Вариативность эстетики и морали артефактов искусства в контексте времени. Корреляция понятий
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Вариативность эстетики и морали артефактов искусства в контексте времени. Корреляция понятий
Психология как наука, изучающая закономерности функционирования человеческой психики, является одним из важнейших инструментов познания искусства, так как дает возможность понять механизмы становления личности человека-творца – ведь основы данного механизма едины как для самого автора, так и для его современников. Архитектура, скульптура, живопись, музыка и т.д. транслируют нам мироощущение, мировоззрение, понятия эстетики, морали и реалии эпохи того мира и той жизни, которую мы никогда не увидим, но можем почувствовать благодаря возможности созерцать и думать.
Издавна человек пытался познать самого себя, эта тяга к самоопределению и пониманию своего места в этой жизни прослеживается еще со времен античной философии. Согласно словарю «Психология – это наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности; совокупность психических процессов, обусловливающих какой-либо род деятельности и творчества; душевный склад и психику» [4]. Психология является одной из самых сложных наук, так как все мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой головного мозга.[3] С помощью совокупности душевных процессов и явлений, таких как ощущение, восприятие, эмоции, память и т.п. человек познает окружающий его мир и влияние этого мира на него. Этот реверсивный процесс играет важнейшую роль и в искусстве, побуждая человека создавать произведения, отвечающие течениям времени.
В процессе создания каждого артефакта искусства лежит долгий путь человеческого самопознания, анализа окружающей действительности, мировоззрения и миропонимания. И каждая эпоха чутко регулирует результат этого процесса. В результате постоянной саморефлексии становится возможен некий синтез полученной информации о мире и ощущении себя в нем с актом искусства, итогом которого становится непосредственно произведение. Так почему же за достаточно небольшой промежуток времени мораль и общечеловеческие ценности всё-таки кардинально меняются? Почему буквально 250-300 лет назад человечество мыслило иначе? Безусловно, меняются социальные, политические и экономические условия, а в связи с этим и мировоззренческий статус и это очевидно. Этот вопрос давно сформулирован и ответ на него давно получен, и все же, позволим себе задать вопрос в несколько иной плоскости – где тот механизм, который создает эти условия времени и, соответственно, формирует именно этот мировоззренческий статус и никакой иной? Чем отличается понятие эстетики в разные времена? Где эстетика, где норма, а где патология? Где та тонкая грань, которая позволяет идентифицировать произведение автора как величайший шедевр, которая позволяет выявить рядовое изображение и откровенное уродство?
Понятия эстетики и морали не перманентны. Являясь непостоянной величиной, они вариативны согласно времени и месту. Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное, и выражающемся в образах искусства [7]. Впервые задумался над сущностью эстетических проблем и связал их с этическими еще Сократ. Со времен Аристотеля эстетика подразумевала собой некую соразмерность, определенность, порядок в пространстве. А искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис»). Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVIII века немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину [2]. С начала 20-ого века утверждаются такие течения как авангард, модернизм, позже постмодернизм… Появляется полемически-боевое противостояние общепринятым традициям творчества. Особое внимание обращается на экспериментальность искусства, на своеобразие авторской позиции, на новейшие достижения современной культуры, в том числе технического плана, на отказ от реализма как художественного метода в пользу непредставимого, виртуального, антагонистичного [6]. Мораль же, в общепринятом значении этого слова – правила нравственности, а также сама нравственность [4], которая, в свою очередь, является неким правилом, обусловливающим поведение человека, его духовные и душевные качества. Мораль формируется на протяжении всего времени существования человечества как особая форма общественного и личностного сознания и, являясь неустойчивой во времени, представляет собой вариативную величину. Эстетика же становится культурным отражением влияния времени на общество, тем самым определяя моральные принципы и личные качества людей. Следовательно, эти величины взаимосвязаны и изменения значения одной величины неизбежно повлечет за собой изменение значения другой. Вектор изменения эстетики и морали не является постоянно линейным, но он всегда созвучен времени.
С этой точки зрения целесообразно привести в пример работы одного из самых неоднозначных скульпторов XVIII века – Франца Ксавера Мессершмидта (1736-1783). Являясь преподавателем Венской Академии изящных искусств, он выполнял заказы императорского дома в барочной манере, а позже, с 1770-х гг., согласно времени, и в классической. В следствие развития психического заболевания, автор выполняет ряд работ с причудливой, искажённой, конвульсивной мимикой под названием «Характерные головы». Данные работы после долгого забвения произвели эффект «разорвавшийся бомбы» на наших современников, в то время как для современников автора оставались всего лишь уродливым «лицом» болезни. Современный зритель, несомненно, относит работы автора к произведениям искусства, и в силу производимого ошеломляющего эффекта, и в силу некого визуального «травмирования психики», которое востребовано современным обществом, постепенно став необходимым условием состоявшегося художественного события.
В заключении следует еще раз подчеркнуть, что во все времена искусство развивалось согласно времени и представлениям об эстетике и морали общества. В свою очередь, механизм, формирующий в нашем сознании понятия данных терминов и создает условия, определяющие мировоззренческий статус на основе детерминации всех видов социальной, психологической и духовной деятельности человека, являющихся отражением материальной и духовной жизни социума. Следовательно, артефакты искусства если и имеют какую-то самостоятельность в пространственно-временном континууме, то чрезвычайно относительную.