Статья:

Роль К.Д. Ушинского в развитии педагогической науки

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пигнастая Д.Г. Роль К.Д. Ушинского в развитии педагогической науки // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 19 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль К.Д. Ушинского в развитии педагогической науки

Пигнастая Дарья Григорьевна
студент, Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», РФ, г. Евпатория
Шевченко Алла Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», РФ, г. Евпатория

 

CONTRIBUTION TO THE PEDAGOGICAL SCIENCE OF K.D. USHINSKY

 

Darya Pignastaya

student of the Yevpatoriya Institute of social Sciences (branch) of Federal state Autonomous educational institution «Crimean Federal University. V. I. Vernadsky», оf the Russian Federation, Yevpatoriya

Alla Shevchenko

research Director, cand. ped. associate Professor, Evpatoria Institute of social Sciences (branch), «Crimean Federal University. V. I. Vernadsky», of the Russian Federation, Yevpatoriya

 

Аннотация. В статье рассмотрен вклад великого русского педагога-профессионала К. Д. Ушинского в педагогическую науку. Изложены основные принципы его теории, а также обозначено влияние на развитие педагогики для женщин, идеи народности и дидактики.

Abstract. The article considers the contribution of the great Russian professional teacher K. D. Ushinsky to pedagogical science. The main principles of his theory are stated, and the influence on the development of pedagogy for women, ideas of nationality and didactics is indicated.

 

Ключевые слова: педагогика, дидактика, женское образование, принцип народности.

Keywords: pedagogy, didactics, female education, the principle of nationality.

 

Одним из важнейших эволюционных условий современного мира является осознание того, что стабильное развитие общества, а также своевременное и эффективное реагирование на возникающие проблемы зависит от состояния образования страны и уровня образованности его граждан. На протяжении последних государство развивается в условиях постоянного реформирования во всех сферах общества, в том числе и образования. Улучшение учебно-воспитательного процесса в школе происходит с постепенным приходом в нашу жизнь новых технологий. Полноценно это задание можно решить только в рамках национального воспитания, неотъемлемой составляющей, а иногда и методом которого является бесценный опыт выдающихся педагогов прошлого. Среди которых особое место занимает педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

Вопрос педагогической мысли играет важную роль для науки о воспитании и обучении человека. Многие ученые разрабатывали свои методы и подходы к е исследованию. Существует два пути: изучение и обоснование основных положений из уже изложенных о педагогике и развитие новых, актуальных методов и подходов. Основой отечественной педагогической мысли являются мысли К. Д. Ушинского. Актуальность работы обусловлена тем, что идеи, зародившиеся в 19 веке, до сих пор востребованы в педагогической системе. Они рассматриваются и обсуждаются теоретиками науки. На современном этапе реформирования отечественной образования, наработки и педагогический опыт К. К. Ушинского приобретают особые признаки. Совершеннее и разнообразнее становится содержание начального образования, направленное на учет потребностей, способностей и психологических свойств учащихся: вариативность, гибкость, мобильность, адаптивность, способность реагировать на изменения в образовательном пространстве; саморазвитие личностных качеств, как учителя, так и учеников.

А. Н. Джуринский писал, что «… изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса» [4, с. 12].

К вопросу о роли К. Д. Ушинского в развитии педагогической науки обращались такие исследователи, как Е. Н. Водовозова, Г. Я. Гревцева, А. Н. Джуринский, Э. Д. Днепров, М. М. Мишина  и др.

Цель статьи раскрыть содержание педагогической деятельности К. Д. Ушинского.

К. Д. Ушинский не является выдающимся психологом и педагогом. Он по праву считается прародителем, основателем научной педагогики в нашей стране. Период работы К. Д. Ушинского пришелся на кризис крепостничества и одновременно рост общественно-демократического движения, как следствие – зарождение революционно-демократического направления. Это не могло не отразиться на творчестве великого человека, и центром его педагогической системы стала демократизация системы образования и обучения. В его идеалистических взглядах просматривались идеи поступательного развития общества и труда, как определяющего фактора человеческой жизни.

Исследователь был одним из первооткрывателей в теории развивающего обучения. На психологическую основу он поставил дидактику. Предметом воспитания по Ушинскому есть человек, и «… если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [6, с. 112].

К. Д. Ушинский считал, что знать человека – значит изучать его в комплексе психических и физических особенностей среды, которая на него влияет, времени, в котором он живет, а также культуры, с помощью которой формируются идеалы, необходимые для жизни в обществе [6].

Но, как и все нововведения, деятельность К. Д. Ушинского не была сразу принята в современном обществе. Е. Н. Водовозова отмечала, что «…деятельность К. Д. Ушинского пришлась настолько не по душе нашему начальству, что оно мало скрывало это даже от нас, грубо порицая его нововведения, вкривь и вкось перетолковывая его слова, осуждая всех новых учителей и презрительно подсмеиваясь над ними» [1, с. 3]. Но, несмотря на это, выдающемуся практику удалось повысить уровень образования и улучшить его качество.

Педагог Э. Д. Днепров отмечал, что «… до Ушинского в галерее имен русских ученых, являвших собой национальную гордость, не было ни одного имени профессионального педагога» [5, с. 58]. К. Д. Ушинский внес большой вклад в развитие теории развивающего обучения. Эта теория имела большое значение в развитии педагогики и оказала воздействие на прогрессивных педагогов второй половины XIX – начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи, как в теории, так и в практике. Ученый не просто ставил образование на одно из привилегированных мест в развитии общества, но и считал его одним из мощных воспитательных средств и источником не только умственного, но также и нравственного развития. Воспитание – способ зародить в личности нравственность, развить ее гармоническое начало. Его идеей было развитие в человеке дисциплинированности, гуманности, честности, трудолюбия и скромности. «Он первым сформулировал основные принципы обучения: научности; воспитывающего обучения; систематичности и последовательности; сочетание наглядных, практических и словесных методов обучения» [2, с. 68].

Педагог делал упор на том, что воспитание и образование должны опираться на идею народности – учитывать традиции этого народа, сформировавшиеся обычаи, особенности и также географическое и геополитическое положение. В центр педагогики ученый ставил личность и определял несколько факторов ее воспитания: преднамеренные, это те цели и задачи, которые поставлены воспитанием заранее; непреднамеренные – они влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится.

К. Д. Ушинский одновременно критиковал теорию материального образования, и теорию формального, считая их однобокими. Он был уверен, что главной задачей обучения должно стать не просто обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями, но и одновременно развитие его умственных способностей. Так, педагог отмечал, что в процесс обучения ценной является самостоятельная деятельность человека. По его мнению, личная инициатива, собственные действия и оценка результатов – вот что по-настоящему ценно, так как позволяют ребенку самостоятельно оценить процесс обучения.

Ученый считал, что педагогика не должна находиться в вакууме от других наук. Ей стоит заимствовать и взаимодействовать, обращаться к принципам и знаниям психологии, физиологии и философии. Автор многих научных статей и трудов, К. Д. Ушинский стал основоположником двухуровневой дидактики: общей и частной. Общая дидактика занималась базовыми методами и принципами обучения, а вот частная использует их для изучения отдельных учебных дисциплин. Он сочетал теоретико-методические принципы двухуровневой дидактики в концепции обучения родному языку, считал, что в языке проявляются народ и родина. Так, произведения «Родное слово» и «Детский мир» посвящены именно любви к родному языку. В них педагог не только на равных общается с ребенком, но и погружается в мир его чувств и интересов. Книги пропитаны народным духом и представляют собой образцы народной педагогики. Благодаря этим руководствам не одно поколение детей прониклось идеями своей принадлежности к своему народу и его ценностям. Именно из этих книг дети получают первую информацию о законах окружающего мира, учат родную речь, а позже усваивают нравственные нормы поведения.

К. Д. Ушинский отмечал важность нравственного воспитания и считал, что оно «… должно развить у детей уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к окружающим» [6, с. 297]. Средствами нравственного воспитания, по К. Д. Ушинскому, являются: обучение (книги, в которых сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); личный пример учителя (по его образному выражению); убеждение, которому он придавал очень большое значение; умелое обращение с учащимися (педагогический такт); меры предубеждения; поощрения и взыскания» [2, с. 20].

Проанализировав педагогический опыт многих народов, К. Д. Ушинский писал: «Общей системы народного воспитания для всех народов нет не только на практике, но и в теории <…> у каждого народа своя особая национальная система воспитания; а потому заимствования одним народом у другого воспитательных систем является невозможным, <…> каждый народ относительно этого должен испытать свои собственные силы» [1, c. 11].

Педагог также много изучал начальную и женскую педагогику и оказал большое влияние на развитие женского образования. Он считал, что наравне со всеми благородные девицы могут изучать не только рукоделие и танцы, но и «мужские» дисциплины. Е. Н. Водовозова писала: «За эти полтора года, проведенные нами в институте после реформы Ушинского, мечты и стремления институток совершенно изменились. Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, произведенном роскошью туалета и легкостью танца, – теперь все хотели работать, все мечтали о серьезных занятиях, даже девушки, совершенно обеспеченные в материальном отношении» [1, c. 3].

Выдающийся педагог ставил просветительскую работу в основу своей деятельности. Он много ездил по учебным заведениям со своими лекциями и общался с другими педагогами. Вот как в своих воспоминаниях пишет учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев: «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение…» [3, c. 20]. Если тезисно описать основные заслуги, разработанные педагогом, то можно выделить такие:

– К. Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности;

– первым предпринял попытку сложить научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с антропологическими науками;

– остался верен просветительской традиции, направленной на поиск педагогических решений социально-политических проблем;

– не только рассмотрел закономерности воспитания, но и постарался объяснить этот процесс;

– поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее приемлемой для организации занятий в школе;

– разработал учение о двухуровневой дидактике;

в работах «Родное слово», «Детский мир» выстроил с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методику обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод;

– выдвинул главный тезис своей деятельности – двуединство обучения и воспитания;

– охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества;

– предложил отказаться от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем поощрений и наказаний. Он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности. Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка.

Таким образом, творческое наследие К. Д. Ушинского убеждает нас в разнообразии педагогических подходов к формированию системы образования. Рассмотрев ценности и принципы, изложенные К. Д. Ушинским в работах, можно смело говорить о том, что они не только не потеряли своей актуальности в системе современного образования. Они ориентированы не только на получение знаний обучающимся, но и на развитие гармоничной личности через систему образования и воспитания, через теорию развивающего обучения. Разработанная система образования и воспитания оказала большое влияние на развитие педагогики для женщин, на идеи народности, на выбор методов и их разнообразие, на просветительскую работу.

 

Список литературы:
1. Водовозова E. H. Из воспоминаний институтки. – М.: Художественная литература, 1987. – 150 с.
2. Гревцева Г. Я. К. Д. Ушинский о народном воспитании // Материалы регион. межвуз. конф., посвящ. 180-летию со дня рождения К. Д. Ушинского. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО "ЧГПУ", 2004. – № 11. – С. 68.
3. Деркачев И. П. К. Д. Ушинский в Симферополе в 1870 (по личным воспоминаниям) // Русская школа. – 1897. – № 5. – С. 33. [Электронный ресурс] // URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/6882/01-UshatayaOptimized.pdf?sequence=1 (дата обращения: 04.11.2018).
4. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 2000. – 432 с.
5. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М.: Академия, 2008. – 224 с.
6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологи. – Ленинград : Издательство Академии педагогических наук, 1948. – 776 с. [Электронный ресурс] // URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html (дата обращения: 04.11.2018).