СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ
Конференция: CLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ
В настоящее время на фоне нестабильности экономической ситуации в стране, практически любое предприятие испытывает затруднения при организации технологических процессов или реализации моделей продвижения товаров. Т.е. современным компаниям необходимо обращать более пристальное внимание на внутреннее состояние дел, а также формировать собственную, отличную от конкурентов, стратегию поведения, которую можно своевременно корректировать. Отсутствие проработанные стратегии работы и развития организации способствует сокращению ее жизнеспособности.
В рамках планирования предусматривается решения стратегических и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации. Разработка стратегического плана предприятия способствует взаимному учету интересов вех сторон-участников: от муниципалитетов, заинтересованных в компании на своей территории, до потребителей, чьи запросы будут удовлетворены.
Сущность стратегического управления составляют 5 взаимосвязанных управленческих процессов:
1) анализ среды
2) определение миссии и целей
3) выбор стратегии
4) выполнение стратегии
5) оценка и контроль выполнения [1, с. 39].
Стратегический план формируются на несколько лет, содержит в себе цели и задачи, а также действия к их реализации, перечень процедур и правил. Стратегический план направлен на прогнозирование потребностей рынка и поиск путей увеличения прибыльности предприятия, на определение потенциальных возможностей, дальнейших направлений развития компании, как конкурентоспособного бизнеса.
Его особенностью является отсутствие конкретных значений показателей, которые характеризуют конечные результаты деятельности предприятия. Это планирование определяет направленность деятельности, формирует виды деятельности и периоды существования определенных видов деятельности [3, с. 12].
Такой подход к развитию компаний, как стратегическое планирование возникало в 80-х г. XX в. за рубежом. Теоретико-методологическими трудами стали научные публикации таких авторов: Абрамс Ф., Акофф Р., Куинн Дж., Минцберг Г., Портер М., Томпсон А., Хофер К., Эндрюс К., Штейнер Г.
Потенциальные возможности или рыночный потенциал – это возможности и перспективы к получению компанией за определенный промежуток времени максимального дохода.
Следовательно, современное понимание стратегического планирования на предприятиях тесно связано с понятием менеджмент. Данная взаимосвязь двух понятий характерна исходя из сути самого планирования, как одной из пяти базовых функций управления (планирование, организация, координация, мотивация и контроль) и как одного из основных свойств внешней среды, которое обусловливает специальные требования к планированию и определяются ролью внешней среды для компании.
Стратегическое планирование должно учитывать такие особенности, как: свойства выпускаемой продукции и их отраслевая принадлежность; сложившиеся экономические обстоятельства, необходимость инвестиций или оптимизации производственных процессов. Таким образом, потенциал предприятия зависит от учета всех рассмотренных составляющих и факторов, которые, в свою очередь, формируют хозяйственно-экономические условия отдельно взятой организации [4, c. 9; 13].
Выработка стратегии не связана с временными ограничениями и ориентирована на изменение масштабов производства, номенклатуры продукции, темпами развития компании и отрасли в целом. Т.е., стратегия содержит в себе определение потенциальных возможностей функционирования компании на рынке в конкретный период времени.
Оценка возможностей организации — это процесс определения текущих сильных и слабых сторон организации. Это позволяет получить представленные о структурах, политиках и системах, а также процессах, которые поддерживают организацию, и использовать их как помощь в разработке плана действий по развитию возможностей организации [2, c. 137].
Весь процесс разработки стратегии предприятия, как потенциального конкурента на рынке, можно разделить на несколько основных этапов и сопутствующим их методов, приведенным в таблице [5, с. 143].
Таблица 1.
Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия
Этап |
Характеристика |
Методы |
Предварительный |
Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов. |
Анкета директора. Анкетный опрос. Бизнес диагностика. |
Выработка альтернативных стратегий |
Формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов. |
Мозговой штурм. Проблемно-деловая игра. Коллективная работа с экспертами |
Ранжирование альтернативных стратегий и принятие решений |
Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ. |
Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя. |
Таблица демонстрирует, что при соблюдении всех этапов построения стратегии, планировании процесса развития компании существенно возрастает уровень ее потенциальных возможностей на рынке.
Подводя итог, отметим, что именно стратегическое планирование определяет потенциальные возможности компании на рынке, где ключевым условием эффективной работы выступает умение согласовывать свои действия, заранее предвидеть меняющиеся потребности и предпочтения покупателя, своевременно выпускать и реализовывать конкурентоспособную продукцию.