ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА
Конференция: CCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА
Ключевые слова: умения деловой коммуникации, программа корпоративного обучения, эффективность программы.
Актуальность проблемы развития умений деловой коммуникации у педагогов колледжа в настоящее время обусловлена тем, что изменения, происходящие в обществе и системе образования в целом, определяют новую модель педагога, который должен обладать навыками субъект-субъектного взаимодействия со студентами, коллегами, а также умениями деловой коммуникации. Поэтому реализация программы корпоративного обучения по развитию умений деловой коммуникации в профессиональных образовательных организациях позволит развивать данные умения у педагогов в их профессиональной деятельности.
Естественно, разработанная программа должна быть достаточно эффективной для того, чтобы у педагогов произошли необходимые изменения. Эффективность реализации программы корпоративного обучения определяется в соответствии с критериями и показателями эффективности, а также на основе результатов диагностики педагогов по данным показателям на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.
В процессе обучения у педагогов развиваются следующие умения, необходимые для эффективной деловой коммуникации: ориентировочные; информационно-аналитические; прогностические; полемические; креативные; рефлексивные [2].
Для того чтобы определить, насколько эффективно развиваются данные умения у педагогов колледжа, необходимо выделить критерии и показатели эффективности.
Эффективность, по мнению Бабанского Ю.К. – это «соответствие полученных результатов поставленным в работе задачам, которые являются актуальными и практически значимыми» [1].
Под критерием понимается «обобщенный показатель развития процесса, успешности деятельности, по которому выполняется оценка происходящих педагогических явлений» [3].
Исходя из этого, критерием эффективности реализации программы корпоративного обучения по развитию умений деловой коммуникации педагогов колледжа будет являться положительная динамика развития умений деловой коммуникации педагогов, проявляющаяся в изменении данных умений, которые выступают показателями:
- умение оценивать сложившуюся педагогическую ситуацию, вырабатывать коммуникативную стратегию;
- умение получать и передавать переработанную информацию;
- умение проектировать виды деятельности, моделировать системы коммуникации;
- умение использовать различные средства деловой коммуникации;
- умение принимать решения в нестандартных ситуациях, связанных с риском;
- умение осуществлять самооценку, самоанализ и т.д.
Выбор параметров обусловлен перечнем умений, необходимых для эффективной деловой коммуникации (по Долгополовой Р.Ф.).
Для того, чтобы определить уровень развития выделенных показателей эффективности программы корпоративного обучения, необходимо с помощью наблюдения определить их выраженность у педагогов, провести опрос по проблеме исследования, а также диагностику по выбранным методикам:
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И.);
- методика определения уровня рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.);
- опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (Синявский В.В., Федорошин В.А. (КОС)) [4].
Таким образом, эффективность реализации программы корпоративного обучения по развитию умений деловой коммуникации педагогов колледжа можно будет определить по степени изменения уровня выделенных показателей в динамике (на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы).