Статья:

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА В ОАО «СТРОЙДЕТАЛИ»

Конференция: CCXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Конопацкая Е.Н. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА В ОАО «СТРОЙДЕТАЛИ» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(230). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(230).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА В ОАО «СТРОЙДЕТАЛИ»

Конопацкая Есения Николаевна
студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
Короткевич Лариса Михайловна
научный руководитель, канд. экон. наук, Белорусский национальный технический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Актуальность анализа рентабельности и путей ее повышения обусловлена необходимостью эффективного управления ресурсами организации. В ходе анализа рентабельности организации выявляются проблемные области, которые могут понижать прибыльность деятельности, а также определяются пути ее повышения.

Савицкая Г.В. определяет рентабельность как относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. По мнению автора, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, и они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами [1].

Расчет и анализ показателей рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала являются критическими для оценки финансовой устойчивости и эффективности деятельности предприятия. Вот несколько причин, почему это так важно:

1. Оценка рентабельности продаж позволяет узнать, насколько успешно предприятие использует свои ресурсы для генерации прибыли.

2. Рентабельность собственного капитала отражает доходность, которую предприятие получает от своих вложений. Она помогает оценить, насколько эффективно предприятие использует капитал своих акционеров.

Поэтому повышение рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала требует комплексного подхода и учета различных факторов, влияющих на эти показатели [2].

ОАО «Стройдетали» создано в 1994 году на базе государственного предприятия «Вилейский завод строительных деталей». Акционерное общество в 2022 году снизило свою деловую активность в связи со снижением основных технико-экономических показателей, таких как выручка от реализации продукции, рентабельность реализованных товаров, производительность труда, фондоотдача, коэффициент оборачиваемости, а также чистая прибыль.

Согласно модели «Дюпон», факторами, оказывающими влияние на рентабельность собственного капитала, являются рентабельность продаж, коэффициент оборачиваемости активов и коэффициент финансовой независимости. Наибольшее влияние на снижение рентабельности собственного капитала ОАО «Стройдетали» оказала рентабельность продаж. Для того, чтобы увеличить рентабельность продаж, необходимо увеличить сумму прибыли.

В последнее время наблюдается проблема с реализацией продукции ОАО «Стройдетали», поэтому необходимо изыскивать новые рынки сбыта. Так как на строительном рынке наблюдается довольно высокая конкуренция, выходом послужит либо создание своих дилерских центров (однако это повлечет за собой существенные затраты), либо поиск оптовых рынков сбыта.

ОАО «Стройдетали» помимо реализации дверей, занимается также поставкой сборных деталей для строительства деревянных домов.

В этом году в Республике Беларусь лесхозы начали производство деревянных домокомплектов. На данный момент застройщиком выступает только ОАО «Гродножилстрой». Однако лесхозы ищут еще одного застройщика для диверсификации поставщиков. Сейчас первым лесхозом, который начал изготовление деревянных домокомплектов является Островецкий опытный лесхоз.

Таким образом, мероприятием для повышения чистой прибыли, а вследствие и рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала является поставка сборных деталей для строительства деревянных домов Островецкому опытному лесхозу.

Однако для того, чтобы ОАО «Стройдетали» стала застройщиком, она на тендере должна предложить минимальную цену закупки своих домокомплектов.

На данный момент существуют следующие организации, которые предлагают аналогичный продукт по следующим ценам.

Таблица 1

Потенциальные застройщики деревянных домокомплектов

Организация

Стоимость домокомплекта, руб

ОАО «Гродножилстрой»

97000

ОАО «Брестжилстрой»

99180

ОАО «Витебскжилстрой»

94500

 

Таким образом, ОАО «Стройдетали» должно поставлять домокомплекты по цене менее 94500 руб. Поэтому необходимо рассчитать выручку от реализации и затраты на производство и реализацию.

В состав домокомплекта входят: пиломатериалы (обработанная древесина, фурнитура), двери (входная и межкомнатные) и окна (двустворчатые и одностворчатые). Исходя из того, что в первый год ОАО «Стройдетали» должна поставить 15 сборных деталей для домокомплектов, был рассчитан необходимый объем сборный деталей как на 1 дом, так и в общем за год.

Исходя из среднереализационных цен, ОАО «Стройдетали» может продать Островецкому опытному лесхозу пиломатериалы по цене 74,5 руб за килограмм, дверей однопольных по цене 300 руб за шт., окон двустворчатых по цене 85 руб за шт., а также окон одностворчатых по цене 75 руб за шт. Проведя расчеты, выручка от реализации продукции с учетом НДС за 1 год составит 2070810 руб, за второй год – 1380540 руб.

Переменные затраты на изготовление деревянных домокомплектов будут составлять 74952 руб. Себестоимость будет выражена через уравнение, в котором постоянные затраты равны х:

Поэтому себестоимость будет изменяться в случае роста или снижения постоянных затрат ОАО «Стройдетали».

Исходя из проведенных расчетов, за счет разработанного мероприятия чистая прибыль ОАО “Стройдетали” увеличилась на 1090488,4 рублей.

Последним этапом будет расчет эффекта для рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала.

Таблица 2

Изменение основных показателей эффективности за счет внедрения мероприятия

Наименование показателя

До внедрения мероприятия в 2022 году

После внедрения мероприятия в 2022 году

Чистая прибыль, тыс. руб.

381

1471,49

Рентабельность продаж, %

1,82

7,02

Рентабельность собственного капитала, %

2,5

9,5

 

Таким образом, предложенное мероприятие оказало положительный эффект для основных показателей эффективности деятельности ОАО “Стройдетали”, увеличив показатели рентабельность продаж и рентабельность собственного капитала на 5,2 п. п. и 7 п. п. соответственно. Можно сделать вывод о целесообразности проведения предложенного мероприятия для повышения основных показателей эффективности деятельности ОАО «Стройдетали».

 

Список литературы:
1. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.И. Аверина, Е.Г. Москалева, Л.А. Челмакина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2017. – 430 с.
2. Бурмистрова Л.А. Финансы предприятия: учебное пособие / Л.А. Бурмистрова. – Москва, Переиздание 2018. – 58 с.