Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Конференция: CLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шумков И.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(151). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(151).pdf (дата обращения: 27.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Шумков Иван Вадимович
студент Тюменского государственного университета, Институт государства и права, РФ, г. Тюмень
Сахно Александр Иванович
научный руководитель, кандидат юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права в Институте государства и права Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень

 

Исследование вопросов охраны здоровья граждан всегда было и остаётся актуальным. Это обосновывается постоянным стремлением государства и граждан к эволюционному развитию и совершенствованию системы законодательства об охране здоровья граждан. Оно возникает на фоне как внутреннего смещения взглядов и настроений граждан в отношении отдельных спорных проблем охраны здоровья, так и в связи с повышенным интересом населения зарубежных странх к переопределению и развитию частных вопросов здравоохранения иначе, чем десятилетия назад.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ - «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь...  [1]» Это положение, установленное в Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», говорит о высшей по значимости ответственности государства по обеспечению важнейшей ценности любого человека — его здоровья и жизни.

Для того, чтобы реально сформировать правоотношения по их защите, в России действует обширная законодательная база в сфере охраны здоровья населения Российской Федерации, созданная за последние годы на федеральном и региональном уровнях, которая включает в себя более 100 законов, определяющих правовое регулирование решения важнейших проблем здравоохранения. По количеству принятых законов и находящихся на рассмотрении в Комитете по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ законопроектов (около 50) отрасль здравоохранения лидирует среди других отраслей, обеспечивающих социальную защиту населения [2].

Известный факт, что граждане сталкиваются с тем или иным правоотношением, урегулированным здравоохранительным законодательством практический каждый день. Однако вопросы здравоохранения могут включать в себя спорные или проблемные участки. Правовая неопределенность недопустима даже при определении вопросов медицинской этики, что ставит положения закона в зависимости от взглядов общества на их решение здесь и сейчас.

Более того, одним из популярнейших вопросов, активно обсуждаемых в научной среде, является проблема кодификации законодательства об охране здоровья граждан. Так, А.И. Сахно пишет, что Результаты исследования законодательства, регламентирующего отношения в области охраны здоровья и обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, свидетельствуют о необходимости его унификации и систематизации для повышения эффективности правового регулирования деятельности органов общественного здравоохранения, государственных органов и должностных лиц, осуществляющих федеральный санитарно-эпидемиологический надзор [3].  Среди недостатков текущей системы законодательства выделяют, например,  недостаточность урегулирования отдельных правоотношений, правовые пробелы и коллизии. Учеными предлагаются множественные концепции разрешения вопроса кодификации.

Переходя к более специфическим вопросам законодательства об охране здоровья граждан, возможно обнаружить многообразие важных проблем. По мнению Т.Г. Погодиной и И.В. Бородачевой актуальна проблема отсутствия охраны репродуктивного здоровья мужчин в системе законодательства об охране здоровья граждан, что является существенным недостатком регулирования вспомогательных репродуктивных технологий [4]. По мнении. Докторов проблема исходит из того, что изначально в России акцент правового и технологического развития делался именно на репродуктивные права женщин.

С другой стороны, обсуждаемой является вопрос эвтаназии, как практики, которая намеренно заканчивает жизнь неизлечимо больного человека по его осознанной просьбе. Л.И. Москвичева и З.Х. Агамов указывают, что подходы к проблеме в мире разделены, возможно сказать, на либеральный, признающий легализацию эвтаназии, и консервативный, низводящий эвтаназию в ранг преступления [5]. В соответствии со статьей 45 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"  в России провозглашен консервативный подход к эвтаназии.

Более того, даже в текстовом выражении текущих норм здравоохранения правоведы находят недостатки. Д.А. Шелегова указывает, что, например, термин «доступность» в статье 10 ФЗ Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не охватывает принцип недискриминации доступности, принцип справедливого доступа к помощи, доступности медицинской информации. Помимо этого, остаётся неразвитой система дистанционного приобретения лекарств и медикаментов, активно действующая в других странах Европы [6].

С организационно-правовой точки зрения в России не охватывается законодательством проблема доступной дефибрилляции. А.А. Мохов пишет о том, что ранняя дефибрилляция в десять раз (с 5% до 50%) повышает выживаемость пациентов после внезапной остановки сердца. При этом императивные нормы-требования, обязывающие оснащать отдельные объекты по установленному законом перечню, отсутствуют [7] Однако нельзя не упомянуть об инициативе Минпромторга России по разработке и реализации «дорожной карты» внедрения использования автоматических наружных дефибрилляторов в местах массового пребывания людей (Программы доступной дефибрилляции) [8].

В целях устранения вышеназванных проблем, в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [9] принят Указ Президента РФ «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [10], в соответствии с которым Распоряжением Правительства РФ от 28.11.2020 N 3155-р утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года [11]. Эти документы «являются основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография"», а также предусматривают план конкретных мероприятий по реализации утвержденной стратегии развития здравоохранения на срок до 2025 года.

Исходя из проведённого исследования можно сделать ряд существенных выводов. Во-первых, система законодательства об охране здоровья граждан требует более активного развития, наполняясь положениями, актуальными сегодня и разрешающими актуальные вызовы. Существует множество проявлений несовершенности текущего правового регулирования охраны здоровья граждан. В свободном доступе находятся множественные правовые исследования, авторы которых предлагают различные подходы к решению актуальных сегодня вопросов охраны здоровья граждан, которые должны быть рассмотрены законодателем и преобразованы в действительные нормы права.

Именно данное направление преобразований может и должно существенно улучшить положение, сложившееся вокруг проблем охраны здоровья граждан в системе законодательства России.

 

Список литературы:
1. Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2020.
2. Здравоохранение РФ. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kodeksa-zakonov-ob-ohrane-zdorovya-naseleniya-v-rossiyskoy-federatsii
3. Сибирское юридическое обозрение. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kodifikatsii-zakonodatelstva-o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-rossiyskoy-federatsii
4. Юридическая техника. 2021. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimye-innovatsii-v-sfere-pravovogo-regulirovaniya-ohrany-zdorovya-grazhdan
5. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evtanaziya-kak-obschemirovaya-dilemma-sovremennosti
6.  Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71969/
7. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2021. №8 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-dostupnoy-defibrillyatsii-organizatsionno-pravovoy-aspekt 
8. Юридические аспекты внедрения программы общественно доступной дефибрилляции в России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie-aspekty-vnedreniya-programmy-obschestvenno-dostupnoy-defibrillyatsii-v-rossii
9. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru — 30.06.2014
10. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru — 07.06.2019
11. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru — 01.12.2020