Статья:

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Конференция: CCXL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Симоненко Д.С. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(240). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(240).pdf (дата обращения: 12.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Симоненко Дмитрий Сергеевич
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток
Верещагин Сергей Григорьевич
научный руководитель, д-р полит. наук, профессор, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Цель работы состоит в рассмотрении понятия «субъект административного права», разбор классификации видов субъектов, а также выявление административно-правового положения физических и юридических лиц.

В научной литературе было составлено много определений субъекта административного права. По мнению А.В. Юрковского под субъектами административного права понимаются «субъекты, которые вступают в конкретное административное правоотношение с другими субъектами административного права, реализуя свои субъективные права и выполняя юридические обязанности» [1, с. 67]. А.М. Волков определил субъекта административного права, как «лицо или организация, которые могут являться сторонами регулируемых нормами административного права общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере публичного администрирования» [2, с. 177].

Проанализировав определения из научной литературы, приходим к унифицированному определению субъекта. Субъект административного права — это лицо, организация или орган, обладающая административной правосубъектностью, которые выступают в отношениях публичного управления либо как управляющая сторона, наделенная государственно-властными полномочиями и выполняющая публичные функции, либо как подвластная сторона, представляющая частный интерес, обязанная соблюдать административные предписания, но способные иметь и осуществлять права и гарантии их защиты.

Под административной правосубъектностью понимается совокупность таких элементов, как правоспособность - возможность иметь те или иные права и обязанности, дееспособность - способность приобретать и осуществлять свои права и обязанности, и деликтоспособность - способность субъекта нести ответственность за совершенное им административное правонарушение. Иначе говоря, административная правосубъектность — это возможность быть участником административных правоотношений.

Большинство из научных исследователей придерживаются традиционной классификации субъектов административного права, в которой они подразделяются на две группы: индивидуальные и коллективные [3, с. 20-21]. К индивидуальным относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. К коллективным относят организации — частные и общественные, государственные и негосударственные. Я соглашусь с выделением субъектов административного права на индивидуальные и коллективные, так как они наиболее широко обхватывают перечень всевозможных участников административных правоотношений. Но отмечу, что по данной классификации не выделяются физические и юридические субъекты.

Некоторые авторы считают некорректным подразделять субъекты административного права на юридические и физические лица. Банально потому, что такое разделение используется в гражданском праве, в то время, как специфика административного права обусловлена правоотношениями в публичном управлении. В административном праве главную роль носят субъекты, обладающие государственно-управленческими полномочиями, - государство, федеральные органы исполнительной власти и их должностные лица, субъекты государства, органы исполнительной власти субъекта государства и их должностные лица. Органы исполнительной власти не попадают под определение юридического лица, данное статьей 48 Гражданского кодекса РФ [4]. Однако попадают учреждения и предприятия, созданные государством. Все коммерческие организации и большинство некоммерческих организаций являются юридическими лицами. С другой стороны, не все некоммерческие организации имеют статус юридического лица. Общественные объединения могут осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, но с ограниченной правосубъектностью [5]. Содержание индивидуальных субъектов и физические лиц совпадает, поэтому их можно отождествлять.

Гражданин Российской Федерации в административных правоотношениях реализовывает свои жизненные потребности и участвует в управлении делами государства и общества. У граждан РФ различают общий и специальные административно-правовые статусы.

Общий административно-правовой статус распространяется на всех граждан и включают следующие элементы: правосубъектность, гражданство, права и обязанности, гарантии защиты прав и свобод. Полную правосубъектность гражданин приобретает с 18 лет. Гражданство приобретается лицом как по рождению, так и через прием в гражданство иностранного лица и лица без гражданства. Под гарантиями реализации прав и свобод граждан в административных правоотношениях понимается система закрепляющая условия, порядок и средства защиты прав, свобод и законных интересов граждан [1, с. 81]. В права и обязанности граждан РФ входят все конституционные права. Из отличительных для административного права обязанностей граждан, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ, входят обязанности защищать Отечество и нести военную службу [6]. Однако привлекаться к обязательной военной службе могут только граждане мужского пола определенного возраста.

Специальный административно-правовой статус зависит от множества индивидуальных факторов: возраст, пол, род деятельности, состояние здоровья и т. д. Он проявляется в приобретении гражданином отдельных прав и обязанностей, которые не распространяются на другие категории граждан. Примером специального статуса гражданина может выступать статус государственного служащего. Гражданин приобретает его после поступления на государственная гражданская службу, военную службу, государственную службу иных видов, и назначении на должность [7]. В соответствии со специальными правами и обязанностями, определяемые конкретной должностью, госслужащий исполняет полномочия государства, государственных органов, субъектов и органов субъектов федерации, лиц, замещающих государственные должности. То есть, государственный служащий или должностное лицо выступает в административных правоотношениях от лица государства, осуществляют его публичные функции и интересы, наделяются в пределах их компетенции государственно-властными полномочиями. В отличии от обычных граждан Российской Федерации, которые в административных правоотношениях выступают, как управляемая сторона с частными интересами.

Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства находиться в одной плоскости. По правам и свободам они схожи с гражданами РФ в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ [6], кроме наложенных федеральными законами ограничений: они не могут избирать и быть избранными, поступать на государственную и муниципальную службу. Иностранные граждане также ограничены в сроке пребывания, сроке проживания на территории РФ и возможности заниматься определенной деятельностью. Данные ограничения они могут восполнить получением специальных документов: разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу и т. д. То есть, для проживания и ведении деятельности в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства должны вступать в административные правоотношения с органами исполнительной власти в сфере внутренних дел и получать административно-правовые разрешения. Поэтому иностранцы и лица без гражданства всегда выступают подвластной стороной в административно-правовых отношениях.

Стоит определить, что коммерческие организации — это организации, учрежденные для осуществления коммерческой деятельности и получения прибыли. А некоммерческие организации - это организации, которые осуществляют свою деятельность для достижения общественных благ. В субъекты административного права входят все формы коммерческих и некоммерческих организаций: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, общественные движения и фонды и т. п. Как субъекты права они появляются после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Их общий административно-правовой статус включает в себя следующие элементы:

  • целевые — цели, виды и предмет деятельности организаций, принципы регулирования их административно-правового статуса;
  • организационные - способы создания организаций, их структура;
  • содержательные - права и обязанности организаций, а также гарантии их реализации, например:
    • обязанность организаций пройти государственную организацию;
    • обязанность соблюдать установленные законом противопожарные, экологические, санитарные и иные правила ведения деятельности;
    • обязанность получить разрешение на осуществление определенной деятельности, требующая лицензии;
    • обязанность хранить документы организации и предоставлять бухгалтерскую отчетность уполномоченному государственному органу;
    • соблюдение правил и предписаний при проведении государственного надзора и контроля;
    • и т. д.;
  • блок административной ответственности - меры административного принуждения, которые применяются к организациям [8, с. 308-309].

Специальные правовые статусы зависят от формы организации и целей деятельности, предусмотренные уставом организации. Например, у общественной организации, в отличии от акционерного общества, имеются такие специальные права, как: представление и защита права, законных интересов своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; внесение предложений и инициатив по различным вопросам общественной жизни в органы государственной власти и т. д. [5].

К коммерческим организациям также относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они отличаются от других организаций следующими признаками: учреждаются государством, субъектом РФ или муниципальными образованиями; не имеют права собственности на имущество, которое дано им для ведения; имущество организации принадлежит субъекту-учредителю. Управление унитарными предприятиями осуществляет орган-учредитель через руководителя предприятия. Государственный собственник также утверждает устав организации; формирует учредительный фонд; проводит реорганизацию и ликвидацию предприятия; назначает на должность руководителя и главного бухгалтера организации; осуществляет контроль за деятельностью и пользованием имущества [9]. То есть, в случае унитарных предприятий государство имеет куда больше полномочий и обязанностей в сфере административного управления, чем с другими коммерческими организациями, которые выступают в правоотношениях, как частный субъект.

Государственные и бюджетные учреждения схожи с унитарными предприятиями по нескольким признакам: учреждают государство, субъект РФ или муниципальное образование; не являются выданного собственниками имущества. При этом учреждение создается для реализации направлений государственной политики и полномочий государственных органов путем оказания работ и услуг, управления государственным имуществом, учёта и контроля финансов и имущества, исполнения актов и решений органов власти [10, с. 339]. Учреждения подотчетны тем органам, которые их создали.

Часть государственных учреждений наделены публично-властными полномочиями в силу специфики их деятельности. Так, Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации по уставу может проводить осмотр судов, задерживать суда, давать предписания, обязательные для выполнения судовладельцами и членами экипажей судов, выдавать документы о государственной регистрации прав на суда и прочие. Делая вывод о том, что часть государственных учреждений, осуществляющие контрольно-надзорные функции, выступают в административных правоотношениях не как «подчиняемая» сторона, как в случаях с почти всеми рассмотренными организациями, а «властная», обладающая полноценными административными правомочиями.

В административном праве наиболее заметно действие специальных правовых статусов у физических и юридических лиц. Общий правовой статус физического лица определяется нормами Конституции РФ и распространяется на всех граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. Однако для каждой из групп физических лиц действуют свои определенные, специальные, правовые статусы, которые приобретаются и теряются по особым персонализированным условиям. Действие общих и специальных статусов характерно так же и для юридических лиц. Для юридических лиц действует общий порядок регистрации, ведение деятельности и несение ответственности. Специальный статус для каждой конкретной организации подразделяется по критериям: кто учредил организацию, какая форма у организации, цели деятельности по уставу, какие отдельные нормативно-правовые акты действуют на них. Но в общем и целом заключаем, что преобладающее большинство физических и юридических лиц занимает подвластное положение в административно-правовых отношениях. Остальная же часть наделена властными полномочиями, однако они лишь действуют в публичных интересах, размер полномочий ограничивается их целями и сферой деятельности. Поэтому субъектов административного права следует подразделять не только на физических и юридических лиц, индивидуальных или коллективных субъектов, но еще и на лиц, которые обладают публичными полномочиями и лиц, которые не обладают публичными полномочиями.

 

Список литературы:
1. Административное право: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, И. А. Кузьмин, В. М. Деревскова; под ред. А. В. Юрковского. – Изд. 2-е, изм. и доп. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. – 300 с.
2. Волков А.М. К вопросу о субъектах административного права // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2018. - № 1. - С. 176-185.
3. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2 Книга первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001. - 624 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. - Москва: Проспект, 2022. - 752 с.
5. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения: 23.02. 2024).
6. Конституция Российской Федерации. - Москва: АЙРИС-К65 пресс, 2021. - 96 с.
7. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 23.02.2024).
8. Волков В.Ю. Особенности административно-правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 3. – С. 304-311.
9. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/ (дата обращения: 23.02.2024).
10. Созонова О.А. Административно-правовой статус государственных учреждений: проблема и перспектива // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 337-340.