Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДЕКСОВ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Афонина А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДЕКСОВ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(59).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДЕКСОВ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Афонина Анастасия Алексеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт- Петербург
Алиев Исмаил Магеррамович
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт- Петербург

 

История развития человечества включает в себя огромное количество испытаний. Человек, как вид, переживал эпидемии, войны, природные катаклизмы, вопреки и благодаря которым создавал и совершенствовал технологии, делая возможным свое существование и улучшая его условия. Все это привело народы, государства к текущему уровню экономического и технологического развития.

Ученые на протяжении всей истории предпринимали попытки исследования результатов развития общества и оценки текущих показателей деятельности того или иного общества. Это необходимо для понимания того, какие политические, экономические, социальные решения были оправданными и верными, а какие неэффективными. Чаще всего в любом экономическом исследовании опорными показателями являются Валовый Внутренний или Валовый Национальный продукт, что объясняется выверенной методикой, доступностью проведения расчетов и универсальностью для каждого государства или региона. Этот показатель характеризует результат деятельности человека, и является отражением текущего положения дел. Конечно, на его основе можно строить прогнозы, и уровень валового продукта является подспорьем для будущего совершенствования, но исследование человека, который этот продукт произвел, для определения будущего развития является фундаментальной и довольно сложной задачей. Человек – ключевая фигура истории, и то, как развивается общество сейчас может отразить то, к чему оно придет через десятилетия.

Самым распространенным показателем является Индекс человеческого развития, который ежегодно рассчитывается в рамках Программы развития Организации Объединенных наций с 1990 года. В течение своего существования показатель претерпевал изменения методики, последнее из которых происходило в 2010 году. На данный момент Индекс человеческого развития включает в себя:

  • Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
  • Индекс образования, рассчитываемый как отношение средней ожидаемой продолжительности обучения детей к средней продолжительности обучения взрослых;
  • Индекс валового национального дохода на душу населения по паритету покупательной способности.

К нему дополнительно рассчитываются индекс человеческого развития, скорректированный на уровень социально-экономического неравенства, индекс гендерного неравенства и индекс многомерной бедности. Как можно заметить, самым проблемным показателем измерения развития человека является критерий образованности, ранее его высчитывали как отношение количества грамотного населения к количеству лет получения среднего образования в пропорции 2 к 1. Текущая методика не оценивает качества полученного образования, а лишь его доступность. Также данный индекс оценивает все население, включая население, которое не создает полезности для развития общества, поэтому в 2018 году был разработан другой показатель – Индекс человеческого капитала, публикуемый Всемирным банком, при сотрудничестве с Гарвардским университетом. Исследователи в данном случае опираются на то, что человеческий капитал складывается из людей, которые могут участвовать в экономической системе, благодаря полученным знаниям и навыкам. В его систему расчета входят следующие критерии:

  • Шанс дожить до 5 лет;
  • Среднее количество лет получения среднего образования;
  • Качество образования, рассчитываемое путем проведения опросов среди текущих студентов и выпускников образовательных учреждений;
  • Выживаемость взрослого населения.

В результате исследований по данным методикам, ученые приходят к разным выводам, распределяя государства по размеру Индексов. Например, сопоставим первые семь государств по месту в рейтинге Индекса человеческого развития с их местами в рейтинге по уровню Индекса человеческого капитала (таблица 1).

Таблица 1.

Сравнение положений стран в рейтингах Индекса человеческого развития и Индекса человеческого капитала

Государство

Место в рейтинге

по уровню ИЧР

Место в рейтинге

по уровню ИЧК

Разница

Швейцария

1

20

20

Норвегия

2

15

13

Исландия

3

27

24

Гонконг

4

2

2

Австралия

5

16

11

Дания

6

22

16

Швеция

7

8

1

 

Как можно заметить, в большинстве случаев, по итогам исследования получаются существенные отличия, поэтому нельзя говорить о том, что эти индексы взаимозаменяемые, у каждого из них имеется своя ценность, поскольку они отражают разные данные. В исследованиях, посвященных человеческому капиталу, развитию можно использовать оба индекса, однако использование Индекса человеческого развития будет в большей степени применимо к исследованиям вопросов социального неравенства, распределения благ, способов повышения качества жизни в регионе или обществе. Индекс человеческого капитала будет более полезен при исследованиях вопроса трудового потенциала, развития производства базирующемся на показателях человеческого труда. Важным будет сказать, что эти показатели пусть и в невысокой степени, но влияют друг на друга, поскольку валовый национальный доход существенным образом зависит от индекса человеческого капитала, поэтому при эконометрических исследованиях, необходимо принимать во внимание эту разницу.

 

Список литературы:
1. Рейтинг и показатели индекса человеческого развития стран мира - Тюлягин [Электронный ресурс] - (дата обращения 28.01.2023).
2. Рейтинг стран мира по индексу человеческого капитала - Гуманитарный портал // Индекс человеческого капитала - Гуманитарный портал (gtmarket.ru) [Электронный ресурс] - (дата обращения 28.01.2023).
3. Рейтинг стран мира по уровню человеческого развития - Гуманитарный портал // Индекс человеческого развития – Гуманитарный портал (gtmarket.ru) [Электронный ресурс] - (дата обращения 28.01.2023).