Статья:

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ И ИХ ВИДЫ В АМЕРИКАНСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ТWITTER* И INSTAGRAM*)

Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Савченко В.А. ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ И ИХ ВИДЫ В АМЕРИКАНСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ТWITTER* И INSTAGRAM*) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(163). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(163).pdf (дата обращения: 14.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 48 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ И ИХ ВИДЫ В АМЕРИКАНСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ТWITTER* И INSTAGRAM*)

Савченко Виолетта Александровна
студент высшей школы иностранных языков и перевода, Институт международных отношений Казанского федерального университета, РФ, г. Казань
Хисматуллина Люция Гумеровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков, Институт международных отношений Казанского федерального университета, РФ, г. Казань

Актуальным феноменом современного медиа пространства являются интернет-мемы как особый способ характеризовать события, реагировать на них путем своеобразного участия.  Посредством социальных сетей интернет-мемы передаются с высокой скоростью, чему способствуют возможности современных технологий. Идея универсальности, свойственная социальным сетям, позволила интернет-мемам быть доминирующим дискурсом. Таким образом, мемы закрепили за собой статус эффективного инструмента, их изучение и структуризация на уровне языка и коммуникации представляет собой исследовательский интерес. И, поскольку в своей языковой среде русскоязычные мемы понятны, то американские мемы, как явление зарубежного медиа пространства и другого культурного контекста, требуют осмысления.

Популярность интернет-мемов настолько высока, что их распространение повсеместно. Феномен мемов и меметики как отдельной науки рассматривался в трудах Д. Рашкоффа. Он подходил к проблеме с точки зрения развития медиа. Д. Халл, М. Джефрей, Р. Аунгер, Дж. Залески, С. Ф. Голд, М. Ротелла, К. Дистин изучали интернет-мемы как социальный феномен. Мем-пуллы рассматривал Д. Гэверер. Перечисленные ученые стали классиками, заложившими основы изучения меметики. 

Мемы – это способ делиться мыслями, чувствами, юмором и идеями, свойственный современному обществу в пространстве медиа [2, с. 51-52].

Они – не хаотичное явление, а вполне обоснованное на языковом уровне. Поликодовая (креолизованная) природа интернет-мемов обуславливает механизм «вывод-предположение». Как графические, так и вербальные элементы интернет-мема могут содержать знаки, запускающие механизмы умозаключения и необходимого семантического компонента [4, с. 107].

Можно говорить, что фон интернет-мемов функционально важен: он способствует раскрытию идеи, служит для привлечения внимания. Есть и только коммуникативные мемы, не имеющие функциональной графики: популярны короткие и вместительные конструкции из одного предложения (например, «хочу на море, а не вот это вот всё», «этот неловкий момент, когда …, «то чувство, когда закрыл все экзамены», «тот самый момент, когда выспался и т.д.») [5, с. 160-170].

Демонстративной характеристикой интернет-мемов, в любом случае, является визуализация. Эта характеристика дополняется оригинальностью идеи, юмором, остроумностью. Настоящая статья посвящена интернет-мемам в социальных платформах «Instagram» и «Twitter» (социальные сети, запрещенные на территории РФ, как продукты организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.)

Интерес к данным платформам определяется несколькими факторами: Во-первых, они входят в десятку самых популярных социальных интернет-платформ в мире и России; во-вторых, это платформы для реализации себя и своего творчества и мемы тому подтверждение, в-третьих, визуальное оформление и лаконичность привлекают пользователей и это способствует популяризации данных платформ. 

Проводя контент-анализ англоязычных социальных сетей на предмет того, как интернет-мемы отражают современную действительность, нами были выделены группы интернет-мемов. К первой группе относятся сериальные и киношные мемы, они наиболее популярны среди пользователей. Особенно распространяется в американских социальных сетях изображение Боромира из эпопеи «Властелин колец» Также типичными являются кадры из сериала «Игра престолов»: «Brace yourself Spoilers is coming», девиз Дома Старков: «winter is coming» и фразы «Accept what you can't change. Kill what you can't accept», «Me at the beginning of a season. Me at the end of a season» [3, с.195] (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Сериальные и киношные интернет-мемы

 

Ко второй группе относятся мемы на тему политики. Успех политических кампаний всегда зависит от живости и запоминания коммуникации. Политические интернет-мемы стали популяризироваться в 2010 году. Постепенно они становились все более острыми. Особенно это заметно на примере мемов с персонажем Дональдом Трампом (Рисунок 2).

 

 

Рисунок 2. Политические интернет-мемы

 

Третья группа – мемы про животных. Это нейтральные, но любимые всем мемы. Безусловной звездой среди них был сердитый кот «Grumpy cat». У него настолько суровое выражение лица, что он быстро добился успеха и стал героем саркастического мема «Unrestrained Fun» (безудержное веселье) и тысячи других интерпретаций (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Интернет-мемы про животных

 

Четвертая группа – «фейсы», иначе – гневные лица. Это незамысловатые рисунки, сделанные в простейшем графическом редакторе. Фейсами принято называть любые отрисованные лица, с помощью которых можно передать ту или иную эмоцию. Среди самых популярных мемов данной группы являются Rage Faces или Rage Comics (самые известные ‒ покерфейс, троллфейс, лол) (Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Интернет-мемы – фейсы

 

К пятой группе относятся рекламные и ТВ-шоу мемы. Например, изображения под названием «But That's None of My Business». Звучит достаточно невинно, но этот недавний интернет-мем используется для откровенно саркастических суждений о таких людях, как «be like Bill» (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Рекламные и ТВ-шоу интернет-мемы

 

Шестая группа – мемы по изучению английского языка. Они актуальны, например, для учителя, который пытается идти в ногу со временем, поскольку ему необходимо вносить новшества в учебный процесс. Такой подход всегда стимулирует и мотивирует студентов [1, с. 22] (Рисунок 6).

 

 

Рисунок 6. Интернет-мемы про изучение английского языка

 

В исследовании также были выявлены лексические и морфологические особенности интернет-мемов. Фонетически были выделены звукоподражание, например, на меме изображен персонаж, прототипом которого является баскетболист Яо Мин, его выражение лица скептично. Этот персонаж-мем часто сопровождается звукоподражанием «pff», в котором и заключается особенность данного мема; языковая игра, основанная на омонимии, где, на примере мема «Hey, man» можно отметить, что его языковая игра строится на использовании омонимов well в значении «хорошо, отлично» и well в значении «колодец». Эти омонимы абсолютны, поскольку все составляющие их морфемы совершенно одинаковы по звучанию, но расходятся по смыслу, что создает комический эффект. На уровне лексического запаса были отмечены такие черты, как добавление научной терминологии, активное использование нецензурной лексики и сленгового словаря. На примере мема «Love is in the air?» видно, что для создания юмористического эффекта используются научные термины для обозначения химических элементов, присутствующих в воздухе. Отличительная черта интернет-мемов – активное использование нецензурной лексики и жаргона, что оправдано публикой, потребляющей мемы. На примере мема «I sense butthurt» можно увидеть, что жаргонизм butthurt образован от butt в значении «задница» и hurt в значении «боль» и относится к жаргону «школоты».

Синтактически в американских интернет-мемах нами были выявлены эллиптические конструкции и риторические вопросы (мем «Not sure if..» как пример эллипса Мем-персонаж данного изображения – сомневающийся Фрай из Футурамы, выражающий подозрение, недоверие и сомнение), повторяющиеся синтаксические конструкции (мем «One does not simply»), инверсия (мем «If money you want»), умышленное совершение ошибок (мем «I like cooking..»), а также параллельные конструкции при сборке инструкций, изменение смысла при перестановке артикля.

Таким образом, очевидно, что интернет-мемы составляют целую медиа культуру медиа пространства. В англоязычных медиа интернет-мемы – это, в первую очередь, юмор. Это определенный способ выразить свое мнение, быстро и понятно дать ответ на какой-либо запрос, выразить определенный спектр эмоций исчерпывающе и на понятном для других языке. Это способ современной коммуникации в социальных медиа, имеющий свои законы построения, формирующийся в отдельное научное знание.

 

Список литературы:
1. Гобан-Клас Т. Медиа и массовая коммуникация: теории и аналитика прессы, радио, телевидения и Интернета / Т. Гобан-Клас. – М.: Сфера, 2003. – 669 с.
2. Гузаерова Р.Р. Интернет-мем как знак современного медиапространства // Вестник ТГГПУ. – 2017. – № 2 (48) [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-znak-sovremennogo-mediaprostranstva (Ддата обращения: 20.03.2022).
3. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Вестник МГУ. Сер.9: Филология. – М., 1995. – № 5. – С. 48-55.
4. Канашина С.В. Интернет-мем как поликодовый Текст // Языковое бытие человека и этноса. 2017. № 19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-polikodovyy-tekst (Дата обращения: 27.03.2022).
5. Шехтман Н.А. Понимание речевого произведения и гипертекст. ‒ Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 167 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал. 2006. № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2006-03-013-shehtman-n-a-ponimanie-rechevogo-proizvedeniya-i-gipertekst-orenburg-izd-vo-ogpu-2005-167-s (Дата обращения: 17.02.2022).
 

*(социальные сети, запрещенные в России как продукты организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред)