Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Конференция: CXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Голуб Х.И. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 26(136). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(136).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Голуб Христина Игоревна
студент, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск
Кунцевич Виктор Павлович
научный руководитель, старший преподаватель, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

На современном этапе развития мировой экономики иностранные инвестиции выступают одним из главных показателей устойчивого развития, а также повышения конкурентоспособности. Проблема привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь существует уже несколько лет, сохраняя свою актуальность и научную значимость на текущем этапе развития в условиях глобализации. Стремление к открытости экономики, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в Беларусь.

Инвестиции способствуют экономическому росту страны, обеспечивают благоприятный финансовый климат, а также являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг. Приток иностранных инвестиций важен для выхода из современного кризисного состояния, вызванного дестабилизацией национального хозяйства на фоне политической нестабильности, введения санкций и пандемии. Иностранные инвестиции представляют собой отличный дополнительный источник финансов, материальных ценностей и иного имущества, которые способствуют обновлению и расширению основного капитала; осуществлению инвестиционных проектов, обеспечивающих рост экономического благосостояния, а также насыщение отечественного рынка [3]. Это влечет за собой повышение уровня квалификации сотрудников, так как инвестиции направлены на конкретные цели и объекты.

В настоящее время происходит обострение конкурентной борьбы за привлечение прямых иностранных инвестиций, что стимулирует местные государственные органы принимать более активные меры по созданию благоприятного инвестиционного и бизнес-климата, разрабатывать более эффективные механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций.

В Республике Беларусь рынок инвестиций находится в стадии своего формирования и развития. За период становления рынка инвестиций в стране разработана нормативно-правовая база его регулирования, создано национальное агентство инвестиций и приватизации, разрабатываются и реализуются государственные и региональный программы по привлечению инвестиций и совершенствованию инвестиционного климата. Однако, по размеру накопленных прямых иностранных инвестиций на душу населения она значительно уступает партнерам по Евразийскому экономическому союзу. Так, на 1 января 2021 г. среднедушевые накопленные прямые иностранные инвестиции в России составили 3061 долл. США, в Казахстане – 8063 долл. США, в Беларуси – 1536 долл. США. Для сравнения в странах–соседях: Латвии – 10960 долл. США, Литве - 8815 долл. США, Польше – 6257 долл. США., в Украине – 1119 долл. США. Представленные данные свидетельствуют о значительном незадействованном потенциале привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси [1].

С учетом мирового опыта в Республике Беларусь сформирована база нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на национальном уровне:

– базовые законы Республики Беларусь: «Об инвестициях»; «О государственно-частном партнерстве»; «О концессиях»; «О свободных экономических зонах»;

– акты, регламентирующие особые условия реализации инвестиционных проектов с применением специальных преференциальных режимов: инвестиционные договоры; свободные экономические зоны; Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень»; Августовский канал; Парк высоких технологий; малые, средние города, сельская местность.

– нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы инвестиций. К ним относятся: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Налоговый кодекс Республики Беларусь; Кодекс Республики Беларусь о земле; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Закон об архитектурной, строительной деятельности в Республике Беларусь и другие.

Для повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь:

1.1 Созданы специальные преференциальные режимы в:

– китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень». В нём предусмотрено освобождение от налога на прибыль на 10 лет и в последующем их снижение на 50 % до 2062 г., освобождение от налога на недвижимость и земельного налога. Снижен минимальный порог по объему инвестиций при условии их вложения в трехлетний срок, освобождение от таможенных пошлин на товары для реализации проекта, при экспорте товаров за пределы ЕАЭС. Подоходный налог 9 % (вместо привычных 13%).

– Парке высоких технологий для развития ИТ-бизнеса. Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от всех корпоративных налогов, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Также освобождается от оффшорного сбора с дивидендов, налога на недвижимость, земельного налога на период строительства; таможенных платежей. Правовой режим Парка высоких технологий действует по принципу экстерриториальности.

– Свободных экономических зонах. Увеличены сроки освобождения резидентов СЭЗ от налога на прибыль (дополнительно на 5 лет с 1 января 2017 г.), налога на недвижимость, земельного налога, предусмотрено полное освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки и «ввозного» налога на добавленную стоимость в отношении произведенных из импортного сырья товаров при их реализации на территории ЕАЭС.

– на территории сельской местности и малых городских поселений в сфере торговли, общепита и бытового обслуживания. Освобождение от НДС, налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки. Освобождение от подоходного налога для индивидуальных предпринимателей в отношении прибыли, полученной в результате реализации товаров и услуг собственного производства; налога на недвижимость (с капитальных строений и машиномест, расположенных в малых городах и сельской местности).

1.2 В соответствии с вступившими в силу с 01.02.2019 изменениями в Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве»:

– расширена сфера осуществления ГЧП информационной, телекоммуникационной и иной инфраструктурой;

– расширены гарантии прав частного партнера, в том числе в части долгосрочного финансирования по обязательствам государственного партнера в течение срока реализации проекта ГЧП;

– уточнены и расширены функции государственного партнера;

– введены два вида процедур проведения конкурса (двух и трех этапного конкурсов) увеличен срок заключения соглашения о ГЧП для целей вовлечения в проект финансирующих организаций.

1.3 Внесены изменения в налоговое законодательство, предусматривающие снижение налоговой нагрузки, в том числе для организаций, реинвестирующих прибыль в развитие, а также изменения в уголовное законодательство, касающиеся совершенствования и либерализации мер ответственности в сфере предпринимательской деятельности.

1.4. Издан ряд ключевых актов Главы государства, в том числе по улучшению бизнес-климата, среди которых Декреты Президента Республики Беларусь № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», № 7 «О развитии предпринимательства» и № 8 «О развитии цифровой экономики».

2. Эффективность стимулирования прямых иностранных инвестиций в интересах устойчивого развития. Результаты проведения активной инвестиционной политики позволили создать достаточные предпосылки для увеличения объемов привлекаемых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. На протяжении 25 лет (1996-2020 гг.) в экономику Республики Беларусь привлечено более 250 млрд. долларов США инвестиций. Так, по итогам 2020 года поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь составило 8680,2 млн. долл. США (в 2019 г. - 10006,8 млн. долл.), из них прямых – 6006,0 млн. долл. (в 2019 г. - 7233,2 млн. долл.), портфельных – 4,8 млн. дол. (в 2019 г. – 6,7 млн. долл.), прочих – 2669,4 млн. долл. ( в 2019 - 2766,9 млн. долл.). Кроме того, по оценкам Белстата в 2020 году произошло сокращение объема прямых иностранных инвестиций в экономику на чистой основе. Они составили 7,2 млрд долл. США или 72,3 % от общего объема иностранных инвестиций. При этом возрастает объем реинвестирования, а значит, новых инвесторов появляется все меньше [2].

Основной страной – инвестором экономики Республики Беларусь на протяжении 2016-2020 гг. остается Российская Федерация. Сохраняет значительную долю участия в притоке средств в страну Великобритания и Кипр, что в первую очередь обусловлено наличием в данных странах льготного налогообложения и, в большинстве случаев, являющимся формой возврата средств, ранее выведенных из экономики Беларуси.

Таким образом, можно сделать вывод, что до настоящего времени прямые иностранные инвестиции не стали в должной мере эффективным инструментом преобразовательных процессов в экономике страны. В основе сокращения прямых иностранных инвестиций лежит ряд причин, которые с точки зрения уровня национальной и мировой экономики можно классифицировать как причины мезо– и макроуровня. Мезопричины – обусловлены особенностями и проблемами развития национальной экономики страны. Проблемы, возникающие на этом уровне, могут быть откорректированы и устранены путем совершенствования национального законодательства и реформирования национальной экономики. Макропричины в своей основе имеют развитие общемировых трендов в формировании и функционировании мирового хозяйства. В определенной степени на них могут повлиять экономики лишь очень крупных стран, например, США или России. В рамках белорусской экономики эти причины необходимо учитывать и осуществлять корректировку инструментов, методов и видов государственной стабилизационной политики.

В области привлечения иностранных инвестиций: во-первых, проводить активную маркетинговую политику, направленную на усиление привлекательности белорусской экономики в глазах иностранных инвесторов. В частности, публиковать соответствующую информацию, освещающую особенности и преимущества ведения бизнеса, а также удачный опыт иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь в интернет– источниках, западных изданиях, в том числе и экономических; во-вторых, при посольствах в зарубежных странах создавать соответствующие отделы, задача которых была бы в информировании потенциальных инвесторов и привлечении их средств в белорусскую экономику; в-третьих, развитие финансового рынка, в частности, рынка акций белорусских предприятий.

Все эти меры могут быть дополнением к проекту «Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года».

 

Список литературы:
1. Бондарь, Д.П. Сравнительный анализ законодательства по регулированию доступа иностранных инвестиций в Республику Беларусь и зарубежных странах / Д.П. Бондарь // Научные стремления. – 2017. – № 21. – С. 74-76.
2. Иностранные инвестиции в Республику Беларусь. – [Электронный ресурс]– Режим доступа. –URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/inostrannye-investitsii// (Дата обращения 25.07.2021).
3. Колбасникова А.В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Молодой ученый. – 2016. - №26. – 315 с.