Статья:

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Конференция: CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Февралёва Е.И. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(211). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(211).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Февралёва Екатерина Игоревна
магистрант, ОЧУВО Международный инновационный университет, кафедра публично-правовые науки, РФ, г. Красноярск

 

Особая значимость обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина диктует необходимость создания правоохранительных органов, непосредственно специализирующихся на осуществлении указанных задач. К ним относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственной безопасности, арбитража, юстиции, нотариат, некоторые ведомственные инспекции.

Все государственные органы, участвующие в непосредственном обеспечении правопорядка, а также прав и свобод человека и гражданина, образуют стройную систему, в рамках которой осуществляется специализация их деятельности с учетом поставленных перед ними конкретных задач. Это позволяет своевременно реагировать на любые противоправные деяния, оперативно и квалифицированно, на основе соблюдения законности принимать эффективные меры по устранению причин, способствующих их совершению, вести широкую профилактическую работу, охватывать правовоспитательными мероприятиями большую часть населения нашего государства.

Необходимо отметить, что роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также - наличием сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ перечисленных факторов позволяет сделать вывод, что основную нагрузку в решении правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел [3].

Современная правоохранительная система России является пока что слабой и неэффективной, она не в состоянии надежно обеспечить правовую защищенность, безопасность граждан, их права, свободы, жизнь, имущество, справиться с преступностью. Именно в ее адрес больше всего нареканий со стороны населения. Отсюда - острая необходимость ее укрепления, совершенствования. Не случайно в последнее время проблема правовой безопасности вызывает повышенный интерес в отечественной юридической науке [1].

Правоохранительная система - это сложное комплексное образование, которое интегрирует многие элементы государственно-правовой жизни общества. По мнению А.Г. Братко, в правоохранительной системе преобладающими институтами выступают прежде всего правовые, а затем - государственные. Право превалирует над государством, и это обязывает к тому, чтобы именно подобным образом рассматривать соотношение правовых и государственных структур и в самой правоохранительной системе [2].

В соответствии с таким подходом на первое место необходимо ставить права и свободы человека, а затем уже все то, что их обеспечивает,- в данном случае правоохранительные органы. Последние, «представляют собой некую юридическую подсистему, согласованную по целям, средствам и методам с более широкой системой - правоохранительной.

В свою очередь, правоохранительная система выступает как подсистема по отношению к системе более высокого порядка - правовой».

Долгое время в отечественном правоведении не существовало такого понятия, как «правоохранительная система». Этот термин появился в конце 80-х - начале 90-х годов. Кстати, действующая российская Конституция не знает такого вида органов, как «правоохранительные». При этом в советский период она была, как и многие другие явления, сильно политизирована и идеологизирована, решающее влияние на нее всегда оказывали партийные установки.

Правоохранительная система - явление, производное от правовой системы. Однако нельзя сводить правоохранительную систему только к охранительной функции правовой системы. В структурном и функциональном аспектах правоохранительная система предстает как органическая составляющая всех без исключения элементов правовой системы, потому что позитивное регулирование всегда предполагает правоохрану и немыслимо без нее.

В правоохранительной системе ученые выделяют две основные подсистемы: нормативную (охранительные правовые нормы) и правоохранительную (органы и организации, исполняющие правоохранительные функции). Главная роль в соответствии с идеей приоритета права принадлежит нормативной подсистеме.

Правоохранительные органы представляют собой подсистему, ориентированную по своим целям, средствам и методам на нормативную подсистему правоохранительных норм. О.И. Чердаков вносит еще один элемент - формирующую правовую идеологию как исходный компонент нормативной и правоохранительной подсистем, как форму систематизированного научного выражения правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Цель правоохранительной системы - прежде всего охрана прав, свобод и законных интересов граждан. Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публично-правовой характер.

Осуществление государственной охранительной функции по обеспечению законности и общественной безопасности, охране правопорядка, защите прав и свобод человека является конституционной обязанностью государства и его органов. М.И. Байтин пишет: «В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, следовательно, во всех случаях - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом» [2].

Объекты охраны различаются в соответствии с основными сферами общественной жизни. В нашем случае мы взяли такие наиболее важные, как охрана конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, общественного и правового порядка, собственности и др.

Субъектами выступают государство в целом, правоохранительные органы, прежде всего такие, как Прокуратура, МВД, ФСБ, Минюст, МЧС, налоговые и таможенные службы, судебные приставы, спецподразделения, внутренние войска (нередко их в совокупности называют «силовым блоком» или «силами правопорядка»), адвокатура, нотариат, различные негосударственные правозащитные организации (НКО), охранные агентства, а также граждане (самоохрана и самозащита).

Прокуратура, в отличие от суда, будучи тоже правоохранительным органом, осуществляет общий надзор за всеми остальными и служит вместе с тем координирующим центром всей правоохранительной и правообеспечительной деятельности в стране.

Важной организационной характеристикой рассматриваемой системы является единство правоохранительных органов, имеющих общий предмет ведения и наделенных соответствующей компетенцией.

 

Список литературы: 
1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (последняя редакция) // URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
2. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства: учебное пособие. - М.: Саратов, 2021. – 142 с.
3. Свечников, Н.И. Сущность правоохранительной деятельности / Н.И. Свечников // Lex Russica. - 2022. - №7. - С.123–127.