Исторический аспект обязательств вследствие причинения вреда публично-правовыми образованиями
Конференция: LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Исторический аспект обязательств вследствие причинения вреда публично-правовыми образованиями
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты становления института обязательств вследствие причинения вреда в истории России.
Ключевые слова: возмещение вреда, Соборное Уложение, вред, обязательство, Свод законов Российской империи, Гражданский кодекс, законодательство
Изучению истории становления института возмещения вреда в России посвящено достаточно много научных работ.
Однако, учитывая, что в нормы современного законодательства, регулирующие эти правоотношения, постоянно вносятся изменения, актуальность изучения памятников отечественного права не угасает.
Становление института возмещения вреда в нашей стране берет свое начало с Древнерусского государства.
Возмещение ущерба относилось к уголовному праву и применялось как уголовное наказание. Основным принципом исполнения обязательств до XVII в. являлся принцип сословных привилегий.
Стоит отметить, что уже Соборное Уложение 1649 г[1] содержит попытки законодателя установить юридическое равенство сторон в гражданских обязательствах. Именно с этого момента начинается развитие, пусть и медленное, обязательств публично-правовых образований по возмещению вреда.
С развитием правоотношений и законодательства, субсидиарные принципы постепенно вытеснялись сословными.
Опека одного сословия над другим заменяется опекой со стороны государства.
В соответствии с законодательством XIX века, любой имущественный ущерб и причиненные кому-либо вред и убытки влекли за собой обязанность возмещения. В то же время потерпевшая сторона получала право требовать вознаграждения (статья 574 Свод законов Российской Империи [2]).
Основание возникновения ответственности за совершенное правонарушение было связано, прежде всего, с наличием вины. Виновный в совершении умышленного или неумышленного преступления и проступка обязан был возместить причиненные им вред и убытки.
Однако вред и убытки, возникшие в результате неосторожного деяния, вознаграждению не подлежали. Гражданское законодательство предусматривало правонарушения против жизни и здоровья потерпевшего: виновное лицо должно было возвратить издержки на лечение и похороны, если наступила смерть (статьи 658 и 660 Свода).
В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, которая защищала имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, что являлось основным признаком данной отрасли права.
В период Советского государства институт возмещения вреда развивался достаточно слабо. В судебной практике применялось только возмещение материального вреда, что, на наш взгляд, обусловлено политической ситуацией в стране и действующим режимом.
Отдельные нормы об ответственности все же существовали, но эти нормы содержались в подзаконных актах и не могли получить широкого применения.
В Гражданский Кодекс РСФСР (1922 г.) [3] была закреплена бланкетная норма, устанавливающая ответственность учреждения за неправомерные действия своего должностного лица в случаях, предусмотренных законом.
При этом требовалось подтверждение неправомерности действий актом органа судебной или административной власти.
Из вышеперечисленного, мы сделали вывод, что такой вид гражданских правоотношений как обязательства вследствие причинения вреда публично правовыми образованиями и их должностными лицами в праве нашей страны берет свое начало в Сoбoрнoм Улoжeнии 1649 гoдa, т.е. с середины XVII века.
С развитием законодательства, опека одного сословия над другим сменяется опекой со стороны государства.
В период Советского государства институт возмещения вреда развивался слабо, еще слабее ввиду политического режима развивались обязательства публично правовых образований по возмещению вреда.