РЕКРУТИНГ И ПОДБОР ПЕРСОНАЛА
Конференция: CCXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РЕКРУТИНГ И ПОДБОР ПЕРСОНАЛА
Аннотация. В данной статье рассмотрен рекрутинг как функция отбора персонала, приобретающая все большее значение. Это происходит из-за того, что функция отбора персонала стала иметь большее значение, так как зависимость от человеческого фактора постоянно растет.
Ключевые слова: менеджмент, рекрутинг, отбор персонала, человеческие ресурсы, предприятие.
Человеческий ресурс в наше время является одним из основных ресурсов в предприятии. Поэтому поиск и подбор персонала стал важнейшей частью работы. Данный процесс называют рекрутингом. Рекрутинг – это комплекс мероприятий, направленных на поиск, отбор и привлечение кандидатов на вакантные позиции. Слово «рекрутинг» произошло от английского слова «recruit», что означает «набирать». В контексте подбора персонала это слово означает процесс поиска и отбора кандидатов на вакантные позиции. Основная цель рекрутинга – найти наиболее подходящих кандидатов для конкретной должности, которые смогут успешно выполнять свои обязанности и способствовать развитию организации. [2]
Процесс рекрутинга включает следующие этапы:
- Определение потребностей в персонале и требований к кандидатам.
- Разработка стратегии поиска и отбора кандидатов.
- Размещение объявлений о вакансиях и других источниках привлечения кандидатов.
- Отбор резюме и проведение первичного скрининга кандидатов.
- Организация собеседований с кандидатами и оценка их квалификации.
- Принятие решения о найме и заключение трудового договора.
- Введение нового сотрудника в коллектив и адаптация его на рабочем месте. [3]
Однако, эти этапы могут меняться в зависимости от вида рекрутинга. Допустим, такой вид, как внутренний рекрутинг, подразумевающий поиск кандидата на должность среди сотрудников компании, лишает полезности большинство пунктов. Например, он может осуществляться с помощью повышения по должности, следовательно, нет необходимости во введении сотрудника в коллектив. Помимо этого, существуют следующие виды рекрутинга:
- Внешний рекрутинг (привлечение кандидатов со стороны);
- Массовый рекрутинг (подбор большого количества сотрудников на одинаковые позиции, например, при открытии нового филиала или проекта);
- Executive search (поиск и подбор руководителей и высококвалифицированных специалистов);
- Headhunting (прямой поиск кандидатов на определенные позиции без размещения объявлений о вакансии);
- Outstaffing и аутсорсинг (передача функции подбора персонала сторонней организации или специалисту).
- Цифровой рекрутинг (использование цифровых технологий при подборе персонала)
Стоит подробнее остановиться на последнем виде рекрутинга. Аутсорсинг – это передача некоторых функций или бизнес-процессов компании сторонней организации. Это позволяет компании сосредоточиться на своих основных задачах и снизить затраты на выполнение второстепенных функций. Например, компания может передать на аутсорсинг обслуживание своей IT-инфраструктуры, управление персоналом или бухгалтерский учет. Для этого существуют специализирующиеся на этом агентства. Рекрутинговое агентство – это компания, которая специализируется на подборе персонала для других компаний. Они помогают работодателям найти нужных кандидатов, проводят собеседования и представляют резюме кандидатов. Агентства могут работать как с внутренними, так и с внешними кандидатами. Сейчас рекрутинговые агентства развиты достаточно хорошо. Существует множество агентств, которые специализируются на подборе различных специалистов. Некоторые из них также предлагают услуги по адаптации новых сотрудников и поддержке их в первые месяцы работы. Кроме того, многие компании начинают использовать технологии для автоматизации процесса подбора персонала, что может сократить время на поиск кандидатов и улучшить качество подбора.
В России часто эту роль выполняют консалтинговые фирмы – компании, которые предоставляют услуги по консультированию и анализу деятельности других компаний. Они помогают клиентам улучшить свою работу, решить проблемы и достичь поставленных целей. Консалтинговые фирмы могут предоставлять услуги в различных областях, таких как маркетинг, финансы, управление персоналом и другие. Однако, многие фирмы просто не могут себе позволить данные услуги, так как они стоят дорого. Из-за этого многие компании самостоятельно не могут найти подходящих сотрудников.
Однако, крупные предприятия часто устраивают своеобразную «охоту» за хорошими специалистами. Это явление получило говорящее название «хедхантинг» (с англ. «head» – голова, «hunting» – охота). Хедхантинг – это вид рекрутинга, который предполагает прямой поиск и подбор кандидатов на ключевые позиции в компании без использования стандартных методов поиска. Хедхантеры работают с самыми востребованными и опытными специалистами, предлагая им более высокую заработную плату и лучшие условия работы. Хедхантинг является довольно популярным методом подбора персонала в крупных компаниях. Часто хедхантинг происходит путем переманивания специалистов из одной компании в другую. Поэтому, это происходит тайно, иначе репутация фирмы может быть испорчена.
При этом, использование хедхантинга так же может быть довольно дорогим, поэтому не все компании могут позволить себе его использование. Чаще его используют крупные компании. Например, в 2017 году компания Google (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.) переманила многих сотрудников из компании Apple, предложив им более высокую зарплату и лучшие условия работы. В 2021 году компания Amazon переманила нескольких ведущих специалистов из компании Microsoft, включая основателя корпорации Skype Нила Мена. [1]
В наше время высоких технологий свою популярность обрел онлайн- рекрутинг, или же цифровой рекрутинг. Он предполагает использование цифровых технологий для ускорения и улучшения процесса подбора персонала. К таким технологиям относятся использование социальных сетей, онлайн-платформ, искусственного интеллекта, видеоинтервью и мобильных приложений. Все эти инструменты помогают компаниям находить подходящих кандидатов и оптимизировать процесс найма. Цифровой рекрутинг — это процесс подбора персонала с использованием цифровых технологий и инструментов. Он включает в себя использование онлайн-платформ для размещения вакансий, обработку резюме кандидатов, проведение видеоинтервью и многое другое. Цифровой рекрутинг имеет ряд плюсов: экономия времени, широкий охват, удобство для кандидатов, быстрый анализ данных, автоматизация процессов, гибкость, обратная связь, повышение эффективности. Но, он так же имеет ряд минусов: ограничение по функционалу, отсутствие личного контакта, проблемы с безопасностью, зависимость от технологий.
Несмотря на это, мы можем наблюдать за ростом популярности данного вида поиска персонала. Одним из первых воспользовался данным способом Марк Цукерберг в 2004 году. Он использовал свою социальную сеть для поиска сотрудников для своей компании. М. Цукерберг разместил объявление о поиске сотрудников, и вскоре после этого в ней зарегистрировались более 1000 разработчиков. [4]
На данный момент существует большое количество онлайн-сервисов для поиска сотрудников: HeadHunter, SuperJob, Rabota.ru, Job.ru, LinkedIn, Indeed, Monster. Эти сервисы очень популярны среди работодателей и соискателей. Они позволяют быстро найти нужную вакансию или сотрудника, а также предоставляют различные инструменты для поиска, такие как фильтры, поиск по ключевым словам, и т. д.
Таким образом, рекрутинг – это важный процесс для любой компании. Он включает в себя различные этапы, такие как поиск кандидатов, их отбор и адаптация новых сотрудников. Существуют различные виды рекрутинга, такие как внутренний и внешний рекрутинг, массовый рекрутинг и executive search. Также все больше компаний используют цифровые технологии для ускорения и улучшения процесса рекрутинга.