ОЦЕНКА РАЗЛИЧИЙ ОТВЕТОВ В ТЕСТАХ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ЛИЦ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА
Конференция: CLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
CLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОЦЕНКА РАЗЛИЧИЙ ОТВЕТОВ В ТЕСТАХ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ЛИЦ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА
Молодежь является наиболее уязвимой группой в суицидогенном отношении. На возраст от 18 до 25 лет приходится один из самых высоких пиков суицидальной активности в Беларуси, так как он характеризуется высокой конфликтностью с социальной средой, которая способствует формированию высокой агрессивности, ригидности и тревожности, что осознается как неприспособленность к окружающему миру и приводит к чрезмерному употреблению алкоголя и наркотиков, а также суицидальному поведению [1, с. 12].
Основными диагностическими методами оценки суицидального риска, являются опросники, клинические шкалы и стандартизированные тесты. При использовании данных диагностических инструментов, у респондента возникает боязнь самого понятия «суицид», что потенциально заставляет его задумываться над правдивым ответом на вопрос [2, с. 93].
Цель исследования оценить различия ответов в тестах на определение суицидального риска у лиц мужского и женского пола.
Исследование проводилось методом онлайн анкетирования. Все анкетируемые были проинформированы о целях исследования и дали свое согласие на использование данных. Респондентам были предложены два теста в течение одного дня: открытый и закрытый. Открытый тест проводился с помощью стандартного опросника суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой и назывался «Определение суицидального риска». Закрытый тест назывался «Определение типа темперамента» и включал в себя вопросы на определение типа темперамента перемешанный с вопросами на определение суицидального риска, используемыми в открытом тесте. Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием пакета прикладных программ Триал-версия Statistica 13.3 EN, для оценки различий между качественными показателями использовался тест МакНемара.
В анкетировании приняли участие 78 девушек и 25 юношей, средний возраст опрошенных составил 20 лет.
Открытый тест «Определение суицидального риска» был направлен на определение следующих факторов: демонстративность, уникальность, несостоятельность, временная перспектива, слом культурных барьеров, социальный пессимизм, максимализм, аффективность — суицидальные факторы и антисуицидального фактора, по каждому из которых была выявлена статистическая значимость.
Признаком развития самосознания молодых людей является появление открытого своего «Я», при этом демонстрация своего асоциального поведения путем самоутверждения. В таком поведении прослеживается целенаправленное желание завоевания пространства, связанное с желанием подчинить себе окружающих. Все это проявляется в факторе демонстративность. В открытом тесте по данному фактору высокий риск был выявлен у 7,7% девушек, средний — 39,7%, низкий у 52,6%. У мужчин в открытом тесте преобладал также низкий (52,0%) и средний риск (48,0%). В закрытом тесте девушки показывали более высокие риски 9,0%, 47,4% и 43,6% для высокого, среднего и низкого рисков соответственно по сравнению с мужским полом, данные статистически значимы, p=0,03.
В состоянии самоутверждения человек стремится доказать, что он явление уникальное, не похожее на других, подразумевающее исключительные варианты выхода, в частности суицид (фактор уникальность). По данному фактору в открытом тесте средним риском обладают 35,9% женщин и 28% мужчин, а в закрытом тесте уже 47,4% женщин и 40% мужчин. Данные статистически значимы p<0,01.
При невозможности обратить на себя внимание из-за безразличия окружающих людей человек впадает в отчаяние, он чувствует себя безнадёжным, ненужным, неполноценным, теряет интерес к какому-либо делу и к жизни в целом. Такое поведение характерно для фактора несостоятельность. В открытом тесте высокий риск выявлен у 11,5% женщин и 4% мужчин. В то же время в закрытом тесте женщины статистически значимо показывали более высокие риски (p<0,01).
Следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем — это фактор временная перспектива. В открытом тесте 10,3% женщин и 4% мужчин показывают высокий риск, а в закрытом тесте 9% женщин и 4% мужчин.
Замкнутость и стремление к изоляции от общества иногда приводит к объединению в определенные субкультуры, что дает им чувство принадлежности и неповторимости. Субкультура позволяет реализовываться «отверженным» личностям в иной среде, предоставляя им возможность существовать в иной культурной форме. Зачастую это приводит к слому культурных барьеров, поиску культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. В открытом тесте высокий риск встречался с одинаковой частотой и у мужчин, и у женщин — 24,4%. В закрытом тесте высокий риск был выявлен у 24% женщин и 16% мужчин, различия статистически значимы p=0,01.
Вовлеченность в субкультуры является следствием социального пессимизма. Социальный пессимизм наблюдается по формуле внутреннего монолога — «Вы все недостойны меня». Мир воспринимается как враждебный, не соответствующим представлениям о нормальном для человека. В открытом тесте среди лиц женского пола высокий риск социального пессимизма выявлен у 44,9%, мужского — 48%, а в закрытом тесте у женщин— 46,2%, у мужчин— 44%.
Являясь частью субкультур некоторые составляющие личности склонны к чрезмерным крайностям, завышенным претензиям к жизни, бескомпромиссности в решениях, видение жизни в чёрном и белом цветах, не обращая внимания на оттенки, аффективной фиксации на неудачах — это все характерно для фактора максимализм. Высоким риском по данным открытого теста обладали 7,7% девушек и 4%мужчин, а в закрытом тесте и 9% и 8% соответственно.
Крайним вариантом выражения своей независимости в необдуманных речах и поступках является демонстративный суицид (псевдосуицид). При этом доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации представлено фактором аффективность. В открытом тесте высокий риск по фактору аффективность выявлен у 38,5% женщин и 48% мужчин, а в закрытом тесте женский пол — 48,7%, мужской пол — 36%.
Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Антисуицидальный фактор — это глубокое понимание чувства ответственности за близких, представление о греховности самоубийства, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный барьер. В открытом и закрытом тесте высоким риском обладали около 70% всех респондентов обоих полов.
Исходя из полученных данных можно сделать выводы, что на результаты психологического тестирования существенное влияние оказывает название опросника. Мужчины, в отличие от женщин, более правдиво отвечают в открытом тесте, что возможно связано с большей самоуверенностью и эмоциональной устойчивостью. Женщины, в свою очередь, достаточно сентиментальны, у них возникает боязнь самого понятия «суицид», что заставляет их подсознательно отвечать на вопрос, избегая в результате высокого показателя по суицидальным факторам.