Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИА-ДИСКУРСА

Конференция: CCXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Мерцалов Р.С. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИА-ДИСКУРСА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(225). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(225).pdf (дата обращения: 17.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИА-ДИСКУРСА

Мерцалов Руслан Сергеевич
студент, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, РФ, г. Казань
Яковлева Светлана Леонидовна
научный руководитель, доцент кафедры иностранных языков и перевода, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Статья посвящена такому функциональному стилю как медиа-дискурс. В работе язык медиа рассматривается как полноценный функциональный стиль, обладающий своими уникальными чертами, задачами и функциями; была предпринята попытка дать полноценную характеристику языку СМИ. В качестве материала исследования использовались работы, посвященные исследованию медиалингвистики как науки. Методы исследования включают анализ литературы по теме, ее обзор, метод сплошной выборки.

 

Ключевые слова: Медиалингвистика, медиатекст, интернет-комментарий, СМИ, язык СМИ, функциональный стиль.

 

Введение. На сегодняшний день в лингвистике развиваются направления, позволяющие провести анализ спортивного дискурса в наиболее распространённом виде медиа – СМИ. За последние несколько десятилетий изучение языка СМИ получило большое развитие, и не в последнюю очередь это связано с развитием публицистики в Интернете. В качестве еще одной причины выступает снижающийся интерес пользователей к радио- и телевещанию.

Объект исследования – язык СМИ.

Предметом исследования является понятие медиатекста и интернет-комментарий как один из жанров медиатекста.

Цель работы состоит в характеристике языка СМИ как полноценного функционального стиля.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  1. Выявить основные отличительные черты медиалингвистики.
  2. Рассмотреть задачи медиалингвистики.
  3. Дать определение понятию медиатекст.
  4. Определить функции медиатекста.

Результаты исследования и обсуждение

В начале XXI века, Т.Г. Добросклонская ввела новый термин для определения изучения языка СМИ – медиалигвистика, и в данный момент медиалингвистика стала полноценной наукой.  При этом сама медиалингвистика стала зарождаться намного раньше. С точки зрения становления, медиалингвистика является следующей ступенью развития специализированных исследований. Одной из первых работ о языке СМИ является работа Г.О. Винокура «Культура Языка» [Винокур 2006:]. В ней изучалась проблема взаимоотношения языка и стиля, а также утверждалось, что она является одной из наиболее важных в нашем обществе.

Впоследствии  работа Г.О. Винокура задала вектор развития изучения языка СМИ, с акцентом на его роль и особенности. Раньше язык СМИ изучали отдельно от широкого контекста, однако после 70-х годов XX века его стали связывать с такими дискурсами как политика, религия, спорт.

В то же время, западные учёные публиковали свои исследования о влиянии языка СМИ на массовую культуру. Французский культуролог А. Моль высказал предположение, что для простого человека информация и знания, полученные посредством СМИ, станут важнее информации и знаний, полученных в образовательных учреждениях, тем самым сменив систему долговременных знаний и ценностей на ту, которая меняется в виду влияния СМИ [Моль: 2008].

Сегодня благодаря СМИ люди формируют свое мнение о действительности, и то, какую именно позицию выберет человек, зависит от интерпретации событий в масс-медиа. При этом под СМИ понимаются не только публицистическая литература, газеты, телевидение и радио, но и интернет ресурсы. Одним из наиболее популярных является сайт Reddit.com, на котором пользователи активно публикуют и обсуждают различные новости. Подобные сайты популярны из-за того, что они могут сформировать локальное сообщество. Так, тенденция пользования социальными сетями из года в год возрастает, и по статистике за 2019-2020 гг., люди проводят в социальных сетях в среднем 145 минут (см. Рис. 1). Можно с уверенностью утверждать, что социальные сети оказывают все большее влияние на формирование личного мнения и языка каждого человека.

Стоит отметить центральный статус языка СМИ, который отражает преобразования в обществе. Язык СМИ уникален за счет объединения в себе компонентов всех функциональных стилей. Г.Я. Солганик отмечает насколько многомерна современная языковая среда. Многомерность достигается из-за взаимосвязи между различными функциональными стилями и сочетания литературного языка с разговорной речью.

 

Рисунок 1. Количество времени в минутах, проводимое пользователями во всем мире в Интернете за период с 2012 по 2020 годы [https://www.statista.com/statistics/433871/daily-social-media-usageworldwide/].

 

Еще одной важной чертой языка СМИ является тот факт, что он абсолютно не противоречит привычной стилевой классификации речи. Напротив, язык СМИ существует параллельно с остальными стилями. В такой системе язык массмедиа принимает что-то из остальных функциональных стилей, тем самым разрушая общепринятую закрытую систему языковых стилей. Подобного мнения придерживаются и ученые лингвисты. Так, Ю.Н. Караулов пишет: «Язык СМИ сегодня обрел господствующее положение среди всех функциональных разновидностей, вобрав в себя, поглотив, ассимилировав в себе ресурсы всех функциональных стилей. Иными словами, язык СМИ сегодня представляет собой, хотим мы этого или не хотим, обобщенную модель, совокупный образ национального языка, коллективным пользователем которого являются все россияне» [Караулов: 2001].

Таким образом, можно утверждать, что язык СМИ невозможно охарактеризовать с точки зрения лишь одного функционального стиля. Этот факт позволяет употребить термин «субъязык» относительно языка, употребляемого в жанрах и поджанрах СМИ.

Стоит подробнее остановиться на функционировании языка в медиа. По мнению Т.Г. Доброклонской, язык СМИ не вошел в систему стилевой лингвистики так же, как в свое время не вошли деловой и литературный языки, сформировав тем самым собственный стиль [Добросклонская: 2015]. Одна из причин – вес СМИ в жизни человека, а так же его роль в формировании языковой среды. Сам термин «медиалингвистика» был введен британским исследователем Дж. Корнером в 1998 году. В статье  “The Scope of Media Linguistics”, Дж. Корнер описал  новую научную дисциплину и ее задачи. Однако термин не прижился в западной науке и его заменили такие аналоги как media discourse analysis и language in the media.

Т.Г. Доброклонская охарактеризовала структуру медиалингвистики следующим образом:

  1. Определение и описание лингвистического статуса языка СМИ, его анализ с точки зрения базовых оппозиций «язык-речь» и «текст-дискурс».
  2. Функционально-стилевая дифференциация текстов масс-медиа и, в частности, особенности классификации текстов по реализуемым в них функциям языка и каналу распространения, а также выделение основных жанров текстов.
  3. Типология медиаречи, выделения основных типов текстов.
  4. Лингвостилистические особенности текстов медиакоммуникации.
  5. Экстралингвистические особенности медиадискурса.
  6. Лингвомедийные технологии и инструменты воздействия на массовое сознание [Добросклонская: 2008].

Хотя медиалингвистика сравнительно молодая научная дисциплина, в ней уже сформировались терминология и методология, чаще всего заимствованная из смежных дисциплин, таких как стилистика, социология или журналистика. Центральным понятием и объектом изучения в медиалингвистике является медиатекст. В отличии от привычного нам текста, медиатекст более объемный и многомерный, сочетает в себе характеристики тех форм медиа, в которых он появляется. Так, в радио вместе с текстом задействованы фоновая музыка и голос ведущего, на телевидении все это работает вместе с визуальным рядом. Новозеландский социолингвист А. Белл дал уникальности медиатекста следующую характеристику: «Определение медиатекстов уже давно не соответствует традиционному представлению о тексте как о словах, напечатанных чернилами на листах бумаги. Сейчас данный текст включает в себя живую речь, музыку, звуковые эффекты, картинки и так далее. Тем самым медиатексты отражают состояние технологии, доступной на данный момент для их производства» [Bell: 1996].

Актуальным вопросом является интерпретация понятия медиатекста и его составляющих. К медиатекстам относят все тексты, которые фигурируют в СМИ. Так же стоит отметить разнообразие медиатекста как жанра из-за разнообразия материала, на базе которого медиатексты пишутся [Рябуха: 2020].  В качестве одной из разновидностей медиатекста можно считать не только посты с темой для обсуждения, создаваемые для более широкого распространения темы в массы, что соответствует одной из главных целей СМИ, но и интернет-комментарии, которые пишут пользователи на том или ином медиа ресурсе. Интернет-комментарии как жанр соответствует критериям медиатекстов, поскольку они нацелены на большую аудиторию, сочетают как вербальные, так и невербальные элементы, а также они интерактивны.

Говоря о функциях медиатекстов важно отметить, что во многом они схожи с функциями СМИ. Основными функциями СМИ являются информативная и образовательная функции. Образовательная функция служит распространению знаний, и если раньше традиционные СМИ считались единственными источниками информации, в наше время масс-медиа и, соответственно, медиатексты смещают акцент на себя, становясь более популярным источником знаний. Информативная функция в медиатекстах реализуется посредством заголовков, в которых задержится ключевая информация. В случае  интернет-комментариев данная функция также может быть реализована в том случае, когда автор сообщения дает объяснение приведенному аргументу.

Стоит отметить развлекательную функцию как одну из ключевых. В медиакоммуникации данная функция реализуется через шоу развлекательного характера, например, музыкальные передачи или ток-шоу. Однако в медиатекстах, в том числе интернет-комментариях, авторы статей или сообщений могут использовать юмор для повышения интереса к своим текстам. Помимо этого, развлекательная функция может сочетаться с новостной и образовательной. В результате такого симбиоза образуется новый жанр медиатекста  – infotaiment.

Следующей функцией является идеологическая, или же интерпретационная. Ее отличительная черта это отражение действительности через призму идеологии автора или издания. «Интерпретационная функция массовой коммуникации реализуется как с помощью собственно медиа-технологий, так и на уровне лингвистических средств, переплетаясь с реализацией функции воздействия, традиционно выделяемой при функциональном описании языка» [Добросклонская: 2008].

Рекламная функция в медиатекстах может быть реализована с помощью отзывов, текстов рецензий или специально написанного для спонсора материала, который по своей сути и является рекламой в чистом виде.

Коммуникативная же функция косвенно раскрывается во всех выше перечисленных, однако в медиатекстах и конкретно в жанре интернет-комментария эта функция реализуется наиболее характерно. В случае с традиционными формами СМИ, коммуникация скорее односторонняя – автор не способен получить реакцию на свой материал, тогда как медиатексты дают возможность диалога между автором и читателем, в том числе посредством комментариев пользователей.

Выводы. Медиалингвистика представляет полноценную лингвистическую науку, которая рассматривает, каким образом язык функционирует в рамках современной медиасферы, в том числе в социальных сетях. К структурным особенностям медиалингвистики можно отнести определение статуса языка СМИ, стилевую и функциональную классификацию медиатекстов, использование лингвомедийных технологий.  Ключевым понятием в медиалингвистике является медиатекст, а одним из его жанров интернет-комментарии, оставляемые пользователями. Медиатекст выполняет такие функции ка: информативную, образовательную, развлекательную, рекламную, коммуникативную, идеологическую.

 

Список литературы:
1. Винокур, Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур; предисл. Л.П.Крысина. – 3-е изд., доп.– М., 2006. – 253 с.
2. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Добросклонская. – М.: Флинта-Наука, 2008. – 203 с
3. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика в России и за рубежом: достижения и перспективы / Т. Г. Добросклонская, Х. Чжан //Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – №1. – 2015– С. 9-19
4. Дускаева, Л. Р. Медиалингвистика в России: становление структуры и векторы развития / Л. Р. Дускаева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2018. – №6. – С. 48-74
5. Карасик, В. И. Жанры сетевого дискурса / В. И. Карасик // Жанры речи. –2019. – № 1(21). – С. 49-55.
6. Караулов, Ю. Н. Язык СМИ как модель общенационального языка / Ю. Н. Караулов // Тезисы докладов Международной научной конференции «Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования». – Москва: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. – С. 15-18.
7. Моль, А. А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / А. А. Моль; предисл. Б. В. Бирюкова. – Изд. 3-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.– 416 с
8. Рябуха, О. В. К вопросу типологии и интерпретации медиатекстов / О. В. Рябуха // Исследования языка и современное гуманитарное знание. – том. 2. – № 2. – 2020. – C. 72-80.
9. Солганик, Г. Я. Место языка СМИ в литературном языке. Перспективы развития / Г. Я. Солганик // Мир русского слова, 2008. (2). – С. 9-18.
10. Солганик, Г. Я. О современной культурно-речевой ситуации / Г. Я. Солганик// Актуальные проблемы стилистики. – 2016. – № 2. – С. 23-30.
11. Bell, A. Approaches to Media Discourse / A. Bell. – 1996. – 304 p.