Статья:

СОВМЕЩЕННЫЙ ABC-XYZ-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА

Конференция: CLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Волчкова Е.О. СОВМЕЩЕННЫЙ ABC-XYZ-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(154). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(154).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВМЕЩЕННЫЙ ABC-XYZ-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА

Волчкова Екатерина Олеговна
студент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, РФ, г. Москва

 

Под формированием ассортимента принято понимать целенаправленный процесс подбора состава товаров в соответствии со спросом. Существует множество различных маркетинговых инструментов, с помощью которых осуществляется управление ассортиментом компании.

Использование совмещенного ABC-XYZ-анализа позволяет анализировать ассортимент товаров для удовлетворения потребностей клиентуры и достижения оптимальных результатов, прогнозируемых предприятием. Потребность в изучении ассортиментного перечня, а также его ранжирование возникает на любом производстве, поэтому данный метод является активно используемым на практике. 

ABС- и XYZ-анализ могут проводиться отдельно, однако их можно применять совместно для большей эффективности. 

Итальянский математик В. Парето сформулировал правило, которое легко в основу ABC-анализа: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». Иначе, 20% усилий способны обеспечить 80% результата. 

При ABC-анализе товары делятся на 3 группы:

Товары класса A – обеспечивают 80% продаж или прибыли;

Товары класса B – обеспечивают 15% продаж или прибыли;

Товары класса C – обеспечивают 5% продаж или прибыли.

На основе данных можно сделать предположение о том, что затраченные усилия для товаров класса B оправдываются, но не в полной мере. Следует рассмотреть возможность сокращения продаж товаров категории C, так как данные товары приносят только 5% от общей выручки компании, и увеличения выпуска товаров класса A.

Целью XYZ-анализа является определение стабильности продаж и возможности прогнозирования, а результатом — учет неопределенности спроса, производства и поставок. 

Для проведения анализа используется коэффициент вариации. 

В результате анализа выделяется 3 группы:

Группа X – товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования;

Группа Y –  товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средней степенью прогнозирования;

Группа Z – товары, характеризующиеся нерегулярным спросом и невозможностью прогнозирования.

Для каждой группы определен коэффициент вариации: для группы X он составляет не более 10%, для группы Y – от 10% до 25%, а для группы Z отклонение превышает 25%. 

После проведения отдельных анализов проводится их объединение, в результате которого формируется матрица, где по горизонтали располагаются классы ABC-анализа, а по вертикали – группы XYZ-анализа. В ходе кросс-анализа на пересечении строк и столбцов выделяются 9 новых групп: «AX», «BX», «CX», «AY», «BY», «CY», «AZ», «BZ», «CZ». 

Таблица 1.

Совмещенный ABC-XYZ-анализ

 

Каждой группе товаров можно дать следующую характеристику: 

Первая буква обозначает уровень товарооборота (высокий, средний, низкий), а вторая – степень стабильности продаж (высокая, средняя, низкая). 

Таким образом, совмещение результатов двух анализов является целесообразным, поскольку дает возможность эффективно управлять товарными ресурсами, улучшать и корректировать ассортимент, выделять приоритетные группы товаров, принимать решения по инвестированию, организовывать работу менеджеров.

 

Список литературы:
1. Татаринова Е.Д., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента продажи товаров на основе АВС-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - №2 (41). С. 112-122.
2. ABC и XYZ-анализ ассортимента интернет-магазина: схема, этапы проведения, плюсы и минусы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.insales.com/ua/blogs/blog/abc-i-xyz-analiz (дата обращения: 20.01.2022)