Стратегический анализ в российских корпорациях
Конференция: CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Стратегический анализ в российских корпорациях
Аннотация. В статье поставлен вопрос – существует ли стратегический анализ в России, и какие его особенности? В современных условиях корпорации в полной мере осознали необходимость изучения системы стратегического анализа их деятельности. А также стратегический анализ является одним из этапов создания стратегического плана развития корпорации. В современной России существует мнение о необходимости стратегического анализа как важнейшего элемента системы планирования. Особое внимание необходимо уделять стратегическим аспектам анализа. В данном контексте под стратегическим анализом понимают предплановые исследования, которые анализируют деловую среду и внутренний потенциал корпорации.
Ключевые слова: стратегический анализ, планирование, российские крупные корпорации, финансовый менеджмент, стратегии.
В современной России одним из ключевых элементов развития бизнеса является стратегический анализ, с помощью которого можно приспособить свои ресурсы к внешней и внутренней среде, а также учесть неопределенность будущего, связанного с нестабильностью российской экономики.
В западных исследованиях стратегический анализ рассматривают как один из трех ключевых этапов планирования (наряду с целеполаганием и выбором), а также исследованию подлежит внешняя среда.
Отечественные ученые считают, что российским корпорациям нужна диагностика их деятельности, т.к. она является одним из этапов системы планирования.
Киперман Г.Я. разработал диагностику корпорации, соответствую-
щую российским реалиям. Она состоит из 4 блоков: анализ производственной деятельности; анализ инвестиционной деятельности; анализ социального развития корпорации; финансовые показатели.
Данную процедуру стратегического анализа обосновывают следующими причинами.
Во-первых, в условиях рыночной экономики, необходимо иметь информацию о «состоянии дел» как на макроуровне, так и на региональном уровне. Данные сведения необходимы корпорации для того, чтобы эффективно использовать весь свой ресурсный потенциал.
Во-вторых, не существует единой базы для получения достоверной информации. Сотрудники корпорации вынуждены искать ее самостоятельно, при этом проводить ее верификацию.
Существует ряд положений для определения методологии стратегического анализа корпорации. Анализ корпорации состоит из двух отдельных этапов: анализа внешней среды и анализа внутреннего потенциала корпорации.
Первый этап состоит из анализа внешней среды, включающей социально-экономические факторы, влияющие на деятельность корпорации.
Неопределенность внешней среды характеризуется такими показателями, как цены поставщиков, цены конкурентов, изменения на рынке труда, и т.д.
Анализируя вышеперечисленные показатели, определяются изменения в таких категориях, как покупатели, конкуренты и поставщики.
Следовательно, их надо оценивать в первую очередь.
Внешняя среда состоит из общей среды и специфической.
Анализ общей среды включает в себя PEST анализ, т.е. экономические, технологические и социополитические прогнозы. На западе данными исследованиями занимаются государство, коммерческие организации. Информация публикуется в открытых источниках либо продается организациями за определенную плату. Корпорации имеют возможность получить наиболее полную и достоверную информацию, это позволяет принять правильное решение в конкретных случаях.
В нашей стране такая организация, как консалтинговая помощь, должна рассматриваться как элемент развития национальной экономики.
Экономическая среда является одной из составляющей анализа общей среды. Экономические прогнозы такие, как инфляция, уровень занятости, цикл деловой активности, денежного обращения – все это относят к экономической среде.
Социополитическая среда подразумевает политическую стабильность государства, которая является одним из важнейших факторов, способных снизить риск развития корпорации при принятии стратегических решений. Система законодательства должна быть полной и непротиворечивой по вопросам экономической деятельности.
Корпорации также заинтересованы в получении достоверной информации о внешней торговле, социальной защищенности населения, политике ценообразования, охраны труда и экологической политики.
Технологическую среду исследуют при помощи научно-технического прогноза: прогнозируются тенденции в науках, которые интересны конкретной отрасли производства, определяют стратегии корпорации в области НИОКР, а также проводят анализ своих возможностей и сопоставляют с данными конкурентов.
Выделяют характеристики для проведения технологического анализа такие, как расходы государства на НИОКР, изобретения и открытия, скорость получения технологий, время выхода продукции на рынок.
Анализ специфической среды аналогичен анализу рынка, т.е. данная процедура изучает направления возможного развития, структурные сдвиги и конкурентный анализ.
Производственный прогноз показывает такие показатели, как прибыльность, капиталовложения и изменение основных производствен-ных фондов, а также он содержит информацию о изменении производства отдельных товаров.
Структурные сдвиги анализируют неопределенность при принятии стратегических решений, а также структуру и показатель потребления выпускаемой продукции.
Конкурентный анализ корпорации проводится по трем направле-ниям: структурный анализ среды, анализ структуры и анализ стратеги-ческих групп.
М. Портер предложил методику для структурного анализа, который включает в себя: появление новых конкурентов в исследуемой отрасли, влияние покупателей на изменение цен, влияние поставщиков на повышение цен их товаров, появление аналогичных товаров, соперни-чество между конкурентами.
Второй этап стратегического анализа корпорации включает в себя ее ресурсный потенциал. Для анализа российских корпораций проводят анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансовый анализ, а также анализ имущественного комплекса. В рамках анализа производственно-хозяйственной деятельности рассматриваются: основные экономические показатели, показатели рентабельности, расходы, а также финансовые результаты.
Основные показатели варьируются в зависимости от финансово-хозяйственной деятельности корпорации. Общие тенденции развития корпорации оценивают через соотношение темпов изменения показателей. Данные показатели показывают текущее состояние корпорации за отчетный период.
Рассмотрим таблицу 1 «Темпы роста» на примере ПАО «НЛМК».
Таблица 1.
Темпы роста ПАО «НЛМК»
ТЕМПЫ РОСТА,ед. |
2017 |
2018 |
2019 |
Выручка |
1,2283996 |
1,1991774 |
0,8541749 |
Валовая прибыль |
1,155761 |
1,4452727 |
0,6511143 |
Чистая прибыль |
3,0057057 |
1,0766697 |
0,7077955 |
Прибыль до налогообложения |
2,591761 |
1,1123238 |
0,7022899 |
Себестоимость продаж |
1,2580659 |
1,106843 |
0,953658 |
Финансовые вложения |
1,1525394 |
0,8564705 |
0,9301098 |
Управленческие расходы |
0,9925093 |
1,1839946 |
0,9213349 |
Нераспределенная прибыль |
1,0827452 |
0,9873139 |
0,8875856 |
Проценты к уплате |
0,6933429 |
0,9058356 |
1,1122872 |
Проценты к получению |
0,7326557 |
0,5620199 |
0,6747166 |
Дебиторская задолженность |
1,089644 |
0,8648655 |
0,8684657 |
Кредиторская задолженность |
1,1141014 |
1,1827707 |
0,7308165 |
Финансовый анализ корпорации включает в себя ее финансовую устойчивость, платежеспособность, а также анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность определяет степень финансовой зависимости корпорации от заемных средств. Анализ платежеспособности отвечает на вопрос: достаточно ли денежных средств у корпорации для покрытия текущих обязательств?
Таким образом, в статье проанализированы методические подходы к проведению стратегического анализа, адаптированного под современные российские реалии.