РАЗВИТИЕ САРАТОВСКОГО ТРАНСПОРТА, МЕДИЦИНЫ И ИНЫХ НОРМ, СВЯЗАННЫХ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Конференция: CLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
CLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РАЗВИТИЕ САРАТОВСКОГО ТРАНСПОРТА, МЕДИЦИНЫ И ИНЫХ НОРМ, СВЯЗАННЫХ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Саратов на протяжении XIX в. продемонстрировал позитивную экономическую тенденцию развития. Она заключалась в том, что благосостояние региона возросло после реализации определенной хозяйственной стратегии: перехода от оборота сырьевых товаров в сторону обрабатывающей промышленности и постепенной индустриализации. Стремительный рост в какой-либо сфере производства приводит, во-первых, к росту уровня жизни, а во-вторых к возможности диверсификации выпускаемой продукции. В 50-х гг. XIX в.
Саратов характеризовался как город, перед которым стояли уже иные по сравнению с предыдущими годами цели и запросы. Начинается процесс улучшения условий городской действительности [5, с. 4].
Развитие промышленности и потребность в товарном обороте привело к закономерной необходимости становления речного транспорта. Пароходство активно начинает развиваться во второй половине XIX в. с появлением первых пароходных обществ. Своими пароходными предприятиями располагали и саратовские купцы-мукомолы: братья Шмидты, Борели, Рейнеке и Богословский [8, с. 131].
К примеру, у компании «Торговый дом Э.И. Борель» во владении находилось 2 буксировщика и 14 барж, в том числе и одна шаланда. Такое большое количество буксировочного транспорта объясняется спецификой работы на мельнице и мучной торговли.
Пароходы буксировали к мельнице баржу с зерном, а обратно отвозили уже муку.
И чтобы не дожидаться разгрузки баржи с зерном, её оставляли при мельнице для постепенной разгрузки, а нагруженную мукой баржу брали и вели в нужное место. Торговый дом купца Рейнеке владел буксирными пароходами «Елизавета» и «Конрад» [8, с. 194]. К 1880 г. Саратовская пристань принимала до 100 судов разной специализации. Через нее проходило до 4,5 тыс. рабочих [4, с. 445].
Экономическое и промышленное развитие города стимулировало развитие наземного транспорта, который, в свою очередь, помимо экономической пользы являлся фактором планировочной эволюции города и давал толчок для роста территории Саратова.
В 1850-х гг. строительство железных дорог, соединяющий саратовское Поволжье с разными регионами империи, стало все чаще обсуждаться в торгово-промышленных кругах. Таким образом купцы хотели получить большую прибыль. 10 октября 1868 г. была дана концессия на строительство Тамбово-Саратовской железной дороги. Первый участок Тамбов – Умет был открыт для движения 9 августа 1870 г., второй, до Аткарска – 14 января 1871 г., третий, до Саратова – 4 июля 1871 г. [3, с. 138]. Произошло соединение Саратова с центром России.
В 1892 г. Тамбово-Саратовская железная дорога передавалась вновь образованному обществу Рязано-Уральской железной дороги. В этом же году Управление РУЖД переместилось из столицы в Саратов. За последующие десять лет РУЖД в результате активного строительства и расширения выросла более чем в 10 раз. Для обслуживания железной дороги создавались дополнительные элеваторы, склады, нефтехранилища и лесопилки. Для ремонта новых пассажирских и товарных вагонов в Саратове создавались специальные железнодорожные мастерские [7, с. 241].
В Саратове располагались пара крупных железнодорожных станций. Главная Московская улица города приводила к специализирующейся на пассажирских перевозках станции Саратов I.
Между товарной станцией Саратов II и Волгой находилось несколько более мелких станций. В близи к ним находились крупные саратовские предприятия. Станция Саратов II имела элеватор на 500 тыс. пудов. Станция Весенняя базировалась по соседству с большой паровой мельницей братьев Рейнеке. При Ильинской станции располагалась паровые мельницы братьев Шмидт, Зейферта и Макарова [1, с. 34].
В Улешах при станции были расположены крупные мельницы Э. И. Бореля, С. И. Степашкина и А. А. Смирнова. Помимо мукомольных производств там же находились лесопильный завод и ящичная фабрика Кенига, а также металлический завод акционерного общества русской железной промышленности, керосиновые и нефтяные склады братьев Нобель, братьев Меркульевых, Восточного общества и общества «Мазут» [2, с. 26].
Развитие промышленности стимулировало развитие лечебного дела. Медицина на промышленных предприятиях и на железных дорогах имела такую же организационную структура и принципы, как и земская медицина. Одновременно с этим, промышленному медицинскому персоналу и земскому приходилось сталкиваться с одними людьми и потребностями. Главным последствием работы предприятия были загрязнение почвы и воды. Существовала опасность заражения подводных рек и источников. Особенно это касалось мыловаренного производства [6, с. 123].
Таким образом промышленность напрямую влияло на развитие городской экологии и повседневности. Распространение капиталистических модернизационных преобразований набирали обороты и вылились своим апогеем в начале XX вв.
Список литературы:
- Иванова Е. В. Формирование и социальное обустройство пространства крупного города на Волге во второй половине XIX – начале XX в. Диссерт. … канд. ист. наук. Саратов, 2008. – 207 с.
- Майзульс А. Я. Путеводитель по г. Саратову. – Саратов: Саратовск. отд. акц. о-ва конторы объявлений Д. И. Марковского, 1917. – 159 с.
- Очерки истории Саратовского Поволжья. – Саратов: Изд-во сарат. ун-та, 1995. Т. 2. Ч. 1. – 316 с.
- Памятная книжка Саратовской губернии. – Саратов: Тип. губ. правл., 1880. – 536 с.
- Перемены и улучшения в Саратове в течении последнего шестилетия // Памятная книжка Саратовской губернии на 1860 год. Саратов, 1860. – с. 4 – 16.
- Совещательный съезд врачей Рязано-Уральской железной дороги. – Саратов: Типог. Губ. прав, 1913. – 315 с.
- Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. – М.: Изд. «Наука», 1975. – 315 с.
- Цыбин В. М. пароход на Волге. – Саратов: Пароход, 1996. – 368 с.