Статья:

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Конференция: CCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Суетин С.А. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(201). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(201).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Суетин Сергей Андреевич
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

На данный период развития общества и законодательства в Российской Федерации происходит выявление различных проблем при правоприменительной деятельности органов государственной власти и судебной власти при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях призвано защищать нарушенные права и интересы граждан, общества и государства. В этом заключается основная роль этого института административного права. Восстановление пострадавших общественных отношений от административного правонарушения является еще одной функцией производства по делу об административных правонарушениях. Однако восстановление всех пострадавших от административного правонарушения прав и интересов граждан, общества и государства возможно не всегда из-за несовершенств административного законодательства в сфере производства по делам об административных правонарушениях.

Несовершенство законодательства в сфере производства по делам об административных правонарушениях связано с тем, что законодатель уделяет мало внимания нормам, регулирующим данный институт. Безусловно, отношения, находящиеся под влиянием Уголовного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и Кодекса об административном судопроизводстве не менее важны норм, регулирующих отношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому, на мой взгляд, представляется несправедливым уделение столь малого внимания производству по делам об административных правонарушениях, ведь административные правонарушения совершаются, во-первых, гораздо чаще других видов правонарушений и преступлений, а, во-вторых, принятие решение по делу об административном правонарушении не менее трудоемкий процесс, чем принятие решения по иным видам процессуальных отраслей российского права.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью выявления проблем производства по делам об административных правонарушениях, как института, которому на законодательном уровне уделяется слишком маленькое внимание. В тоже время научные работу ученых – административистов основаны либо на несовершенном действующем законодательстве, либо на устаревшем законодательстве по делам об административных правонарушениях.

Длительное время, особенно в советский период административное право, в том числе и институт производства по делам об административных правонарушениях не изучался должным образом. Причиной тому послужило желание власти обеспечить правильное в их понимании поведение граждан. Для достижения своих целей в период сталинских репрессий инструментом влияния на сознание людей и обеспечения должного порядка являлась уголовная ответственность [3, с. 69].

Административные правонарушения совершаются чаще других, органы, осуществляющие их расследования, слишком нагружены, из-за этого каждому не уделяется должное внимание, что создает сложность по их производству, а законодательством не урегулированы все нюансы их рассмотрения.

Термин «производство» всегда понимался, как процесс создания материальных благ, используя производственные общественные силы и отношения между людьми или иными словами создание чего-либо для и на благо людей [2, с. 31].

В современном обществе производство воспринимается не только как процесс создания материальных благ, но и нематериальных. Юридический процесс берет свое начало еще с древнейших времен, развиваясь до нашего времени он приобрел современное понятие. В науки теории государства и права динамичный термин юридический процесс представляет собой сложную систему определенных действий, осуществляемую органами государственной власти по применению ими прав. В нормах процессуального права всегда закрепляется результат юридического процесса. Достижение этого результата возможно благодаря совершению субъектами права процессуально-правовых действий. Два признака могут охарактеризовать определение «процессуальные действия»: первый – это то, что они (процессуально – правовые действия) всегда совершаются только участниками процесса, такими, например, как суд, стороны, и так далее. Второй признак являет собой осуществление процессуальных действий через осуществление процессуальных прав, которые предусмотрены законом в каждом конкретном случае. Таким образом, процессуальные действия – это действия субъектов, участвующих в определенном процессе, которые совершаются ими для того, чтобы они осуществляли, предусмотренные законом, процессуальные права.

Состав административного правонарушения – это указанная в законе совокупность признаков (элементов), при наличии которых, совершенное деяние признается административным правонарушением. Другими словами, при наличии всех указанных в законе элементов, за совершенное деяние лицо будет нести административную ответственность. Состав административного правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Про объект административного правонарушения я писал выше. Под объектом административного правонарушения понимается общественные отношения, которые регулируются, защищаются и охраняются нормами административного права.

Объективная сторона административного правоотношения – это ее внешнее проявление. Этот элемент состава характеризует правонарушение как результат неправомерного поведения лица, его противоправное антиобщественное действие, нарушающее нормы права, влекущее за собой административную ответственность, выражающуюся в совершении действий (бездействий) и наступившем негативном последствии.

Объективная сторона характеризуется волевым активным или пассивным поведением. Между совершенным деянием и наступившими негативными последствиями должна присутствовать причинно-следственная связь, иначе такой элемент будет отсутствовать. Установление причинной связи означает выявление обстоятельств, которые способствуют наступлению вредных последствий, определить, в результате каких действий или причин они наступили. При определении причинно – следственной связи в составе административного правонарушения важно определить материальные или нематериальные эти последствия. Это необходимо для определения состава административного правонарушения, который может быть формальный и материальный.

Формальный состав административного правонарушения – это такой состав, при котором наступление материального вреда при совершении административного правонарушения не предусмотрено. Административные правонарушения в основном совершаются с формальным составом.

Материальный состав административного правонарушения предусматривает наступление материальных вредных последствий в следствии совершения административного правонарушения. В таких составах не всегда очевидна причинно – следственная связь между деянием и материальными последствиями, поэтому требует доказательств [3, с. 72].

При характеристики объективной стороны немаловажное значение имеют и факультативные элементы. К ним относятся: место, время, способ, обстановка, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Таким образом, главной проблемой деятельности по производству по делам об административных правонарушениях является отсутствие единого мнения среди ученых - административистов в определении данного понятия. Но не стоит забывать, что наука административного права бурно развивается, особенно это начало происходить в последние годы. Поэтому я думаю, что введение в Кодекс об административных правонарушениях РФ понятия производства об административных правонарушениях произойдет очень скоро.

 

Список литературы: 
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 28 февраля 2023 года) https://docs.cntd.ru/document/901807667
2. Князева И.Н. Порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях: вопросы совершенствования // Административное право и процесс. - 2022. - № 7. - С. 31-35.
3. Осинцев, Д. В.  Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 617 с.