Статья:

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Чайкин Д.Ф. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Чайкин Даниил Федорович
студент, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Кравцов Дмитрий Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, подполковник юстиции, доц. кафедры уголовного права и криминологии, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Средства массовой информации все больше и больше проникают в повседневную жизнь каждого человека, став ее неотъемлемой частью. Особенно активно набирают популярность интернет-медиа. Безусловно, что с увеличением числа пользователей будет расти и количество людей, которые предпочтут получать информацию из сети Интернет. Так уже в настоящее время, по данным сетевого издания «Информационный ресурс СКАН» [1] в январе 2023 года почти 90% жителей Российской Федерации пользуются интернетом, а около 73% - проводят время в соцсетях. При этом, по данным «Meltwater» 68,3% россиян заходят в интернет с целью удовлетворения потребности быть в курсе новостей и знать, что происходит в мире.

Распространяемая медийная информация значительно влияет на поведение людей. Одной из важных областей, на которую оказывается влияние СМИ – уровень преступности в стране.

Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных аспектов влияния СМИ на преступность, необходимо отметить, что преступность в России – это сложная и многогранная проблема, зависящая от множества факторов, таких как: экономическая ситуация в стране, социальные условия проживания, эффективность работы правоохранительных органов и др. Однако, СМИ также могут играть существенную роль в формировании общественного мнения о преступности и воздействии на индивидуальное поведение отдельных лиц, ведь главная особенность средств массовой информации – это возможность оказывать воздействие на широкий круг людей, включая все население, в число которых входят взрослые, дети, преступники, жертвы преступлений, государственные служащие и так далее.

Первым аспектом влияния СМИ на состояние преступности является психологическое воздействие на потребителя информации. Так, СМИ зачастую крайне широко освещают криминальные события, распространяя большое количество информации о преступлениях, их деталях: месте, времени совершения, жертвах и подозреваемых. И такое информационное освещение может оказывать двоякое влияние на различные категории лиц. С одной стороны, это способствует информированности общества и граждан о происходящих в стране преступлениях, а значит и повышает их осведомленность и бдительность, например, если в СМИ регулярно сообщают об участившихся случаях преступности в определенных районах того или иного города, это может стимулировать людей принимать меры для обеспечения своей безопасности. С другой стороны, особенно когда СМИ постоянно освещают лишь преступления или иные события, негативного характера, это может приводить к усилению страха и тревоги, создавая иллюзию повышенного уровня преступности и небезосновательных опасений у людей. Также такие эмоциональные реакции могут приводить в том числе к росту недоверия к правоохранительным органам. У некоторых категорий граждан, относящиеся к так называемым «потенциальным преступникам», такая информация может оказывать провоцирующее воздействие, вызывающее внезапные реакции, включая и криминальные.

Вторым аспектом влияния является стереотипизация и идеализация преступного поведения. В ряде случаев, средства массовой информации могут представлять преступников в некотором идеализированном и романтизированном свете. Такое искаженное представление о преступной деятельности может внушать отдельным лицам неправильные ценности и оправдания для противоправного поведения. Особенно актуально это в отношении молодежи, которая является более восприимчивой к таким идеям. Ярким примером данного влияния является существование до недавнего времени в российских социальных сетях различных сообществ, в том числе, посвященных трагедии в «Колумбайне» (террористическая организация, деятельность которой запрещена в России, прим. ред), которую устроили два подростка – Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Практически в каждом из таких сообществ можно было найти заметки о том, что молодые люди не рассматривают данных лиц как убийц и преступников, а видят в них «аутсайдеров», мстящих своим обидчикам, то есть симпатизируют им. Похожие сообщества создавались в социальных сетях и после волны нападений на учебные заведения в России.

Третьим аспектом является способность СМИ влиять на поведение людей, зачастую определяя их действия. В контексте преступности медиа могут создавать модели преступного поведения, которые затем могут стать предметом подражания в определенных группах населения. СМИ часто изображают преступные действия и иные нарушения закона в кино, фильмах, телевизионных передачах, музыке и в других формах, при этом, в большинстве случаях, у «героя» есть определенная привлекательность, харизма или независимость от общепринятых правил и норм. То есть, изображение таких действий, а также лиц, их осуществляющих, представляется с положительной стороны, что вызывает интерес и подражание у некоторых категорий зрителей или слушателей, особенно среди молодых лиц. Впоследствии эти лица могут начать идентифицировать себя с героями данного медийного произведения, совершая поступки описанные и представленные в них. Данный аспект влияния СМИ является наиболее опасным ввиду того, что он сказывается, в большей степени, на подростках ввиду того, что их личность еще находится в процессе формирования и в поиске своего места в обществе. Для молодых людей, в силу их возраста, вышеуказанные модели поведения могут стать образцом, к которому они станут стремиться, а в совершении преступлений или нарушениях закона они будут видеть способ получения уважения, власти, авторитета или же «нормальный способ решения материальных проблем» [2, c. 2]. Желающие соответствовать представленным в СМИ образцам, могут повторять такое преступное поведение, считая, что это действительно может привести их к желаемому результату.

В качестве примера по данному аспекту влияния СМИ можно привести социально-психологический эксперимент с куклой «Бобо», проведенный Альбертом Бандурой. В процессе данного эксперимента детям показывали фильм, в котором один из актёров проявлял агрессивные действия в отношении куклы. Затем исследователи скрыто наблюдали, как дети играли с куклой и другими игрушками, и подсчитывали количество проявлений агрессии. По итогу эксперимента был сделан вывод о том, что просмотр фильмов с агрессивным содержанием способствует формированию у детей аналогичных наклонностей. [3, с. 10].

На основании вышеуказанных аспектов, можно выделить некоторые рекомендации по использованию средств массовых информации при освещении преступности: а) СМИ необходимо представлять информацию в более широком контексте, с учетом криминальной обстановки в регионе, факторов, которые привели к преступлению, и других важных деталей;
б) Уделять больше внимания при освещении новостей преступного характера жертвам преступлений, а не преступнику, исключая его идеализацию;
в) Уделять больше внимания действиям правоохранительных органов и результатам их работы, повышая степень доверия к ним и стимулируя сотрудничество со стороны общество в противодействии преступности.

Подводя итог необходимо отметить, что средства массовой информации играют значительную роль в формировании общественного мнения о преступности и воздействии на поведение людей в Российской Федерации. Распространение информации о преступлениях могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Поэтому очень важно постоянно осознавать влияние средств массовой информации на состояние преступности в стране и стремиться к более ответственному информационному освещению, с учетом этических норм и принципов. Кроме этого, необходимо также развивать сотрудничество между СМИ и правоохранительными органами Российской Федерации для более эффективной борьбы с преступностью, например, заключая различные Соглашения о сотрудничестве.

 

Список литературы:
1. Медиаландшафт в 2023 году: аудитория, контент и генераторы повестки – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://scan-interfax.ru/blog/medialandshaft-v-2023-godu-auditoriya-kontent-i-generatory-povestki/ (Дата обращения 16.05.2023)
2. Боровикова В.В. К вопросу о влиянии средств массовой информации на преступность // Пробелы в российском законодательстве. 2013 №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-sredstv-massovoy-informatsii-na-prestupnost (Дата обращения: 16.05.2023). 
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.