Статья:

Современные реалии развития наукоградов в Российской Федерации

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кирсанова А.Э., Чибирёва В.С. Современные реалии развития наукоградов в Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 192 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные реалии развития наукоградов в Российской Федерации

Кирсанова Алина Эдуардовна
студент, Самарский государственный экономический университет, РФ, г. Самара
Чибирёва Виктория Сергеевна
студент, Самарский государственный экономический университет, РФ, г. Самара
Гранкина Арина Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, РФ, г. Самара

 

Статья посвящена исследованию специфики получения статуса наукоградами и перечня документов стратегического планирования, разрабатываемых в них. Рассмотрены особенности наукоградов, проблемы и перспективы их развития.

На современном этапе социально-экономического развития производство конкурентоспособных, высоко коммерциализируемых наукоемких технологий должно выступать стратегическим ориентиром и способствовать тому, чтобы Российская Федерация заняла соответствующую нишу на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Достижение обозначенной цели в значительной степени зависит от эффективности функционирования наукоградов.

В соответствии с действующим законодательством, наукоград представляет собой муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом [1].

 Деятельность наукоградов, являющихся одним из важнейших элементов национальной инновационной системы, связана с научными, научно-техническими, инновационными, экспериментальными разработками, испытаниями, подготовкой кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники. Наиболее высокие позиции Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой продукции наблюдаются именно в отраслях специализации наукоградов – авиаракетостроении, биотехнологиях, химии, энергетике, ядерном комплексе, вооружении.

В национальной инновационной системе наукограды занимают особое место. Они не только обладают высоким научно-техническим потенциалом, но и имеют уникальную структуру научно-производственного комплекса (НПК). Эффективное взаимодействие элементов НПК, а также высокий уровень их интеграции позволяют не только успешно разрабатывать инновационную продукцию, но и проводить подготовку квалифицированных специалистов в приоритетной для наукограда области. Наукограды представляют собой крупный институт инфраструктурного обслуживания инновационного процесса и могут создавать на своей территории всевозможные объекты инновационной инфраструктуры.

Еще одной специфической чертой наукоградов является то, что их относят к моногородам, занимающимся преимущественно некоммерческими видами деятельности.

Основанием для появления наукоградов стал неопределенный статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Впервые термин «наукоград» был введен в городе Жуковский в 1991 году П.Н. Спартаком и Н.К. Никитиной при создании движения «Союз развития наукоградов». Союзом был разработан проект Концепции государственной политики по сохранению и развитию наукоградов, который до настоящего времени продолжает оставаться нереализованным.

Первым муниципальным образованием, получившим статус наукограда, является город Обнинск (2000 год). В настоящее время в РФ насчитываются 13 наукоградов, так как городом Петергофом был утрачен подобный статус. На рисунке 1 представлено изменение численности наукоградов в разрезе временных интервалов.

 

Рисунок 1. Численность наукоградов в Российской Федерации за период 2000–2017 годы, единиц

 

В таблице 1 приведены сведения о расположении наукоградов по субъектам РФ, численности их населения, специализации и наличии стратегии или программы социально-экономического развития. Таким образом, по предварительным оценкам по состоянию на начало 2017 года в наукоградах проживают 1135,4 тысяч человек, что составляет 0,77% от общей численности населения РФ. География наукоградов свидетельствует, что большинство из них (62%) расположены в Московской области. Как правило, наукограды специализируются на ядерной физике, ракетно-космической промышленности и нанотехнологиях.

 

Таблица 1.

Сведения о наукоградах Российской Федерации по состоянию на 01.01.2017[*]

№ п.п.

Наименование наукограда

Субъект РФ

Численность населения, человек

Наличие стратегии или программы социально-экономического развития

Специализация наукограда

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Бийск

 

 

 

 

Алтайский край

 

 

 

 

 

203138

Стратегия социально-экономического развития города Бийск на 2017–2030 годы

 

Программа социально-экономического развития города Бийск на 2013–2017 годы

 

 

 

Биофармацевтика, нанотехнологии, ракетно-космическая промышленность

 

 

 

2

 

 

 

Дубна

 

 

 

Московская область

 

 

 

74977

 

 

 

-

 

 

 

Атомная промышленность

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Жуковский

 

 

 

 

Московская область

 

 

 

 

 

108970

 

 

 

 

-

Информационно-телекоммуникационные системы, транспортные, авиационные и космические системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, энергетика и энергосбережение

 

 

4

 

 

Кольцово

 

 

Новосибирская область

 

Стратегия социально-экономического развития наукограда Кольцово до 2030 года

 

 

Биотехнологическая специализация

5

Королев

Московская область

221967

-

Авиа-, ракето- и спутникостроение

 

 

 

 

6

 

 

 

 

Мичуринск

 

 

 

Тамбовская область

 

 

 

94741

 

Стратегия социально-экономического развития города Мичуринск Тамбовской области на 2016–2030 года

Генетика, селекция, биотехнологии, физиология, биохимия, экология плодовых, ягодных и овощных культур;

разработка экологически безопасных технологий производства.

 

 

 

 

7

 

 

 

 

Обнинск

 

 

 

Калужская область

 

 

 

113844

Стратегия социально-экономического развития города Обнинск как наукограда Российской Федерации на 2017–2025 годы

 

Атомная энергетика, радиационная медицина, фармацевтика, нанотехнологии

 

 

 

8

 

 

 

Протвино

 

 

 

Московская область

 

 

 

 

36853

 

 

 

 

-

Информационно-телекоммуникационные системы;

Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

9

Пущино

Московская область

 

21236

Стратегия социально-экономического развития наукограда Пущино до 2030 года

Молекулярная биология, биоорганическая химия, биомедицина, биофизика и клеточная биология

 

 

 

10

 

 

 

Реутов

 

 

 

Московская область

 

 

 

100142

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городской округ Реутов Московской области как наукограда Российской Федерации на период 2013–2017 годы

 

 

Авиация и космос,

машиностроение,

приборостроение

11

Троицк

Москва

75828

Стратегия социально-экономического развития городского округа Троицк в городе Москва на период до 2032 года

(проект)

Ядерная физика, оптика, нанотехнологии

 

 

 

12

 

 

 

Фрязино

 

 

Московская область

60363

Программа комплексного социально-экономического развития г. Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2013–2017 годы

 

 

Разработка наукоемкой продукции оборонного и гражданского назначения

 

 

13

 

 

Черноголовка

 

Московская область

 

23352

 

 

-

Создание новых образцов техники и средств специального назначения для оборонно- промышленного комплекса, физико-химический профиль

 

Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» был принят 7 апреля 1999 года. В течение 17 лет в указанный закон дважды (в 2004 и в 2015 годах) вносились поправки, касающиеся критериев присвоения статуса наукограда муниципальному образованию и сохранения этого статуса.

Для получения муниципальным образованием статуса наукограда, необходимо его соответствие ряду критериев, закрепленных в статье 2.1 ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (табл. 2) [2; 3].

Таблица 2.

Результаты сопоставления критериев НПК наукоградов[†]

№ п.п.

Перечень критериев для присвоения и сохранения статуса наукограда

Значение критерия в 2004 году

Значение критерия

в 2015 году

1

Доля численности работающих в организациях НПК в общей численности работающих на территории муниципального образования

не менее 15%

Не менее 20%

(не учитывая занятых в организациях городской инфраструктуры)

2

Доля стоимостного объема научно-технической продукции в общем объеме продукции всех хозяйствующих субъектов муниципального образования

не менее 50%

3

Доля основных фондов, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, в общем объеме основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы*

не менее 50%

4

Доля исследователей и ППС в общей численности занятых в научно-производственном комплексе наукограда

не менее 20%

5

Для оборота организаций ПНК и их инвестиций в основной капитал и основные средства для производства высокотехнологичной промышленной продукции и инновационных товаров в общем объеме продукции всех хозяйствующих субъектов муниципального образования (кроме организаций городской инфраструктуры).

не менее 50%

6

Период действия статуса

от 5 лет

15 лет

 

Исходя из материалов, представленных в таблице 2, можно судить о том, что поправки в законодательстве, вступившие в силу с 01.01.2017 года, не коснулись самого перечня критериев, предъявляемых к наукоградам, однако отмечается изменение количественных параметров указанных критериев. В частности, доля работников, занятых в НКП, возросла с 15% до 20%. Доля исследователей и ППС в общей численности занятых в научно-производственном комплексе наукограда теперь должна составлять не менее 20%. Необходимо, чтобы оборот организаций ПНК и их инвестиций в основной капитал и основные средства для производства высокотехнологичной промышленной продукции и инновационных товаров составлял не менее 50%.

В соответствии с последними поправками показатели стоимостного объема научно-технической продукции в общем объеме продукции всех хозяйствующих субъектов муниципального образования и доли основных фондов, фактически используемых при производстве научно-технической продукции не регламентированы. Отмечается увеличение периода действия статуса наукограда с 5 до 15 лет.

В настоящее время на территории, обладающие высокой концентрацией научно-технического и образовательного потенциалов, оказывает негативное влияние целая группа факторов правового, экономического и институционального характера.

Во-первых, в стране не сформирована нормативно-правовая база и не разработан необходимый комплекс документов стратегического планирования, направленных на стимулирование развития экономики знаний.

Во-вторых, отмечается искусственно низкая конкурентоспособность высокотехнологичных производств, что определяется большой долей стоимости энергозатрат в себестоимости наукоемкой продукции и отсутствием достаточных оборотных средств.

В-третьих, низкий уровень воспроизводства высококвалифицированных кадров. Низкая заработная плата научных работников, несоизмеримая с затратами на воспроизводство научных кадров и поддержание их квалификации, не позволяет молодежи считать профессию ученого престижной и перспективной.

В-четвертых, в стране практически не работают институциональные механизмы защиты интеллектуальной собственности.

Перспективы развития наукоградов в России, по мнению авторов, связаны с сохранением их научных и научно-производственных функций, а также с диверсификацией их муниципальных экономик. Создание новых форм научной деятельности лучше всего проводить в рамках имеющихся направлений специализации, тем самым, сохраняя сложившийся образ наукоградов. Так в нашей стране активно проводятся попытки создания подобных структур: научные парки формируются на базе ВУЗов, технополисы – на базе научно-производственных комплексов малых и средних городов, образовательные учреждения - на базе научных комплексов. Сложности в реализации подобных проектов связаны, главным образом, с разделением сфер влияния между органами местного самоуправления и руководством предприятий научно-производственного комплекса, что затрудняет внедрение новых форм научной деятельности.

Согласно статье 1 ФЗ-100 «О внесении изменений в ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в муниципальном образовании, претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, до 1 января 2017 года должны быть разработаны, согласованы с Министерством образования и науки Российской Федерации и утверждены Стратегии социально-экономического развития наукоградов и Планы мероприятий по их реализации.

В таблице1 содержатся сведения о наличии в наукоградах Стратегий или программ социально-экономического развития. При этом в соответствии с действующим законодательством основной акцент в Стратегиях должен быть сделан на способах и механизмах развития научного и научно-технического потенциалов [2]. В планах следует уделять внимание развитию малых и средних предприятий, реализации инновационных проектов, сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов [2].

Исследование официальных сайтов наукоградов по состоянию на начало 2017 года показало, что соответствующие действующие документы стратегического планирования отсутствуют в пяти муниципальных образованиях Московской области: городах Жуковский, Протвино, Королеве, Черноголовке, Дубне. Важно отметить, что в Дубне и Королеве ранее действовали муниципальные программы социально-экономического развития, однако срок их реализации истек в 2016 году. В свою очередь, для наукоградов отсутствие указанных документов вызывает определенный риск, связанный с сокращением объемов государственной поддержки.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», данные муниципальные образования получают государственную поддержку из бюджета РФ в виде межбюджетных трансфертов, которые распределяются по результатам конкурсного отбора [1]. Интересен тот факт, что до 2017 года средства государственной поддержки самостоятельно наукоградом могли распределяться только на развитие городской инфраструктуры, а вся научная деятельность финансировалась из вышестоящих бюджетов. Новые поправки должны являться соответствующим стимулом для развития наукоградом на основе собственных возможностей инновационной инфраструктуры, предпринимательства, научно-инновационной деятельности.

Разработка документов стратегического планирования открывает перед наукоградами возможность определить приоритеты, цели, задачи своего развития не только в научно-технической сфере, но и выявить возможности для диверсификации экономики и повысить уровень и качество жизни местного сообщества.

Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть уникальность наукоградов как муниципальных образований с особым научным, экономическим и политическим статусом.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О статусе наукограда Российской Федерации») // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – Загл. с экрана 
2. Федеральный закон от 20.04.2015 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.04.2015.
3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – Загл. с экрана.
 

[*] Составлено авторами по данным официальных сайтов наукоградов и данных Территориальных органов государственной статистики по Московской, Новосибирской, Тамбовской, Калужской областей, г. Москва, Алтайского края.

[†] Составлено автором