ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конференция: CXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На современном этапе развития мировой экономики иностранные инвестиции выступают одним из главных показателей устойчивого развития, а также повышения конкурентоспособности. Проблема привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь существует уже несколько лет, сохраняя свою актуальность и научную значимость на текущем этапе развития в условиях глобализации. Стремление к открытости экономики, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в Беларусь.
Инвестиции способствуют экономическому росту страны, обеспечивают благоприятный финансовый климат, а также являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг. Приток иностранных инвестиций важен для выхода из современного кризисного состояния, вызванного дестабилизацией национального хозяйства на фоне политической нестабильности, введения санкций и пандемии. Иностранные инвестиции представляют собой отличный дополнительный источник финансов, материальных ценностей и иного имущества, которые способствуют обновлению и расширению основного капитала; осуществлению инвестиционных проектов, обеспечивающих рост экономического благосостояния, а также насыщение отечественного рынка [3]. Это влечет за собой повышение уровня квалификации сотрудников, так как инвестиции направлены на конкретные цели и объекты.
В настоящее время происходит обострение конкурентной борьбы за привлечение прямых иностранных инвестиций, что стимулирует местные государственные органы принимать более активные меры по созданию благоприятного инвестиционного и бизнес-климата, разрабатывать более эффективные механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций.
В Республике Беларусь рынок инвестиций находится в стадии своего формирования и развития. За период становления рынка инвестиций в стране разработана нормативно-правовая база его регулирования, создано национальное агентство инвестиций и приватизации, разрабатываются и реализуются государственные и региональный программы по привлечению инвестиций и совершенствованию инвестиционного климата. Однако, по размеру накопленных прямых иностранных инвестиций на душу населения она значительно уступает партнерам по Евразийскому экономическому союзу. Так, на 1 января 2021 г. среднедушевые накопленные прямые иностранные инвестиции в России составили 3061 долл. США, в Казахстане – 8063 долл. США, в Беларуси – 1536 долл. США. Для сравнения в странах–соседях: Латвии – 10960 долл. США, Литве - 8815 долл. США, Польше – 6257 долл. США., в Украине – 1119 долл. США. Представленные данные свидетельствуют о значительном незадействованном потенциале привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси [1].
С учетом мирового опыта в Республике Беларусь сформирована база нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на национальном уровне:
– базовые законы Республики Беларусь: «Об инвестициях»; «О государственно-частном партнерстве»; «О концессиях»; «О свободных экономических зонах»;
– акты, регламентирующие особые условия реализации инвестиционных проектов с применением специальных преференциальных режимов: инвестиционные договоры; свободные экономические зоны; Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень»; Августовский канал; Парк высоких технологий; малые, средние города, сельская местность.
– нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы инвестиций. К ним относятся: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Налоговый кодекс Республики Беларусь; Кодекс Республики Беларусь о земле; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Закон об архитектурной, строительной деятельности в Республике Беларусь и другие.
Для повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь:
1.1 Созданы специальные преференциальные режимы в:
– китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень». В нём предусмотрено освобождение от налога на прибыль на 10 лет и в последующем их снижение на 50 % до 2062 г., освобождение от налога на недвижимость и земельного налога. Снижен минимальный порог по объему инвестиций при условии их вложения в трехлетний срок, освобождение от таможенных пошлин на товары для реализации проекта, при экспорте товаров за пределы ЕАЭС. Подоходный налог 9 % (вместо привычных 13%).
– Парке высоких технологий для развития ИТ-бизнеса. Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от всех корпоративных налогов, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Также освобождается от оффшорного сбора с дивидендов, налога на недвижимость, земельного налога на период строительства; таможенных платежей. Правовой режим Парка высоких технологий действует по принципу экстерриториальности.
– Свободных экономических зонах. Увеличены сроки освобождения резидентов СЭЗ от налога на прибыль (дополнительно на 5 лет с 1 января 2017 г.), налога на недвижимость, земельного налога, предусмотрено полное освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки и «ввозного» налога на добавленную стоимость в отношении произведенных из импортного сырья товаров при их реализации на территории ЕАЭС.
– на территории сельской местности и малых городских поселений в сфере торговли, общепита и бытового обслуживания. Освобождение от НДС, налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки. Освобождение от подоходного налога для индивидуальных предпринимателей в отношении прибыли, полученной в результате реализации товаров и услуг собственного производства; налога на недвижимость (с капитальных строений и машиномест, расположенных в малых городах и сельской местности).
1.2 В соответствии с вступившими в силу с 01.02.2019 изменениями в Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве»:
– расширена сфера осуществления ГЧП информационной, телекоммуникационной и иной инфраструктурой;
– расширены гарантии прав частного партнера, в том числе в части долгосрочного финансирования по обязательствам государственного партнера в течение срока реализации проекта ГЧП;
– уточнены и расширены функции государственного партнера;
– введены два вида процедур проведения конкурса (двух и трех этапного конкурсов) увеличен срок заключения соглашения о ГЧП для целей вовлечения в проект финансирующих организаций.
1.3 Внесены изменения в налоговое законодательство, предусматривающие снижение налоговой нагрузки, в том числе для организаций, реинвестирующих прибыль в развитие, а также изменения в уголовное законодательство, касающиеся совершенствования и либерализации мер ответственности в сфере предпринимательской деятельности.
1.4. Издан ряд ключевых актов Главы государства, в том числе по улучшению бизнес-климата, среди которых Декреты Президента Республики Беларусь № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», № 7 «О развитии предпринимательства» и № 8 «О развитии цифровой экономики».
2. Эффективность стимулирования прямых иностранных инвестиций в интересах устойчивого развития. Результаты проведения активной инвестиционной политики позволили создать достаточные предпосылки для увеличения объемов привлекаемых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. На протяжении 25 лет (1996-2020 гг.) в экономику Республики Беларусь привлечено более 250 млрд. долларов США инвестиций. Так, по итогам 2020 года поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь составило 8680,2 млн. долл. США (в 2019 г. - 10006,8 млн. долл.), из них прямых – 6006,0 млн. долл. (в 2019 г. - 7233,2 млн. долл.), портфельных – 4,8 млн. дол. (в 2019 г. – 6,7 млн. долл.), прочих – 2669,4 млн. долл. ( в 2019 - 2766,9 млн. долл.). Кроме того, по оценкам Белстата в 2020 году произошло сокращение объема прямых иностранных инвестиций в экономику на чистой основе. Они составили 7,2 млрд долл. США или 72,3 % от общего объема иностранных инвестиций. При этом возрастает объем реинвестирования, а значит, новых инвесторов появляется все меньше [2].
Основной страной – инвестором экономики Республики Беларусь на протяжении 2016-2020 гг. остается Российская Федерация. Сохраняет значительную долю участия в притоке средств в страну Великобритания и Кипр, что в первую очередь обусловлено наличием в данных странах льготного налогообложения и, в большинстве случаев, являющимся формой возврата средств, ранее выведенных из экономики Беларуси.
Таким образом, можно сделать вывод, что до настоящего времени прямые иностранные инвестиции не стали в должной мере эффективным инструментом преобразовательных процессов в экономике страны. В основе сокращения прямых иностранных инвестиций лежит ряд причин, которые с точки зрения уровня национальной и мировой экономики можно классифицировать как причины мезо– и макроуровня. Мезопричины – обусловлены особенностями и проблемами развития национальной экономики страны. Проблемы, возникающие на этом уровне, могут быть откорректированы и устранены путем совершенствования национального законодательства и реформирования национальной экономики. Макропричины в своей основе имеют развитие общемировых трендов в формировании и функционировании мирового хозяйства. В определенной степени на них могут повлиять экономики лишь очень крупных стран, например, США или России. В рамках белорусской экономики эти причины необходимо учитывать и осуществлять корректировку инструментов, методов и видов государственной стабилизационной политики.
В области привлечения иностранных инвестиций: во-первых, проводить активную маркетинговую политику, направленную на усиление привлекательности белорусской экономики в глазах иностранных инвесторов. В частности, публиковать соответствующую информацию, освещающую особенности и преимущества ведения бизнеса, а также удачный опыт иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь в интернет– источниках, западных изданиях, в том числе и экономических; во-вторых, при посольствах в зарубежных странах создавать соответствующие отделы, задача которых была бы в информировании потенциальных инвесторов и привлечении их средств в белорусскую экономику; в-третьих, развитие финансового рынка, в частности, рынка акций белорусских предприятий.
Все эти меры могут быть дополнением к проекту «Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года».