ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Конференция: CLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Многие подростки испытывают чувство одиночества. Это проявляется в ощущении своей отчужденности от общества, мира, невозможности стать счастливым, нужным и понятым другими. Такие мысли могут повлечь за собой тревоги, печаль, подавленность, обиды, страхи, самоповреждение и суицидальные мысли.
Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переход от детства к взрослости. В этом возрасте в организме подростка происходят качественные изменения. Поведение подростка регулируется его оценкой себя, которая в следующую очередь формируется в ходе общения с окружающими людьми. Он хочет быть принятым в коллективе, понятым, выстраивать дружеские отношения.
Чтобы исследовать переживание подрастающим поколением чувство одиночества, сначала нужно раскрыть это понятие. Одиночество – эмоциональное состояние человека, находящегося в условиях изоляции от других людей. Оно имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и прочие) [1, с. 40-42]. Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.
Каждый подросток наряду со стремлением к общению испытывает желание побыть одному, уединиться, поразмышлять о себе, об изменениях, об обществе, о взаимоотношениях и другом для него важном. Потребность в уединении подрастающему человеку также необходима, поскольку является отражением развивающегося самосознания и рефлексии.
Постоянное желание подростка побыть одному, избегание общения и контактов со сверстниками могут служить сигналом о том, что не все проходит гладко в его социальных контактах с окружающими людьми. Но в некоторых моментах, желание изолироваться исходит из проблем в его внутреннем мире [4, URL].
Мной было проведено исследование проблемы одиночества подростков. В ходе работы было опрошено 32 школьника 8 класса (14-15 лет) средней образовательной школы города Ханты-Мансийска. В качестве диагностики использована методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Целью теста-опросника является определение уровня одиночества, насколько исследуемый ощущает себя одиноким.
В методике представлено 20 утверждений, с которыми можно согласиться, или, наоборот, опровергнуть их. В качестве ответов выступают “часто”, “иногда”, “редко”, “никогда”. Высокой степени одиночества соответствует результат 40-60 баллов, средней степени – 20-40 баллов и низкой степени соответствует результату от 0 до 20 баллов.
Результаты исследования показали следующее. Средний уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у 20 % мальчиков и 30 % девочек. Этот показатель нормален, так как в этом возрасте естественно переживания одиночества. Такие подростки лишь периодически ощущают чувство одиночества из-за недостатка внимания от окружения.
У 15 % мальчиков и у 20 % девочек выявлена высокая степень субъективного ощущения одиночества. Подросткам не хватает общения, они имеют трудности в установлении контактов с людьми, их социальные связи в основном носят поверхностный характер. Но по ответам можно также сказать, что в случае острого ощущения одиночества исследуемые могут обратиться за помощью к другим людям.
Девочки особенно остро воспринимают одиночество, чем мальчики. Из-за своей эмоциональности женский пол более нуждается в установлении доверительных и тесных контактов. Мальчики подвержены принятым в обществе стереотипам насчет мужественности и правильного поведения. Эмоциональность ими может считаться как слабость, главным для них выходит совместная деятельность, а не индивидуальная симпатия к человеку.
У остальных опрошенных школьников проблема одиночества не выявлена.
Проведенное мной исследование переживания одиночества подростками позволяет сделать ряд выводов. Подростковое одиночество все также остается актуальной проблемой, является частым явлением в жизни каждого человека. Любой подросток в том или ином виде переживал одиночество среди сверстников, в семье, в обществе, на каждого из них оно оказало и оказывает определенное положительное либо отрицательное влияние. Переживание одиночества чаще всего имеет негативный характер, может являться причиной неадекватного поведения, что требует психологической помощи, серьезной коррекционной и профилактической работы школьного психолога при участии классного руководителя и родителей.