ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛАЕНС
Конференция: CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛАЕНС
Интернет-ритейлинг имеет свои особенности. Он открывает новые возможности и для потребителей (покупателей), и для поставщиков, и для коммерческих организаций. На современном этапе развития такой сектор экономики, как Интернет-торговля, набирает обороты очень высокими темпами, особенно в последние два года пандемии.
ООО «Все Инструменты.ру» является одним из крупнейших интернет-магазинов Рунета по продаже электроинструмента, силового и производственного оборудования, климатической, садовой техники, товаров для ремонта и строительства. ООО «ВсеИиструменты.ру» уже три года подряд входит в рейтинги Forbes: в 2013 году была одной из 30 крупнейших компаний Рунета, в 2014 году вошла в 20 крупнейших онлайн-магазинов России, в 2015 году оказалась в числе 20 самых дорогих компаний Рунета.
Компания «ВсеИнструменты.ру» является официальным дилером лидирующих торговых марок инструмента и оборудования. Среди зарубежных брендов это: Husqvarna, Makita, Bosch, Metabo, Hitachi и другие, среди отечественных: Зубр, Интерскол, Ресанта и т.д. [1]
На конкурентоспособность компании на рынке оказывают существенное влияние как внешние, так и внутренние факторы. Большую роль в повышении конкурентоспособности компании играет её имидж, положительный образ, сложившийся в глазах не только потенциальных потребителей, но и поставщиков, партнёров, инвесторов и других заинтересованных лиц. Значительный вклад в формирование положительного и привлекательного имиджа компании вносит её организационная культура, миссия, а в последнее время и наличие системы комплаенс.
Комплаенс – процедура по соотнесению различных стандартов, включая этические, с реальной деятельностью компании. Это, своего рода, «совесть компании». [2]
Комплаенс – это процесс обеспечения нормативно-правового соответствия комплаенс-обязательствам, таким как:
- требования законодательства;
- требования регуляторов;
- требования акционеров, инвесторов, кредиторов и других заинтересованных сторон;
- существующим бизнес-практикам;
- этическим нормам (стандартам обращения, например, «господа», «сударыня», только по имени или по имени и отчеству);
- добровольно принятым стандартам (например, в отрасли, best practice) и т.д.
Очевидная выгода для компании от внедрения системы комплаенс:
- своевременное выявление требований (поставщиков, потребителей, инвесторов, государства и др.);
- превентивное устранение несоответствий предъявляемым требованиям, что значительно уменьшает риски потерь, в том числе уплаты штрафов, неустоек;
- повышение привлекательности для инвесторов за счёт снижения рисков, а также того, что у «этичной» компании стоимость акций всегда выше;
- повышение исполнительской дисциплины персонала и т.д.
Помимо традиционных областей таких как защита прав потребителей, защита персональных данных, правила профессиональных ассоциаций, корпоративное право и закон о компаниях, противодействия коррупции и мошенничеству появились новые области комплаенс и бизнес-этики, связанные с широким распространением информационно-коммуникационных технологий. Эти области тесно связаны со спецификой деятельности интернет-магазинов и включают в себя:
- оценку этичности it – продуктов;
- BIG DATA – комплаенс;
- оценка личных комплаенс рисков.
Большое влияние на конкурентоспособность компании оказывает такой её внешний фактор как клиентоориентированность компании и её способность удовлетворить потребности потенциальных клиентов.
Проблема разработки и реализации эффективной стратегии конкурентоспособности для глобальных компаний заключается в возможности согласовать стандартизацию и кастомизацию товаров, концентрируясь на схожих характеристиках рынков, которых, становиться все больше, при этом учитывая различия в культуре, ценностях и предпочтениях потребителей разных стран» [3].
Благодаря, интернету взаимодействие производитель-потребитель кардинально меняется, что отмечено в статье Полинко А. В.: «Заказчики услуг, исходя из своих предпочтений, имеют большие возможности в выборе форм контактов с сервисными организациями. Часть из них предпочитают личный контакт, другие — контакт по телефону с живым человеком, есть и такие, которые предпочитают большую анонимность, связанную с неперсональными контактами. При приобретении услуг некоторым клиентам нравится посещать сервисные фирмы и осуществлять контакты с обслуживающим персоналом. Другие наблюдают по ТВ информационные объявления и затем звонят по бесплатному номеру телефона, чтобы разместить заказ, если они увидели что-то, что им понравилось» [4].
Достоверность измеряемых результатов в условиях огромного массива данных как важный фактор определения конкурентоспособности отмечается в статье Пантелеевой А.А. Описывается методика сбора информации, которая по мнению автора должна обладать следующими свойствами:
- Эффективность. Способ сбора должен происходить по возможности с минимальными затратами ресурсов. Следует избегать ресурсоёмких способов.
- Актуальность. Информация должна быть достаточно свежей и отражать текущее состояние дел.
- Объективность. Следует выбрать способы сбора объективной и точно и правдивой информации. При необходимости имеет смысл рассмотреть привлечение внешних ресурсов.
- Достаточность и полнота. Информация должна быть в необходимом и достаточном для полноценного анализа объёма. Анализ состояния системы конкурентных преимуществ предприятий позволяет оценить имеющиеся резервы для повышения их конкурентоспособности [5].
Сектор B2C в России сталкивается с такими трудностями, как сложность в предоставлении возможности покупателям пробного пользования товаром. В следствие данного факта в качестве одного из показателей конкурентоспособности он-лайн магазина можно рассмотреть наличие на сайте магазина трёхмерного изображения, которое потребитель может виртуально поднимать, вращать и совершать с ним другие действия.
Сетевые технологии оказывают мощное влияние на конкурентное преимущество любого предприятия либо с точки зрения издержек, либо с точки зрения дифференциации. Но поистине впечатляющее влияние сетевые технологии оказали на стратегию дифференциации, поскольку с их внедрением стало возможно быстро и легко производить продукцию под заказ.
Таким образом, конкурентоспособность компании в условиях информационных технологий можно определить, как способность компании быстро адаптироваться в условиях быстро меняющего мира, причем на первое место ставиться клиентоориентированность и гибкость компании.