Статья:

Обзор симуляторов виртуальной реальности используемых в области медицины

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Морозова Ю.А. Обзор симуляторов виртуальной реальности используемых в области медицины // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(16).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обзор симуляторов виртуальной реальности используемых в области медицины

Морозова Юлия Андреевна
студент, Национального исследовательского университета «Московского института электронной техники» РФ, г. Москва

Если еще до недавнего времени многие разработки в IT-среде находили свое применения в сфере развлечения, то на сегодняшний день они охватывают все больше сфер жизнедеятельности человека. Внедрение VR в медицину нашло применение в различных ее областях.

Виртуальные симуляторы для лечения психических расстройств, фобий и деменции.  Деменция — это синдром, при котором происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять ежедневные действия [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения число людей страдающих деменцией составляет около 50 млн человек, и с каждым годом эта цифра растет. Компания Virtual Relief разработало специальное приложение Dementia VR для людей с данным заболеванием, направленное на безопасное и комфортное взаимодействие пациентов с окружающим миром и их обучению и тренировки памяти и языка [2].

Если Dementia VR направлена на лечение слабоумия, то игра Sea Hero Quest, разработанная компанией Glitchers, выявляет деменцию на ранних ее стадиях, когда еще заболевание никак не проявляется. Главным показателем отсутствия развития слабоумия является умение человека ориентироваться в пространстве, поэтому смысл игры заключается в освоении вымышленной игровой виртуальной местности[3].

Для лечения фобий в виртуальной среде используется экспозиционная терапия. Компания Psious Inc. разработала мощнейший инструмент для специалистов в области лечения фобий, который позволяет моделировать различные ситуации и лечить психические расстройства[4]. Одной из самых распространённых фобий является клаустрофобия. Для ее лечения моделируется любое закрытое пространство, угнетающе действующие на человека, которое постепенно наполняется людьми. Приложение Fearless, помогает бороться с арахнофобией (боязнь пауков) путем постепенного перехода от мультяшного образа паука к его реалистичному образу.

Виртуальные тренажеры для обучения медицинского персонала. Виртуальные тренажеры активно внедряют в процесс обучения в медицинские вузы, что в разы увеличивает восприятие и усвоение материала у студентов. Компания Medical Simulation Corp разработала симулятор – 3D модель сердечно-сосудистой системы [5]. Обширный функционал программы позволяет имитировать различные ситуации – изменение сердечных ритмов, аномалии сердца и кровообращения.

Внедрение VR-тренажера EyeSim в практические занятия студентов-офтальмологов позволяет изучить все непредвиденные обстоятельства и свести их к минимуму во время проведения реальных операций [6]. Тренажер представляет модель человеческого глаза, по которой студенты могут изучать окулярную анатомию, прослеживать пути и траекторию движения глаза. Недостаток практического врачебного опыта можно компенсировать с помощью такого VR-симулятора.

Обезболивание виртуальной реальностью. Облегчить боль или помочь справиться с тревогой перед операцией не прибегая к медикаментозному лечению, теперь стало возможным благодаря интерактивным технологиям. Стартап AppliedVR разработал инновационный VR-контент  в сфере здравоохранения, способный оказывать анестезирующий эффект на пациентов. Реальные или фантастические пейзажи в совокупности с дыхательными упражнениями и положительными рассказами помогают человеку снять напряжение и отвлечь его от тревожных мыслей. Временное купирование хронической боли происходит за счет визуальных сигналов, удерживающих внимание пациента и за счет управления болью посредствам позитивного мышления.

По данным AppliedVR, собранных в период использования VR-симуляторов  анестезирующего действия, процент уменьшения боли у пациентов сократился на 52%, а тревожность уменьшилась на 31% [7].

Таким образом, постепенно виртуальная реальность начинает завоевывать сферу здравоохранения. Существует ряд проблем, тормозящих развитее в данной области – нехватка специалистов, устаревшее ПО, недостаток клинических испытаний. Но даже при таких факторах, попытки внедрения VR в медицину оказались успешными, что положительно сказывается на развитие VR-контента в целом.

 

Список литературы:
1. Деменция [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.who.int/ru/news -room/fact-sheets/detail/dementia (Дата обра-щения: 20.08.2018)
2. Virtual Relief [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://virtualreli ef.org/ (Дата обращения: 20.08.2018)
3. Sea Hero Quest [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sea-heroquest.com/site/en/ (Дата обращения: 21.08.2018)
4. Psious Inc [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psi-ous.com/  (Дата обращения: 21.08.2018)
5. Medical Simulation Corp [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.healthysimulation.com/2204/medical-simulation-corporation-interview/ (Дата обращения: 22.08.2018)
6. EyeSim [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eonreali-ty.com/portfolio-items/eyesim-ophthalmology/ (Дата обращения: 22.08.2018)
7. AppliedVR [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://appliedvr.io/ (Дата обращения: 23.08.2018)