Статья:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кужин В.Ф. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 19.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Кужин Вадим Фидаритович
студент, Оренбургский филиал Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Оренбург

 

В настоящее время планирование является важным процессом, который влияет на эффективность и результативность деятельности компании. Его сущность заключается в правильной постановке целей и сроков их достижения, а также определении задач в каждом структурном подразделении, организации средств (материальных, трудовых, технических и т.д.) с помощью которых нужно достичь поставленных целей. Также при планировании анализируются факторы, как внешние, так и внутренние, которые могут оказывать большое влияние на развитие организации в дальнейшем.

Под понятием стратегического планирования, авторы учебников исследовавшие данную тему имеют свою точку зрения незначительно различающуюся между собой. Так, доктор экономических наук Нуралиев С.У. считает, что: “Стратегическое планирование представляет собой разработку стратегических целей предприятия и средств их достижения на будущее, определение места и роли плана в экономике предприятия” [2 с.139]. Также он отмечает, что стратегический план разрабатывается на основе различных экономических, политических, демографических и прочих прогнозов на срок от 10 до 15 лет. Нуралиев С.У. указывает на то, что при разработке стратегического планирования, план: “должен учитывать ряд факторов, и прежде всего возможность кардинальных перемен в научно-технических областях и даже изменения потребительских запросов населения”[2 с.139].

Другой, авторитетный автор, кандидат экономических наук Купцов М.М. считает, что с точки зрения менеджмента и экономики стратегическое планирование — “основа для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов”. Он также выделяет, что процесс стратегического планирования обеспечивает основу для всей организации и разрабатывается в долгосрочной перспективе с учетом меняющейся экономики[1 с.3].

Проанализировав несколько подходов к понятию стратегического планирования можно выделить их схожесть. Так, авторы считают, что стратегическое планирование представляет собой разработку целей и методов их достижения, а также учет факторов влияющих на них, и выделяют промежуток планирования в долгосрочной перспективе с учетом всех имеющихся на тот момент прогнозов о состоянии различных сфер жизни, которые могут повлиять на стратегию в настоящем и в будущем.

Необходимо отметить, что понятие «стратегический» отличается от понятия «долгосрочный» формулировкой планирования. Так, при долгосрочном планировании, мы формируем цели и задачи исходя из текущих данных с проведением их анализа, в то время как в стратегическом планировании будут использоваться данные возможных достижимых перспектив в будущем, во время анализа и принятий решений в данный момент [3 с.112].

Для более точного формирования стратегического планирования предприятия обращаются к трем основным тезисам: состояния организации на данный момент, желаемое состояние организации через определенное количество лет и действия для достижения этого состояния. Три этих тезиса способны направить организацию на правильный путь стратегического планирования.

Для постройки более грамотной стратегии развития предприятия, стратегическое планирование должно отражать все сферы деятельности предприятия, вплоть до ее мельчайших деталей.

Ключевыми элементами стратегического планирования является:

- определение целей;

- разработка альтернатив, их реализация;

- выбор оптимального варианта реализации стратегии;

- программа реализации оптимального варианта.

В процессе реализации стратегического плана развития предприятия, организация будет так или иначе сталкиваться с трудностями, которые повлекут изменения изначального плана. При этом дальнейшее развитие организации в рамках изначального плана может быть выражено в следующем виде: радикальное изменение направления плана, умеренное изменение плана и незначительное изменение плана.

Для более эффективных изменение в процессе реализации стратегического планирования, организации необходимо заранее спрогнозировать какие трудности и проблемы будут ожидать их в дальнейшем, а также разработать решения этих проблем до их возникновения так, чтобы изначальный курс стратегического планирования имел наименьшее отклонение.

 

Список литературы: 
1. Купцов, М. М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / М. М. Купцов. - 3-e изд. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 184 с.
2. Нуралиев, С. У. Экономика : учебник / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. - Москва : Дашков и К, 2018. - 432 с.
3. Синчук Ю. В. О стратегическом планировании // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. №4 (841). - 112 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategicheskom-planirovanii-1 (дата обращения: 29.04.2023).