость технической оснащенности всех участников.
- Отсутствие контроля на участниками.
- Отсутствие качественного соединения связи (загруженность сетей Интернета).
В настоящей статье рассматривается проблема, появившаяся во времена расцвета дистанционного обучения, представляющая собой низкий уровень подготовленности педагогов в командной дистанционной работе. А также, пути выстраивания эффективной командной работы при использовании основных принципов и норм дистанционного коллектива.
В последние годы дистанционное обучение активно вошло в образовательную среду, поэтому в современных условиях преподаватель может взаимодействовать с обучающимися не только на территории школы, но и удаленно, используя при этом два формата: онлайн и офлайн.
Режим офлайн подразумевает под собой работу на различных платформах для обучения, которые в последнее время активно разрабатываются в России. Самое главное достоинство такого обучения - преподаватель и ученики не привязаны к конкретному месту и времени, и поэтому учащиеся могут выполнять задания и изучать материалы в удобное для них время, с комфортной скоростью.
Онлайн обучение - это обучение в реальном времени, "здесь и сейчас" с использованием различных средств связи, в виде сервисов и программ для проведения видеоконференций. На данный момент в России функционируют различные сервисы для поддержания онлайн встреч, многие из которых пользуются популярностью и за рубежом.
Как известно, переход на дистанционное обучение стал испытанием для всех – для педагогов, детей и их родителей. Но в большей степени, все же для педагогов, так как дистанционный кризис стал серьезным стресс-тестом и продемонстрировал необходимость владения навыками ИКТ-технологий и проявлять гибкость.
Работа педагога подразумевает под собой не только отведение уроков и оценку уровня усвоения учащимися материала, но и постоянную работу в команде: методические объединения, внутришкольный коллектив, районное объединения педагогов по предметам и т.д. Поэтому одной из серьезных проблем, появившихся во времена расцвета дистанционного обучения, является низкий уровень подготовленности педагогов в командной дистанционной работе (КДР).
Вообще, команда — это группа людей, члены которой взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга в ходе своей деятельности по достижению поставленных целей.
Любое руководство желает выстроить эффективную командную работу, даже в условиях удаленной работы. Для эффективного управления командой руководителю необходимо использовать четыре классические функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Дистанционная работа требует этих же функций. Помимо этого, изучив несколько источников, можно прийти к выводу, что любая КДР должна базироваться на основных принципах и нормах
При переходе на КДР приходится не только осваивать новые навыки и умения, но и отказываться от некоторых старых, что требует времени.
Поэтому главное не забывать, что каждому участнику КДР, как молодому, так и со стажем необходимо время, чтобы достигнуть уровня своей обычной продуктивности.
Системы дистанционного обучения обладают различными инструментами как для предоставления учебного контента и проверки уровня усвоения знаний, так и для реализации творческой деятельности. На мой взгляд, крайне важно не только правильно сформировать учебный элемент для дистанционного обучения, но и обеспечить полноценную обратную связь, дающую информацию для самоанализа, творческого вдохновения и саморазвития.
Информационное общество постепенно превращается в smart-общество, в котором за счёт технических средств и использования сервисов Интернет становятся возможными качественные изменения во взаимодействии субъектов этого общества, позволяющие существенно трансформировать как экономические, так и социальные аспекты жизни современного человека. Именно человек, который является центральным звеном smart-культуры, сегодня должен обладать творческим мышлением, быстро находить и эффективно использовать информацию, взаимодействовать, обмениваться опытом. Музыкальное образование (общее, профессиональное, специальное, дополнительное, инклюзивное) способно выступить в роли важнейшего элемента в подготовке специалиста, способного к ведению плодотворной деятельности в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды.