Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конференция: CLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Пимкина Е.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(154). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(154).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пимкина Екатерина Вячеславовна
магистрант, Финансовый Университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Федорова Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Финансовый Университет при правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

В современном мире с каждым днем все больше набирают популярность финансовые услуги, которые оказываются с помощью финансовых технологий. И, соответственно, возникает вопрос регулирования защиты прав потребителей. Данным вопросом, согласно Федеральному закону от 04.06.2018 №123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", в Российской Федерации занимаются Центральный банк России и Роспотребнадзор.

В сфере финансовых услуг особую важность для потребителя приобретает представление того, какая собственно услуга оказывается. частенько потребитель встречается с недостаточно точным представлением в силу невнимательности, финансовой или, например юридической неграмотности. В связи с этим важнейшую роль играет внимательное проработка договора, то есть условий, которые предлагает контрагент.

В условиях глобализации и достаточно быстрого внедрения новых технологий в экономике, а в частности в финансовой сфере, пред регуляторами финансовых рынков во всех развитых государствах стоят схожие вопросы как по обеспечению финансовой устойчивости и стабильному функционированию экономических институтов, так и по защите интересов потребителей финансовых продуктов и услуг.

Существует ряд нормативно правовых актов, регулирующих отношения между потребителями и исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах или услугах при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров, работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах, работах, услугах и об их изготовителях, исполнителях или продавцах, о владельцах агрегаторов информации о товарах услугах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Основным нормативным актом выступает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300 – 1 "О защите прав потребителей".

Каждая финансовая организация должна в полной мере дать информацию о финансовом продукте или услуге. К основным параметрам оказываемой услуги можно отнести:

  1. Содержание;
  2. Сумма и сроки всех важных платежей конкретно не только для самого потребителя, но и также платежей, которые обязуется по контракту производить финансовая организация в пользу потребителя. В данном случае предусматриваются также и дополнительные, либо связанные услуги по договору;
  3. Обязательства сторон по договору;
  4. Штрафы и пени, которые появляются в связи с невыполнением обязательств, либо просрочке платежей;
  5. Риски, связанные оказываемой услугой;
  6. Условия преждевременного прекращения договора, а также связанные с этим возможные потери для потребителя;
  7. Сам процесс оказания услуги – от заявки до прекращения действия договора.

Эксперты в области права выделяют несколько основных видов права потребителей финансовых услуг:

  1. Право на информацию.

Права на информацию и на возмещение ущерба детально реализованы в специальных законах и подзаконных актах по каждому виду услуг отдельно. Наилучшей международной практикой реализации права на информацию потребителя финансовых услуг стала практика предконтрактного раскрытия информации о поставщике финансовой услуги и о самой финансовой услуге, с детальным описанием ее стоимости, возможного изменения ее стоимости при различных условиях, рисках, связанных с ее получением, а также проведение беспристрастного предконтрактного консультирования потенциального клиента с учетом специфики финансовых возможностей и потребностей индивида.

Согласно Статье 8 закона, потребитель имеет право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), Статья 9 уточняет, какую минимально- необходимую информации должен раскрыть изготовитель (исполнитель, продавец) о себе, Статья 10 – о товарах (работах, услугах). Статья 36 обязывает исполнителя предоставлять потребителю информацию об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) установлена в статье 12 вышеупомянутого закона.

  1. Право на безопасность.

Статья 7 закона устанавливает право потребителя на безопасность товара, работы или услуги для здоровья, жизни и имущества потребителя. Относительно товаров и услуг право на безопасность реализуется посредством сертификации, установлении стандартов качества, норм и порядка предоставления конкретных товаров и услуг. Для финансовых услуг безопасность обеспечивается закреплением в законах по конкретным видам финансовых услуг основных принципов их предоставления, стандартных и обязательных условий договоров на предоставление финансовых услуг, условий, не допустимых в договорах оказания услуг.

  1. Право на потребительское образование.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей закреплено в Статье 3 Федерального Закона «О защите прав потребителей». В данной статье не только устанавливается право, но и определяются механизмы реализации этого права: включение соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы.

Развитие финансового рынка в России и в мире в настоящее время характеризуется рядом процессов – появлением большого числа новых продуктов и внедрением новых форматов их предоставления, расширением географии присутствия финансовых организаций, стиранием национальных границ при приобретении и предоставлении финансовых услуг, совершенствованием каналов продаж финансовых продуктов и услуг, в том числе дистанционных, с использованием современных информационных технологий.

Значительной практической рекомендацией будет заявление потребителя к представителю продавца за соответствующими разъяснениями. Право на раскрытие информации об условиях договора до момента его заключения в сфере оказания финансовых услуг прописано в ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Вторая главнейшая практическая рекомендация причисляется к так называемому «мелкому шрифту», который на практике потребители зачастую игнорируют, в связи с чем может появиться ряд правовых последствий, на которые не планировал потребитель.

Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных".

Важным моментом представляется несоблюдение финансовой организацией своих обязательств по договору, либо иные нарушения прав клиента. В данном случае с жалобой нужно в первую очередь обратиться в саму финансовую организацию, для возможности урегулирования трудную обстановку до суда.

Вероятны случаи, когда «ошибка» появилась по вине рядовых сотрудников, а более опытные профессионалы компетентны ликвидировать назревшую проблему. В большинстве случаев организация идет на мирное урегулирование конфликта по соглашению сторон, в том числе в связи с вероятными дополнительными проверками контролирующих органов, которые могут появиться впоследствии.

        

Список литературы:
1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ 
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/  
3. Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/71958414/ 
4. Защита прав потребителей финансовых услуг. [Электронный ресурс] // URL: https://cbr.ru/protection_rights/