ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДЕКСОВ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Секция: Экономика
LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДЕКСОВ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
История развития человечества включает в себя огромное количество испытаний. Человек, как вид, переживал эпидемии, войны, природные катаклизмы, вопреки и благодаря которым создавал и совершенствовал технологии, делая возможным свое существование и улучшая его условия. Все это привело народы, государства к текущему уровню экономического и технологического развития.
Ученые на протяжении всей истории предпринимали попытки исследования результатов развития общества и оценки текущих показателей деятельности того или иного общества. Это необходимо для понимания того, какие политические, экономические, социальные решения были оправданными и верными, а какие неэффективными. Чаще всего в любом экономическом исследовании опорными показателями являются Валовый Внутренний или Валовый Национальный продукт, что объясняется выверенной методикой, доступностью проведения расчетов и универсальностью для каждого государства или региона. Этот показатель характеризует результат деятельности человека, и является отражением текущего положения дел. Конечно, на его основе можно строить прогнозы, и уровень валового продукта является подспорьем для будущего совершенствования, но исследование человека, который этот продукт произвел, для определения будущего развития является фундаментальной и довольно сложной задачей. Человек – ключевая фигура истории, и то, как развивается общество сейчас может отразить то, к чему оно придет через десятилетия.
Самым распространенным показателем является Индекс человеческого развития, который ежегодно рассчитывается в рамках Программы развития Организации Объединенных наций с 1990 года. В течение своего существования показатель претерпевал изменения методики, последнее из которых происходило в 2010 году. На данный момент Индекс человеческого развития включает в себя:
- Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
- Индекс образования, рассчитываемый как отношение средней ожидаемой продолжительности обучения детей к средней продолжительности обучения взрослых;
- Индекс валового национального дохода на душу населения по паритету покупательной способности.
К нему дополнительно рассчитываются индекс человеческого развития, скорректированный на уровень социально-экономического неравенства, индекс гендерного неравенства и индекс многомерной бедности. Как можно заметить, самым проблемным показателем измерения развития человека является критерий образованности, ранее его высчитывали как отношение количества грамотного населения к количеству лет получения среднего образования в пропорции 2 к 1. Текущая методика не оценивает качества полученного образования, а лишь его доступность. Также данный индекс оценивает все население, включая население, которое не создает полезности для развития общества, поэтому в 2018 году был разработан другой показатель – Индекс человеческого капитала, публикуемый Всемирным банком, при сотрудничестве с Гарвардским университетом. Исследователи в данном случае опираются на то, что человеческий капитал складывается из людей, которые могут участвовать в экономической системе, благодаря полученным знаниям и навыкам. В его систему расчета входят следующие критерии:
- Шанс дожить до 5 лет;
- Среднее количество лет получения среднего образования;
- Качество образования, рассчитываемое путем проведения опросов среди текущих студентов и выпускников образовательных учреждений;
- Выживаемость взрослого населения.
В результате исследований по данным методикам, ученые приходят к разным выводам, распределяя государства по размеру Индексов. Например, сопоставим первые семь государств по месту в рейтинге Индекса человеческого развития с их местами в рейтинге по уровню Индекса человеческого капитала (таблица 1).
Таблица 1.
Сравнение положений стран в рейтингах Индекса человеческого развития и Индекса человеческого капитала
Государство |
Место в рейтинге по уровню ИЧР |
Место в рейтинге по уровню ИЧК |
Разница |
Швейцария |
1 |
20 |
20 |
Норвегия |
2 |
15 |
13 |
Исландия |
3 |
27 |
24 |
Гонконг |
4 |
2 |
2 |
Австралия |
5 |
16 |
11 |
Дания |
6 |
22 |
16 |
Швеция |
7 |
8 |
1 |
Как можно заметить, в большинстве случаев, по итогам исследования получаются существенные отличия, поэтому нельзя говорить о том, что эти индексы взаимозаменяемые, у каждого из них имеется своя ценность, поскольку они отражают разные данные. В исследованиях, посвященных человеческому капиталу, развитию можно использовать оба индекса, однако использование Индекса человеческого развития будет в большей степени применимо к исследованиям вопросов социального неравенства, распределения благ, способов повышения качества жизни в регионе или обществе. Индекс человеческого капитала будет более полезен при исследованиях вопроса трудового потенциала, развития производства базирующемся на показателях человеческого труда. Важным будет сказать, что эти показатели пусть и в невысокой степени, но влияют друг на друга, поскольку валовый национальный доход существенным образом зависит от индекса человеческого капитала, поэтому при эконометрических исследованиях, необходимо принимать во внимание эту разницу.