ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
Средства массовой информации все больше и больше проникают в повседневную жизнь каждого человека, став ее неотъемлемой частью. Особенно активно набирают популярность интернет-медиа. Безусловно, что с увеличением числа пользователей будет расти и количество людей, которые предпочтут получать информацию из сети Интернет. Так уже в настоящее время, по данным сетевого издания «Информационный ресурс СКАН» [1] в январе 2023 года почти 90% жителей Российской Федерации пользуются интернетом, а около 73% - проводят время в соцсетях. При этом, по данным «Meltwater» 68,3% россиян заходят в интернет с целью удовлетворения потребности быть в курсе новостей и знать, что происходит в мире.
Распространяемая медийная информация значительно влияет на поведение людей. Одной из важных областей, на которую оказывается влияние СМИ – уровень преступности в стране.
Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных аспектов влияния СМИ на преступность, необходимо отметить, что преступность в России – это сложная и многогранная проблема, зависящая от множества факторов, таких как: экономическая ситуация в стране, социальные условия проживания, эффективность работы правоохранительных органов и др. Однако, СМИ также могут играть существенную роль в формировании общественного мнения о преступности и воздействии на индивидуальное поведение отдельных лиц, ведь главная особенность средств массовой информации – это возможность оказывать воздействие на широкий круг людей, включая все население, в число которых входят взрослые, дети, преступники, жертвы преступлений, государственные служащие и так далее.
Первым аспектом влияния СМИ на состояние преступности является психологическое воздействие на потребителя информации. Так, СМИ зачастую крайне широко освещают криминальные события, распространяя большое количество информации о преступлениях, их деталях: месте, времени совершения, жертвах и подозреваемых. И такое информационное освещение может оказывать двоякое влияние на различные категории лиц. С одной стороны, это способствует информированности общества и граждан о происходящих в стране преступлениях, а значит и повышает их осведомленность и бдительность, например, если в СМИ регулярно сообщают об участившихся случаях преступности в определенных районах того или иного города, это может стимулировать людей принимать меры для обеспечения своей безопасности. С другой стороны, особенно когда СМИ постоянно освещают лишь преступления или иные события, негативного характера, это может приводить к усилению страха и тревоги, создавая иллюзию повышенного уровня преступности и небезосновательных опасений у людей. Также такие эмоциональные реакции могут приводить в том числе к росту недоверия к правоохранительным органам. У некоторых категорий граждан, относящиеся к так называемым «потенциальным преступникам», такая информация может оказывать провоцирующее воздействие, вызывающее внезапные реакции, включая и криминальные.
Вторым аспектом влияния является стереотипизация и идеализация преступного поведения. В ряде случаев, средства массовой информации могут представлять преступников в некотором идеализированном и романтизированном свете. Такое искаженное представление о преступной деятельности может внушать отдельным лицам неправильные ценности и оправдания для противоправного поведения. Особенно актуально это в отношении молодежи, которая является более восприимчивой к таким идеям. Ярким примером данного влияния является существование до недавнего времени в российских социальных сетях различных сообществ, в том числе, посвященных трагедии в «Колумбайне» (террористическая организация, деятельность которой запрещена в России, прим. ред), которую устроили два подростка – Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Практически в каждом из таких сообществ можно было найти заметки о том, что молодые люди не рассматривают данных лиц как убийц и преступников, а видят в них «аутсайдеров», мстящих своим обидчикам, то есть симпатизируют им. Похожие сообщества создавались в социальных сетях и после волны нападений на учебные заведения в России.
Третьим аспектом является способность СМИ влиять на поведение людей, зачастую определяя их действия. В контексте преступности медиа могут создавать модели преступного поведения, которые затем могут стать предметом подражания в определенных группах населения. СМИ часто изображают преступные действия и иные нарушения закона в кино, фильмах, телевизионных передачах, музыке и в других формах, при этом, в большинстве случаях, у «героя» есть определенная привлекательность, харизма или независимость от общепринятых правил и норм. То есть, изображение таких действий, а также лиц, их осуществляющих, представляется с положительной стороны, что вызывает интерес и подражание у некоторых категорий зрителей или слушателей, особенно среди молодых лиц. Впоследствии эти лица могут начать идентифицировать себя с героями данного медийного произведения, совершая поступки описанные и представленные в них. Данный аспект влияния СМИ является наиболее опасным ввиду того, что он сказывается, в большей степени, на подростках ввиду того, что их личность еще находится в процессе формирования и в поиске своего места в обществе. Для молодых людей, в силу их возраста, вышеуказанные модели поведения могут стать образцом, к которому они станут стремиться, а в совершении преступлений или нарушениях закона они будут видеть способ получения уважения, власти, авторитета или же «нормальный способ решения материальных проблем» [2, c. 2]. Желающие соответствовать представленным в СМИ образцам, могут повторять такое преступное поведение, считая, что это действительно может привести их к желаемому результату.
В качестве примера по данному аспекту влияния СМИ можно привести социально-психологический эксперимент с куклой «Бобо», проведенный Альбертом Бандурой. В процессе данного эксперимента детям показывали фильм, в котором один из актёров проявлял агрессивные действия в отношении куклы. Затем исследователи скрыто наблюдали, как дети играли с куклой и другими игрушками, и подсчитывали количество проявлений агрессии. По итогу эксперимента был сделан вывод о том, что просмотр фильмов с агрессивным содержанием способствует формированию у детей аналогичных наклонностей. [3, с. 10].
На основании вышеуказанных аспектов, можно выделить некоторые рекомендации по использованию средств массовых информации при освещении преступности: а) СМИ необходимо представлять информацию в более широком контексте, с учетом криминальной обстановки в регионе, факторов, которые привели к преступлению, и других важных деталей;
б) Уделять больше внимания при освещении новостей преступного характера жертвам преступлений, а не преступнику, исключая его идеализацию;
в) Уделять больше внимания действиям правоохранительных органов и результатам их работы, повышая степень доверия к ним и стимулируя сотрудничество со стороны общество в противодействии преступности.
Подводя итог необходимо отметить, что средства массовой информации играют значительную роль в формировании общественного мнения о преступности и воздействии на поведение людей в Российской Федерации. Распространение информации о преступлениях могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Поэтому очень важно постоянно осознавать влияние средств массовой информации на состояние преступности в стране и стремиться к более ответственному информационному освещению, с учетом этических норм и принципов. Кроме этого, необходимо также развивать сотрудничество между СМИ и правоохранительными органами Российской Федерации для более эффективной борьбы с преступностью, например, заключая различные Соглашения о сотрудничестве.