Практическая реализация принципов исполнительного производства в деятельности судебного пристава-исполнителя
Секция: Юриспруденция
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Практическая реализация принципов исполнительного производства в деятельности судебного пристава-исполнителя
В системе российского законодательства прописан ряд принципов деятельности судебного пристава-исполнителя. Есть определенная система деления данных принципов на два вида:
1. Конституционные;
2.Отраслевые.
К конституционным принципам относятся следующие положения: 1) принцип законности; 2) принцип равноправия сторон; 3) принцип получения юридической помощи. Основой конституционных принципов является основной закон государства, то есть Конституция РФ.
Применение конституционных принципов в исполнительном производстве определяет общие основы правового регулирования в данной отрасли, однако, для полного регулирования общественных отношений необходима их конкретизация. В связи с этим были сформулированы принципы, не получившие прямого законодательного закрепления, но постоянно практически реализуются в ходе осуществления исполнительного производства.
К данным принципам относятся:
1. Принцип принудительного исполнения юридических актов.
2. Принцип равенства всех участников исполнительного производства.
3. Принцип пропорционального распределения взыскиваемых сумм между взыскателями основан на защите прав взыскателей при множественности требований.
4. Принцип приоритета государственного языка.
5. Принцип судебного контроля основан на возможности осуществления судебными органами, по заявлению одной из сторон исполнительного производства, контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей в ходе осуществления исполнительного производства.
6. Принцип независимости судебного пристава-исполнителя.
В данной статье будет затронута проблема реализации данных принципов в практической деятельности судебного пристава-исполнителя.
Ключевые слова: принцип, Конституция РФ, судебный пристав-исполнитель, гражданин, Российская Федерация.
Проведение анализа начнем с принципа законности деятельности судебного пристава-исполнителя. Конституция Российской Федерации в статье 17 говорит о том, что в Российской Федерации признаются права человека и гражданина, которые соответствуют нормам международного права и Конституции РФ.
Однако существует такая поговорка: «Мои права заканчиваются на кончике носа моего соседа».
Проблема заключается в том, что чаще всего в имущественном споре, решение которого исполняется с помощью судебных приставов- исполнителей, участвует не одна, а несколько сторон.
И права каждой из сторон нужно учитывать и соблюдать.
Ярким примером того, как соблюдение прав одной стороны, может существенно ограничить права другой стороны, является принцип минимального имущества.
Согласно статье 446 ГПК РФ существует ряд предметов, на которые судебный пристав не может накладывать арест. С одной стороны, данный принцип защищает права должника, а с другой стороны существенно ограничивает права кредитора. И здесь судебный пристав-исполнитель должен в своей практической деятельности постараться соблюсти баланс между правами сторон и требованиями закона.
Следующий принцип, который хотелось бы затронуть-это принцип приоритета государственного языка.
Согласно части 1 статьи 68 Конституции РФ[1], государственным языком на всей территории нашей страны является русский язык.
Однако, согласно части 2 той же самой статьи, республики, которые находятся в составе Российской Федерации, имеют право устанавливать свои государственные языки.
Потенциально возникает вероятность ситуации, когда человек, который является одной из сторон в исполнительном производстве, может не знать русского языка и являться носителем мало распространенного диалекта, переводчика с которого найти зачастую проблематично, а иногда просто невозможно.
По моему мнению, данную проблему можно решить признанием утратившей силу часть 2 статьи 68 Конституции, а также введением обязательного теста на знание письменного и разговорного русского языка при получении гражданства РФ.
Следующим стоит рассмотреть принцип уважения чести и достоинства. В российской действительности данный принцип является одним из краеугольных в системе исполнительного производства. Понятие чести и достоинства является достаточно юридически сложным, так как включает в себя такие понятия, как: личная жизнь граждан, неприкосновенность жилища, тайна переписки и прочее. Реализация данного принципа возможна только в том случае, если в стране имеют реальную силу права и свободы человека и гражданина.
Принцип уважения чести и достоинства в исполнительном производстве распространяется на всех участников данного процесса.
Это означает, что независимо от статуса человека в исполнительном производстве, должник, взыскатель, или судебный пристав-исполнитель, каждая сторона имеет равные права на уважение чести и достоинства.
Изучая литературу по данной теме, можно встретить утверждение Лоба В.Е. о том, что в ходе развития исполнительного производства в России появились ряд специфических принципов, которые свойственны только российскому государству[6]. К таковым специфическим принципам, он относил следующие:
1. Первоочередность защиты прав взыскателя;
2. Отсутствие состязательности в исполнительном производстве;
3. Соблюдение минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства и направления, по которым должны идти правовое регулирование и правоприменительная практика.
Следовательно, исполнительное производство осуществляется не только на основании нормативно закрепленных принципов, но и на принципах, появляющихся в ходе правовых отношений между участниками исполнительного производства.
Принципы исполнительного производства направлены на обеспечение максимально полного решения задач исполнительного производства в целом, путем правильного применения законодательства об исполнительном производстве в юридической практике.
Таким образом, применение принципов исполнительного производства должно гарантировать своевременное, эффективное и точное исполнение юридических актов, соблюдение прав и законных интересов участников исполнительного производства, и усиливать влияние государства на регулирование правоотношений, возникающих в ходе исполнительного производства.