Статья:

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Конференция: LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Вартанова К.Э. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(60). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(60).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Вартанова Кристина Эдувардовна
студент, Сибирский институт Международного инновационного университета, РФ, г. Красноярск

 

Высокий уровень правовой охраны государства в целом является показателем силы государственной власти, который создается благодаря совместным усилиям всего общества. Охрана законодательства и правопорядка является, по нашему мнению, важным направлением деятельности государства, так как нарушение правопорядка и законодательства могут привести к подрыву авторитета государственной власти. Статья 2 Конституции РФ гласит, что высшая ценность государства – это человек, его права и свободы, а обязанность государства – их признавать, соблюдать и защищать. На основании приведенной нормы главной целью государства является охрана и защита прав и свобод граждан.

Для достижения цели государства, представленной выше, государство использует различные средства и методы, разрабатывает концепции, а также имеет определенные функции. В нашем исследовании представлена, на наш взгляд, важная функция государства – правоохранительная. Перед тем как начать изучать значение и роль в системе государства правоохранительной функции, дадим определение термину «правоохранительная функция государства». 

В литературе по теории государства и права отсутствует единый подход к определению и пониманию содержания правоохранительной функции государства. Одни ученые выделяют правоохранительную функцию государства в качестве самостоятельной правоохранительной функции, другие относят ее к функциям государственной власти.

«Правоохранительная», если рассматривать данный термин как часть речи в русском языке, имеет смысл «охрана права» или «охрана прав» [11, с. 215]. Многие ученые в своих работах по общей теории государства и права называют правоохранительную функцию иначе, например: охрана правопорядка; обеспечение общественного порядка; обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима органов государственной власти; установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан; обеспечение прав и свобод граждан, законности и правопорядка; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка; охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка. Представленные названия имеют толкование правоохранительной функции.

В соответствии с Конституцией РФ можно сделать вывод, что правоохранительная функция государства является самой важной и главной функцией государства, так как именно она позволит стабилизировать спокойствие, сохранить, обеспечить выживание и развитие не только народа, но и системы государства в целом. Однако не все ученые согласны с нашей точкой зрения, многие ученые правоохранительную функцию государства не относят к самостоятельному виду функции государства, и каждый ученый имеет свой взгляд на термин «правоохранительная функция государства».

В юриспруденции отсутствует единое понимание термина «правоохранительная функция государства». Некоторые ученые пишут, что правоохранительная функция государства – это деятельность государства, которая направлена для осуществления законодательных предписаний обществом [8, с. 110]. Другие же определяют правоохранительную функцию государства как деятельность государства, которая направлена для обеспечения выполнения своих предписаний всеми гражданами, государственными органами, обеспечение общественного и правового порядка, защиты и охраны прав и свобод граждан, конституционного строя страны [7, с. 50]. Несмотря на различия, ученые имеют общий взгляд, заключающийся в том, что в основе правоохранительной функции располагается деятельность государства, которая направлена на защиту прав и свобод как отдельной личности, организации, так и в целом самого государства и общества. Они считают, что правоохранительная функция государства должна противостоять преступности, гарантировать законность и правопорядок. По мнению ученых именно законность, справедливость, правопорядок являются важными факторами, которые влияют на правоохранительную функцию государства [6, с. 48].

Как говорилось выше, по нашему мнению, правоохранительная функция государства – это самая важная функция государства, так как она обеспечивает развитие, сохранение и выживание общества и государства. Таким образом, можно согласиться с мнением Еллинеком Г.А., который определяет правоохранительную функцию как средство для достижения цели государства в обеспечении правопорядка [2, с. 201].

Черданцев А.Ф. отрицает у правоохранительной функции наличие самостоятельного характера, утверждая, что охранительный элемент имеется в различных функциях государства. Давая характеристику правоохранительной функции государства на раннем этапе его развития, ученый утверждал, что государство осуществляет «служебную функцию сторожа, охранителя сложившегося способа производства, свободной конкуренции, свободы личности, свободы договоров, свободы международной торговли…». В тоже время ученый определяет правоохранительную функцию как одну из основополагающих функций государства, которая возникает одновременно с государством, так как порядок в обществе является главным условием для существования и развития общества и государства [12, с. 248]. Таким образом, мы считаем, что автор противоречит сам себе, если правоохранительная функция является одной из основополагающих функций государства, она не может быть не самостоятельной функцией, так как именно правоохранительная функция появляется одновременно с государством.   

Алексеев С.С. в учебнике по теории государства и права, также выделял правоохранительную функцию государства в качестве самостоятельной [10, с. 310].

А вот Ромашов Р.А. не выделяет правоохранительную функции среди функций государства. Ученый заявляет, что правоохранительная деятельность является юридической формой, которая осуществляет государственные функции [9, с. 94]. Получается, что ученый выделяет правоохранительную деятельность как юридическую форму, но правоохранительную функцию нет, мы не согласны с утверждением автора, так как считаем, что правоохранительная деятельность тесно взаимосвязана с правоохранительной функцией, а точнее является ее составляющей.

Жуков В.Н. выделяет правоохранительную функцию государства, как самостоятельную функцию, и определяет правоохранительную функцию как одну из важных функций государства, которая включает  охрану права и правового порядка. Ученый утверждает, что право – это законодательство, средство которое необходимо для проведения государственной политики, так как нарушение законов и правопорядка приведет к подрыву государственной власти. Автор считает, что наиболее важное в правоохранительной функции государства – это защита собственности и прав граждан и корпораций [3, с. 67]. Стоит согласиться с мнением Жукова В.Н. в части определения правоохранительной функции государства. Правоохранительная функция государства действительно одна из важнейших функций государства, включающая в себя охрану права и правопорядка, но хотелось бы добавить, что правоохранительная функция включает в себя не только правопорядок и защиту собственности и прав граждан, а также защиту интересов, свобод всего общества в целом, каждого гражданина по отдельности. 

Ученые, которые признают правоохранительную функцию государства как самостоятельную, определяют содержание функции по-разному, но обязательно к содержанию правоохранительной функции государства они относят обеспечение правопорядка, соблюдение законности, борьбу с преступностью и правонарушениями, соблюдение и обеспечение прав и свобод граждан.

Как было изучено выше, не все ученые выделяют правоохранительную функцию государства, часть ученых относят эту функцию к функциям не государства, а государственной власти.

Болотина Е.В. выделяет функции государства, государственной власти и государственных органов, которые рассматриваются как общие (функции государства), особенные (функции государственной власти) и частные (функции государственных органов). Функции государства – это основные и важные функции государственной деятельности, которые предназначены для осуществления стратегических целей и задач, возникающих перед государством в определенный исторический момент. Функции государственной власти и государственных органов являются производными, которые включают в себя узкие и конкретные направления государственной деятельности, в рамках этих направлений решаются задачи тактического характера. Болотина Е.В. правоохранительную функцию относит к функциям государственной власти [1, с. 54]. Правоохранительную функцию государства было бы верным отнести в функции государства, так как в соответствии со статьей 3 Конституцией РФ народ является единственным источником власти, и данный источник власти необходимо охранять.

С нашей точки зрения стратегические цели и задачи государства должны строиться в соответствии с требованием народа, который постоянно необходимо охранять. Правоохранительная функция государства осуществляет стратегические цели и задачи государства, что актуально для того чтобы построить правовое государство.      

Зубов И.Н. пишет: «Отрицание правоохранительной функции как функции государства... является следствием теоретических представлений о существовании жесткого разделения функций государства на материальные или основные, направления деятельности государства и формальные, т.е. функции определенных групп органов. Специализация деятельности государственных органов при реализации тех или иных функций – это объективное следствие «разделения труда в государственном управлении». Однако есть функции, реализация которых не может быть обеспечена усилиями только одной из ветвей государственной власти или одного органа государственного управления». К числу таких функций Зубов И.Н. относит правоохранительную функцию [4, с. 301], и мы полностью его поддерживаем.

Нередко в литературе по юриспруденции можно встретить следующее определение правоохранительной функции государства: правоохранительная функция государства – это деятельность правоохранительных органов для обеспечения законности и правопорядка, включая охрану прав и свобод граждан . Такое значение правоохранительной функции государства, на наш взгляд, более подходящее, так как включает в себя охрану прав и свобод граждан, законность, правопорядок и правоохранительные органы.

Как говорилось выше, правоохранительная функция появляется одновременно с государством, и функционирует на всем протяжении его существования. Правоохранительная функция осуществляется как внутри государства, так и на международном уровне (сотрудничество правоохранительных органов с органами других государств для борьбы с международной преступностью, оказания международной помощи).

Изучение правоохранительной функции государства позволит выявить место и роль самого государства в сфере обеспечения безопасности прав и свобод граждан и общества.

Академик Кудрявцев В.Н., считает, что к правоохранительной функции необходимо относить выявление правонарушений, их пресечение, расследование, вынесение решения о наказании правонарушителей, исполнение решения и предупреждение правонарушений, и мы не можем не согласиться с ученым [5, с. 28].

Таким образом, изучив понятие и значение правоохранительной функции государства, можно увидеть, что каждый ученый имеет свое мнение и свою точку зрения по данной теме. Часть ученых выделяют правоохранительную функцию в самостоятельную функцию государства, часть же наоборот, утверждает, что данная функция не является самостоятельной, а входит в другие основные функции государства. Нельзя говорить, что кто-то из ученых прав, а кто-то нет, каждый имеет свое мнение. Для нас правоохранительная функция является самостоятельной функцией государства, которая возникает одновременно с государством, и необходима на каждом этапе развития государства.

Правоохранительная функция государства реализуется в системе, когда совокупность субъектов и их деятельность, осуществляется на условиях определенных принципов, применяются необходимые методы, средства, формы.

На основании изученных мнений ученых, можем выделить ряд признаков, характеризующие правоохранительную функцию государства. Правоохранительная функция государства:

- позволяет стабилизировать спокойствие, обеспечить выживание, развитие народа и системы государства в целом;

- является средством для достижения главной цели государства – обеспечение правопорядка;

- правоохранительная деятельность является частью правоохранительной функции государства;

- является самостоятельной функцией государства;

- является как внутренней функцией, так и внешней;

- должна охранять граждан, которые активно участвуют в реализации своих законных прав и свобод;

- должна охранять и удовлетворять интересы коллективов, организаций, народов, наций, общества.

Правоохранительная функция государства, в нашем понимании, является самостоятельной функцией государства, которая появляется одновременно с государством, и необходима на каждом этапе его развития, предназначенная охранять и защищать права и свободы граждан, общества.

 

Список литературы:
1. Болотина Е.В. Правоохранительная функция государственной власти (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. – СПб., 2014. – 159 с.
2. Еллинек Г.А. Право современного государства. Общее учение о государстве. Том 1 / Г.А. Еллинек. – СПб., 2017. – 627 с.
3. Жуков В.Н. Функции государства / В.Н. Жуков. – М.: Норма, 2017. – 152 с.
4. Зубов И.Н. Государственно-правовые и организационные проблемы функционирования и развития системы МВД России: дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. – СПб, 2014. – 425 с.
5. Каск Л.И. Функции и структура государства / Отв. ред. Д.А. Керимов. – СПб., 2019. – 65 с.
6. Лукичев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебно-методический комплекс / Ю.А. Лукичев, С.А. Вахмистрова. – М.: Издательство Герда, 2018. – 480 с.
7. Малько А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько, Н.И. Матузов. – М.: Юристъ, 2018. – 510 с.
8. Мелехин А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2018. – 607 с.
9. Ромашов Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. – СПб.: Питер, 2019. – 256 с.
10. Теория государства и права: учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: Юридическая литература, 2015. – 480 с.
11. Харченко О.В. Правоохранительная функция как перманентная функция государства / О.В. Харченко // Право. – 2019. – № 3. – С. 215-222
12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 2018. – 422 с.