Современные реалии развития наукоградов в Российской Федерации
Секция: Экономика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Современные реалии развития наукоградов в Российской Федерации
Статья посвящена исследованию специфики получения статуса наукоградами и перечня документов стратегического планирования, разрабатываемых в них. Рассмотрены особенности наукоградов, проблемы и перспективы их развития.
На современном этапе социально-экономического развития производство конкурентоспособных, высоко коммерциализируемых наукоемких технологий должно выступать стратегическим ориентиром и способствовать тому, чтобы Российская Федерация заняла соответствующую нишу на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Достижение обозначенной цели в значительной степени зависит от эффективности функционирования наукоградов.
В соответствии с действующим законодательством, наукоград представляет собой муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом [1].
Деятельность наукоградов, являющихся одним из важнейших элементов национальной инновационной системы, связана с научными, научно-техническими, инновационными, экспериментальными разработками, испытаниями, подготовкой кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники. Наиболее высокие позиции Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой продукции наблюдаются именно в отраслях специализации наукоградов – авиаракетостроении, биотехнологиях, химии, энергетике, ядерном комплексе, вооружении.
В национальной инновационной системе наукограды занимают особое место. Они не только обладают высоким научно-техническим потенциалом, но и имеют уникальную структуру научно-производственного комплекса (НПК). Эффективное взаимодействие элементов НПК, а также высокий уровень их интеграции позволяют не только успешно разрабатывать инновационную продукцию, но и проводить подготовку квалифицированных специалистов в приоритетной для наукограда области. Наукограды представляют собой крупный институт инфраструктурного обслуживания инновационного процесса и могут создавать на своей территории всевозможные объекты инновационной инфраструктуры.
Еще одной специфической чертой наукоградов является то, что их относят к моногородам, занимающимся преимущественно некоммерческими видами деятельности.
Основанием для появления наукоградов стал неопределенный статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Впервые термин «наукоград» был введен в городе Жуковский в 1991 году П.Н. Спартаком и Н.К. Никитиной при создании движения «Союз развития наукоградов». Союзом был разработан проект Концепции государственной политики по сохранению и развитию наукоградов, который до настоящего времени продолжает оставаться нереализованным.
Первым муниципальным образованием, получившим статус наукограда, является город Обнинск (2000 год). В настоящее время в РФ насчитываются 13 наукоградов, так как городом Петергофом был утрачен подобный статус. На рисунке 1 представлено изменение численности наукоградов в разрезе временных интервалов.
Рисунок 1. Численность наукоградов в Российской Федерации за период 2000–2017 годы, единиц
В таблице 1 приведены сведения о расположении наукоградов по субъектам РФ, численности их населения, специализации и наличии стратегии или программы социально-экономического развития. Таким образом, по предварительным оценкам по состоянию на начало 2017 года в наукоградах проживают 1135,4 тысяч человек, что составляет 0,77% от общей численности населения РФ. География наукоградов свидетельствует, что большинство из них (62%) расположены в Московской области. Как правило, наукограды специализируются на ядерной физике, ракетно-космической промышленности и нанотехнологиях.
Таблица 1.
Сведения о наукоградах Российской Федерации по состоянию на 01.01.2017[*]
№ п.п. |
Наименование наукограда |
Субъект РФ |
Численность населения, человек |
Наличие стратегии или программы социально-экономического развития |
Специализация наукограда |
1 |
Бийск |
Алтайский край
|
203138 |
Стратегия социально-экономического развития города Бийск на 2017–2030 годы
Программа социально-экономического развития города Бийск на 2013–2017 годы |
Биофармацевтика, нанотехнологии, ракетно-космическая промышленность |
2 |
Дубна |
Московская область |
74977 |
- |
Атомная промышленность |
3 |
Жуковский |
Московская область |
108970 |
- |
Информационно-телекоммуникационные системы, транспортные, авиационные и космические системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, энергетика и энергосбережение |
4 |
Кольцово |
Новосибирская область |
|
Стратегия социально-экономического развития наукограда Кольцово до 2030 года |
Биотехнологическая специализация |
5 |
Королев |
Московская область |
221967 |
- |
Авиа-, ракето- и спутникостроение |
6 |
Мичуринск |
Тамбовская область |
94741 |
Стратегия социально-экономического развития города Мичуринск Тамбовской области на 2016–2030 года |
Генетика, селекция, биотехнологии, физиология, биохимия, экология плодовых, ягодных и овощных культур; разработка экологически безопасных технологий производства. |
7 |
Обнинск |
Калужская область |
113844 |
Стратегия социально-экономического развития города Обнинск как наукограда Российской Федерации на 2017–2025 годы |
Атомная энергетика, радиационная медицина, фармацевтика, нанотехнологии |
8 |
Протвино |
Московская область |
36853 |
- |
Информационно-телекоммуникационные системы; Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. |
9 |
Пущино |
Московская область |
21236 |
Стратегия социально-экономического развития наукограда Пущино до 2030 года |
Молекулярная биология, биоорганическая химия, биомедицина, биофизика и клеточная биология |
10 |
Реутов |
Московская область |
100142 |
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городской округ Реутов Московской области как наукограда Российской Федерации на период 2013–2017 годы |
Авиация и космос, машиностроение, приборостроение |
11 |
Троицк |
Москва |
75828 |
Стратегия социально-экономического развития городского округа Троицк в городе Москва на период до 2032 года (проект) |
Ядерная физика, оптика, нанотехнологии |
12 |
Фрязино |
Московская область |
60363 |
Программа комплексного социально-экономического развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2013–2017 годы |
Разработка наукоемкой продукции оборонного и гражданского назначения |
13 |
Черноголовка |
Московская область |
23352 |
- |
Создание новых образцов техники и средств специального назначения для оборонно- промышленного комплекса, физико-химический профиль |
Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» был принят 7 апреля 1999 года. В течение 17 лет в указанный закон дважды (в 2004 и в 2015 годах) вносились поправки, касающиеся критериев присвоения статуса наукограда муниципальному образованию и сохранения этого статуса.
Для получения муниципальным образованием статуса наукограда, необходимо его соответствие ряду критериев, закрепленных в статье 2.1 ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (табл. 2) [2; 3].
Таблица 2.
Результаты сопоставления критериев НПК наукоградов[†]
№ п.п. |
Перечень критериев для присвоения и сохранения статуса наукограда |
Значение критерия в 2004 году |
Значение критерия в 2015 году |
1 |
Доля численности работающих в организациях НПК в общей численности работающих на территории муниципального образования |
не менее 15% |
Не менее 20% (не учитывая занятых в организациях городской инфраструктуры) |
2 |
Доля стоимостного объема научно-технической продукции в общем объеме продукции всех хозяйствующих субъектов муниципального образования |
не менее 50% |
— |
3 |
Доля основных фондов, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, в общем объеме основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы* |
не менее 50% |
— |
4 |
Доля исследователей и ППС в общей численности занятых в научно-производственном комплексе наукограда |
— |
не менее 20% |
5 |
Для оборота организаций ПНК и их инвестиций в основной капитал и основные средства для производства высокотехнологичной промышленной продукции и инновационных товаров в общем объеме продукции всех хозяйствующих субъектов муниципального образования (кроме организаций городской инфраструктуры). |
— |
не менее 50% |
6 |
Период действия статуса |
от 5 лет |
15 лет |
Исходя из материалов, представленных в таблице 2, можно судить о том, что поправки в законодательстве, вступившие в силу с 01.01.2017 года, не коснулись самого перечня критериев, предъявляемых к наукоградам, однако отмечается изменение количественных параметров указанных критериев. В частности, доля работников, занятых в НКП, возросла с 15% до 20%. Доля исследователей и ППС в общей численности занятых в научно-производственном комплексе наукограда теперь должна составлять не менее 20%. Необходимо, чтобы оборот организаций ПНК и их инвестиций в основной капитал и основные средства для производства высокотехнологичной промышленной продукции и инновационных товаров составлял не менее 50%.
В соответствии с последними поправками показатели стоимостного объема научно-технической продукции в общем объеме продукции всех хозяйствующих субъектов муниципального образования и доли основных фондов, фактически используемых при производстве научно-технической продукции не регламентированы. Отмечается увеличение периода действия статуса наукограда с 5 до 15 лет.
В настоящее время на территории, обладающие высокой концентрацией научно-технического и образовательного потенциалов, оказывает негативное влияние целая группа факторов правового, экономического и институционального характера.
Во-первых, в стране не сформирована нормативно-правовая база и не разработан необходимый комплекс документов стратегического планирования, направленных на стимулирование развития экономики знаний.
Во-вторых, отмечается искусственно низкая конкурентоспособность высокотехнологичных производств, что определяется большой долей стоимости энергозатрат в себестоимости наукоемкой продукции и отсутствием достаточных оборотных средств.
В-третьих, низкий уровень воспроизводства высококвалифицированных кадров. Низкая заработная плата научных работников, несоизмеримая с затратами на воспроизводство научных кадров и поддержание их квалификации, не позволяет молодежи считать профессию ученого престижной и перспективной.
В-четвертых, в стране практически не работают институциональные механизмы защиты интеллектуальной собственности.
Перспективы развития наукоградов в России, по мнению авторов, связаны с сохранением их научных и научно-производственных функций, а также с диверсификацией их муниципальных экономик. Создание новых форм научной деятельности лучше всего проводить в рамках имеющихся направлений специализации, тем самым, сохраняя сложившийся образ наукоградов. Так в нашей стране активно проводятся попытки создания подобных структур: научные парки формируются на базе ВУЗов, технополисы – на базе научно-производственных комплексов малых и средних городов, образовательные учреждения - на базе научных комплексов. Сложности в реализации подобных проектов связаны, главным образом, с разделением сфер влияния между органами местного самоуправления и руководством предприятий научно-производственного комплекса, что затрудняет внедрение новых форм научной деятельности.
Согласно статье 1 ФЗ-100 «О внесении изменений в ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в муниципальном образовании, претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, до 1 января 2017 года должны быть разработаны, согласованы с Министерством образования и науки Российской Федерации и утверждены Стратегии социально-экономического развития наукоградов и Планы мероприятий по их реализации.
В таблице1 содержатся сведения о наличии в наукоградах Стратегий или программ социально-экономического развития. При этом в соответствии с действующим законодательством основной акцент в Стратегиях должен быть сделан на способах и механизмах развития научного и научно-технического потенциалов [2]. В планах следует уделять внимание развитию малых и средних предприятий, реализации инновационных проектов, сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов [2].
Исследование официальных сайтов наукоградов по состоянию на начало 2017 года показало, что соответствующие действующие документы стратегического планирования отсутствуют в пяти муниципальных образованиях Московской области: городах Жуковский, Протвино, Королеве, Черноголовке, Дубне. Важно отметить, что в Дубне и Королеве ранее действовали муниципальные программы социально-экономического развития, однако срок их реализации истек в 2016 году. В свою очередь, для наукоградов отсутствие указанных документов вызывает определенный риск, связанный с сокращением объемов государственной поддержки.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», данные муниципальные образования получают государственную поддержку из бюджета РФ в виде межбюджетных трансфертов, которые распределяются по результатам конкурсного отбора [1]. Интересен тот факт, что до 2017 года средства государственной поддержки самостоятельно наукоградом могли распределяться только на развитие городской инфраструктуры, а вся научная деятельность финансировалась из вышестоящих бюджетов. Новые поправки должны являться соответствующим стимулом для развития наукоградом на основе собственных возможностей инновационной инфраструктуры, предпринимательства, научно-инновационной деятельности.
Разработка документов стратегического планирования открывает перед наукоградами возможность определить приоритеты, цели, задачи своего развития не только в научно-технической сфере, но и выявить возможности для диверсификации экономики и повысить уровень и качество жизни местного сообщества.
Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть уникальность наукоградов как муниципальных образований с особым научным, экономическим и политическим статусом.
[*] Составлено авторами по данным официальных сайтов наукоградов и данных Территориальных органов государственной статистики по Московской, Новосибирской, Тамбовской, Калужской областей, г. Москва, Алтайского края.
[†] Составлено автором