Статья:

Вариативность эстетики и морали артефактов искусства в контексте времени. Корреляция понятий

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Колобова Е.А. Вариативность эстетики и морали артефактов искусства в контексте времени. Корреляция понятий // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 04.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вариативность эстетики и морали артефактов искусства в контексте времени. Корреляция понятий

Колобова Екатерина Александровна
студент, факультет “Культура и искусство”, Первый Московский Образовательный Комплекс, РФ, г. Москва
Бармина Надежда Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, преподаватель специальных дисциплин, факультет “Культура и искусство”, Первый Московский Образовательный Комплекс, РФ, г. Москва

 

Психология как наука, изучающая закономерности функционирования человеческой психики, является одним из важнейших инструментов познания искусства, так как дает возможность понять механизмы становления личности человека-творца – ведь основы данного механизма едины как для самого автора, так и для его современников. Архитектура, скульптура, живопись, музыка и т.д. транслируют нам мироощущение, мировоззрение, понятия эстетики, морали и реалии эпохи того мира и той жизни, которую мы никогда не увидим, но можем почувствовать благодаря возможности созерцать и думать.

Издавна человек пытался познать самого себя, эта тяга к самоопределению и пониманию своего места в этой жизни прослеживается еще со времен античной философии. Согласно словарю «Психология – это наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности; совокупность психических процессов, обусловливающих какой-либо род деятельности и творчества; душевный склад и психику» [4]. Психология является одной из самых сложных наук, так как все мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой головного мозга.[3] С помощью совокупности душевных процессов и явлений, таких как ощущение, восприятие, эмоции, память и т.п. человек познает окружающий его мир и влияние этого мира на него. Этот реверсивный процесс играет важнейшую роль и в искусстве, побуждая человека создавать произведения, отвечающие течениям времени.

В процессе создания каждого артефакта искусства лежит долгий путь человеческого самопознания, анализа окружающей действительности, мировоззрения и миропонимания. И каждая эпоха чутко регулирует результат этого процесса. В результате постоянной саморефлексии становится возможен некий синтез полученной информации о мире и ощущении себя в нем с актом искусства, итогом которого становится непосредственно произведение. Так почему же за достаточно небольшой промежуток времени мораль и общечеловеческие ценности всё-таки кардинально меняются? Почему буквально 250-300 лет назад человечество мыслило иначе? Безусловно, меняются социальные, политические и экономические условия, а в связи с этим и мировоззренческий статус и это очевидно. Этот вопрос давно сформулирован и ответ на него давно получен, и все же, позволим себе задать вопрос в несколько иной плоскости – где тот механизм, который создает эти условия времени и, соответственно, формирует именно этот мировоззренческий статус и никакой иной? Чем отличается понятие эстетики в разные времена? Где эстетика, где норма, а где патология? Где та тонкая грань, которая позволяет идентифицировать произведение автора как величайший шедевр, которая позволяет выявить рядовое изображение и откровенное уродство?

Понятия эстетики и морали не перманентны. Являясь непостоянной величиной, они вариативны согласно времени и месту. Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное, и выражающемся в образах искусства [7]. Впервые задумался над сущностью эстетических проблем и связал их с этическими еще Сократ. Со времен Аристотеля эстетика подразумевала собой некую соразмерность, определенность, порядок в пространстве. А искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис»). Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVIII века немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину [2]. С начала 20-ого века утверждаются такие течения как авангард, модернизм, позже постмодернизм… Появляется полемически-боевое противостояние общепринятым традициям творчества. Особое внимание обращается на экспериментальность искусства, на своеобразие авторской позиции, на новейшие достижения современной культуры, в том числе технического плана, на отказ от реализма как художественного метода в пользу непредставимого, виртуального, антагонистичного [6]. Мораль же, в общепринятом значении этого слова – правила нравственности, а также сама нравственность [4], которая, в свою очередь, является неким правилом, обусловливающим поведение человека, его духовные и душевные качества. Мораль формируется на протяжении всего времени существования человечества как особая форма общественного и личностного сознания и, являясь неустойчивой во времени, представляет собой вариативную величину. Эстетика же становится культурным отражением влияния времени на общество, тем самым определяя моральные принципы и личные качества людей. Следовательно, эти величины взаимосвязаны и изменения значения одной величины неизбежно повлечет за собой изменение значения другой. Вектор изменения эстетики и морали не является постоянно линейным, но он всегда созвучен времени.

С этой точки зрения целесообразно привести в пример работы одного из самых неоднозначных скульпторов XVIII века – Франца Ксавера Мессершмидта (1736-1783). Являясь преподавателем Венской Академии изящных искусств, он  выполнял заказы императорского дома в барочной манере, а позже, с 1770-х гг., согласно времени, и в классической. В следствие развития психического заболевания, автор выполняет ряд работ с причудливой, искажённой, конвульсивной мимикой под названием «Характерные головы». Данные работы после долгого забвения произвели эффект «разорвавшийся бомбы» на наших современников, в то время как для современников автора оставались всего лишь уродливым «лицом» болезни. Современный зритель, несомненно, относит работы автора к произведениям искусства, и в силу производимого ошеломляющего эффекта, и в силу некого визуального «травмирования психики», которое востребовано современным обществом, постепенно став необходимым условием состоявшегося художественного события.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что во все времена искусство развивалось согласно времени и представлениям об эстетике и морали общества. В свою очередь, механизм, формирующий в нашем сознании понятия данных терминов и создает условия, определяющие мировоззренческий статус на основе детерминации всех видов социальной, психологической и духовной деятельности человека, являющихся отражением материальной и духовной жизни социума. Следовательно, артефакты искусства если и имеют какую-то самостоятельность в пространственно-временном континууме, то чрезвычайно относительную.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология искусства. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. -480 с.
2. Иванов В.Л. Метафизика Баумгартена в традиции немецкой школьной философии XVIII в. Предисловие к переводу / В.Л. Иванов // ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. -2012, - № 1 (001). -140 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие  - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Вузовский учебник, 2017. - 256 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка . -М : Русский язык, 20-е издание, 1988г. – 750 с.
5. Psychological experiment Выдающиеся эксперименты: психика и психология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychoexp.ru/mozg-cheloveka.html 
6. Studme.org. Эстетика: эстетические теории и ценности. [Электронный ресурс].Режим доступа:https://studme.org/16300115/filosofiya/estetika_esteticheskie_teorii_tsennosti
7. Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ESTETIKA.html
8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 6 томах. -М.: АСТ, 2000