Статья:

Проблемы и совершенствование муниципальных заимствований в России

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Тагирова И.Р. Проблемы и совершенствование муниципальных заимствований в России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и совершенствование муниципальных заимствований в России

Тагирова Ирина Радиковна
студент, Башкирский Государственный Университет, РФ, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
научный руководитель, кандидат юридических наук, доц. Башкирского государственного университета Института права, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Современный период формирования местного самоуправления в России отмечен проведением его глобальной реформы, которая выступает частью проводимой реорганизации всей публичной власти в стране. Сейчас ведется поиск самой совершенной модели функционирования местного самоуправления, которая могла бы обеспечить оптимизацию укрепления Российской Федерации и ее единство [1, С. 14].

Существенная часть муниципальных образований в субъектах Российской Федерации в настоящее время испытывает дефицит средств и материальных ресурсов, которые необходимы в целях разработки и реализации программ социального и экономического развития, направленные на решение вопросов местного значения, а также для осуществления вложений в развитие соответствующих регионов. В связи с тем, что размер финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения муниципальными образованиями установленных обязательств, не соответствует уровню их реальных потребностей, а дотации от государства не покрывают всех расходов [2, с. 143].

Проблема независимости местных бюджетов на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современности. Данная проблема напрямую связанна с трудностями, возникающими в области управления финансово-хозяйственной сферой. Из-за ограниченности возможностей использования доходной базы, в условиях, когда одна из основных частей налоговых доходов регулярно поступает в бюджеты вышестоящих уровней, остается только один источник, управление которым зависит только от муниципального образования – это неналоговые доходы.

На данный момент в Российской Федерации существует опыт централизации налоговых поступлений. У этой практики существую как минусы, так и плюсы.  С одной стороны, происходит увеличение финансовой устойчивости государства, а с другой происходит понижение темпов формирования и развития наиболее успешных муниципальных образований и регионов из-за усреднения уровня экономического развития, при этом происходит и торможение возможного экономический роста имеющих для этого все необходимые предпосылки регионов и муниципальных образований.

В связи с этим у органов местного самоуправления появляется потребность в поиске дополнительных источников доходов, одним из которых являются заимствования.

Заимствования, осуществляемые субъектами РФ, выступают механизмом реализации их долговой политики, являющейся непосредственной частью финансово-экономической политики субъекта, целью которой является максимальное увеличение дохода региона, а также улучшение жизни граждан и защищенности региона. При этом следует понимать то, что, как правило, привлекаемые заимствования, в большинстве случаев, выплачиваются за счет средств бюджета (доходов), финансовых ресурсов, приобретенных за счет продажи муниципальной собственности, а что еще хуже новых заимствований. Исходя из этого можно сказать, что задачей управления муниципальной задолженностью является формирование экономически оправданного соотношения между нуждами муниципального образования, которые возникают из-за потребности в дополнительных финансовых ресурсах и затратах по их поиску, оптимизации в обслуживании и выплате муниципального долга, а также в сохранении объема муниципального долга на экономически безопасном уровне.

Существует проблема в правовом регулировании отношений в сфере муниципальных заимствований. В связи с тем, что правовые нормы, которые регулируют отношения в данной области, формируется слишком медленно, и в законодательстве нашего государства до сих пор существует ряд недостатков, характерных предыдущей системе правового регулирования, а именно: пробелы и нерешенность отдельных правовых подходов к данной тематике, а также несоответствие некоторых правовых определений и норм, у нас отсутствуют как таковые четко определенные принципы политики, осуществляемой государственной властью, а также механизмы ее осуществления в области муниципальных заимствований [4, с. 12]. Все это, несомненно, отрицательно влияет на формирование института муниципальных заимствований в регионах. На основании этого, мы считаем, что необходимо полное компетентное исследование и правовое регулирование правоотношения в области заимствований, в первую очередь на федеральном уровне.

В результате принятия органами местного самоуправления и субъектами РФ самостоятельных нормативных правовых актов в сфере заимствований создаются правовые коллизии между местным, региональным и федеральным законодательством. В то же время требуется ясное и четкое нормативно-правовое регулирование в связи с повысившаяся за последние годы экономической ролью заимствований субъектов РФ и муниципальных образований.

Еще одной проблемой на сегодняшний день выступает то, что государственные трансферты и существующая на сегодняшний день система заимствований в целом на практике не носят стимулирующего инвестиционного характера [5, с. 39]. Региональная политика должна носить масштабный и комплексный характер, усилив ее стимулирующую составляющую. А ее основой должна быть единая государственная концепция регулирования территориального развития, которая будет подготавливаться при поддержке регионов. В основе данной концепции нужно согласовать бюджетно-налоговую и кредитно-заемную государственную политику, а также увеличить ее инвестиционную направленность.

Необходимо отрегулировать налоговые взаимоотношения центра с органами власти на местах. В первую очередь, следует разграничить круг задач, решаемых центром и на местах, и на основе этого пересмотреть источники, формирующие бюджеты. Необходимо проанализировать приоритеты развития каждого региона, которые будут учитывать интересы как самого государства, так и его регионов.

Важно, чтобы при осуществлении инвестиций была обеспечена информационная прозрачность вне зависимости от источника инвестирования средств, что позволит контролировать эффективность осуществления проектов.  

В настоящий момент заимствования стали занимать важную роль среди всех источников финансирования расходов органов местного самоуправления, в связи с этим к регулятивной функции государства в этой сфере предъявляются повышенные требования, а именно, к правовому обеспечению процесса заимствований.

Для того, чтобы создать равные инвестиционные возможности развития для всех регионов необходимо сделать так, чтобы процесс заимствования средств стал доступным абсолютно для всех территориальных формирований, а также необходимо принять меры по снижению возникающих рисков.

На данный момент имеются некоторые факторы, которые осложняют выход на рынок ценных бумаг отдельных муниципалитетов:

1. слабый экономический потенциал, который ограничивает возможность обслуживания долга, в последствии это отражается в низких кредитных рейтингах;

2. ограниченный масштабам заимствований, который не позволяет обеспечить мобильность на рынке и увеличить относительные расходы на их размещение;

3. неразвитость региональной инфраструктуры;

4. отсутствие опыта и специалистов по управлению долгом.

Данные проблемы обостряются из-за того, что различия регионов в уровне развития при отстранении государства с течением времени не только не уравниваются, но и еще более углубляются. Процветающие регионы сами в состоянии разрешать проблемы, касающиеся развития своего региона, благодаря своей достаточно развитой экономики, а также высоких кредитных рейтингов. Они могут с легкостью привлекать заемные средств (как в форме прямых инвестиций, так и через выпуск региональных облигаций). Неблагополучные же регионы оказываются в замкнутом круге проблем: из-за нехватки источников для пополнения доходных статей бюджета, они не в состоянии осуществлять заимствования, и в тоже время для создания основательной экономической базы они им чрезвычайно необходимы.

Решением проблемы для муниципалитетов и городов видится организация коллективных заимствований. Это будет способствовать выпуску потенциально ликвидных облигаций, доступных для инвестиций как институциональных инвесторов, так и при формировании соответствующей инфраструктуры физических лиц.

А также, хотелось бы обратить внимание на ст. 96 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из данной статьи можно сделать вывод о том, что остатки средств бюджета могут только погашать долги по кредитам, либо же восполнять какие-либо временные кассовые разрывы в пределах неисполненных лимитов отчетного года [3].

При таких обстоятельствах существует риск того, что указанные выше обстоятельства могут не наступить в положенный финансовый год. В результате, остатки средств бюджета будут сохраняться на едином счете бюджета продолжительное время.

В целях исключения данного риска и для погашения долговых обязательств в текущем финансовом году необходимо дополнить ст. 96 Бюджетного кодекса РФ положением о возможности направления остатков средств местного бюджета на начало текущего финансового года на погашение долговых обязательств. Данное изменение позволит законодательно закрепить еще один источник погашения муниципального долга. Тем самым муниципальные образования смогут не только сокращать расходы на обслуживание муниципального долга, но и объем муниципального долга.

 

Список литературы:
1. Аминов И.Р. История становления и развития полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и правопорядка // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 2 (76). С. 14-18.
2. Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования //  Экономика. Социология. Право. 2014. № 4. С. 143-145..
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
4. Кирсанов А. А. Осуществление муниципальных заимствований // Практика муниципального управления. 2010. № 8. С. 10-16.
5. Ярцева И.Ю., Казаков В.В. Механизмы инвестиционного использования неналоговых доходов как альтернатива муниципальным заимствованиям // Проблемы учета и финансов 2014. № 1. С. 39-45.