РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Конференция: CLXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Проблема защиты законных прав и интересов педагогических работников в современном мире стала актуальной, поэтому руководство образовательными организациями ставит приоритетной задачей закрепление прав и законных интересов педагогических работников документально на локальном уровне. Особое значение данной проблемы состоит еще и в том, что самим педагогическим работникам важно знать и понимать какие права и обязанности за ними закрепляются при устройстве на работу, какие поощрения за успехи в работе к ним применяются, на какие меры социальной поддержки и гарантии он может рассчитывать. Актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что правовой статус педагогических работников можно проследить не только в законодательстве об образовании, но и в большинстве случаев в локальных актах самих организаций, которые регулируют отдельные аспекты реализации прав, обязанностей, ответственности, гарантий, компенсаций и т.д.
Под правовым статусом педагогического работника согласно п.1 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [1] (далее ФЗ №273-ФЗ) понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [1]. Здесь необходимо также обратить внимание на сущность и содержание данных прав, так как они обусловлены непосредственно природой педагогической деятельности, установками общества, а равным образом и государства в целом. Необходимо также отметить и то, что под педагогическими работниками, согласно статье 2 вышеупомянутого закона, понимается физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности [1]. А под образовательной организацией, согласно этой же статье, подразумевается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В виду того, что ФЗ №273-ФЗ подвергался некоторым изменениям, изменились и содержания определенных статей. Так, например, согласно ст.25 данного закона, требования к уставу образовательной организации несколько изменились, поэтому мы видим, что согласно п.п.4 п.2, а также п.3 образовательная организация не только отражает структуру и органы управления в уставе, но и обязана создать условия для ознакомления с ним [1], что позволяет нам рассматривать данный источник как один из механизмов осуществления правозащитной деятельности. Опираясь на ст.28 к одной из компетенций образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов [1]. Так, мы видим, что образовательная организация вправе издавать локальные акты, непротиворечащие закону, которые в свою очередь будут выступать механизмом правозащитной деятельности педагогических работников.
Остановим свое внимание на некоторых локальных актах образовательных организаций, а именно Устав Омского государственного университета путей сообщения [2] (далее ОмГУПС), Коллективный договор ОмГУПС[3], Правила внутреннего трудового распорядка в ОмГУПС [4], Устав Гимназии №19 [5], Коллективный договор Гимназии №19[6], Правила внутреннего трудового распорядка Гимназии №19 [7], Устав БДОУ города Омска «Детский сад №20» [8] (далее Детский сад №20), Коллективный договор Детского сада №20[9], Правила внутреннего трудового распорядка Детского сада №20 [10] и сделаем вывод о сходстве или же расхождении положений локальных актов с ФЗ №273-ФЗ, а также достаточности или их ограниченности в регулировании и организации правозащитной деятельности педагогических работников.
Рассматривая Устав ОмГУПСа в пункте 6 «Обучающиеся и работники университета», подпункте 6.17 к педагогическим работникам относятся весь профессорско-преподавательский состав, и другие работники, относящиеся к педагогическим работникам [2, с.35]. Также в этом пункте в подпункте 6.20 приведен широкий спектр педагогических прав как личных: «свобода преподавания, свобода выражения своего мнения» [2, с.35], «защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников» [2, с.36], профессиональных: «разработка и применение авторских программ», «выбор учебников, пособий и материалов» [2, с.36], культурных: «осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности», «бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами»[2, с.36] и так далее. Данные права полностью соответствуют перечню прав педагогических работников, представленных в статье 47 ФЗ №273-ФЗ, только здесь они более конкретные, детализированные. Также стоит отметить, что в пункте 5 «Управление университетом», подпункте 5.16 определяются полномочия Ректора данной образовательной организации, к которым относится «утверждает штатное расписание Университета, осуществляет прием и увольнение работников, заключает с ними трудовые договоры в результате выборов на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности и в других случаях, предусмотренных законодательством, изменяет, дополняет и расторгает трудовые договоры с работниками, определяет их права, обязанности и ответственность» [2, с.26], а также он определяет круг полномочий, обязанностей и ответственность, как руководителей подразделений Университета, так и остальных педагогических работников. В дополнение к этому, он «решает вопросы поощрения и премирования работников Университета… в соответствии с законодательством Российской Федерации» [2, с.26]. Необходимо так же отметить, что именно ректор в данной образовательной организации [2, с.26] «утверждает правила внутреннего трудового распорядка, принятые в установленном порядке» [2, с.26]. Исходя из всего вышеперечисленного мы видим, что за регламентацию прав, их закрепление, а также защиту несет персональную ответственность Ректор образовательной организации.
Переходя к Уставу Гимназии №19 в пункте 8 «Общие права и обязанности работников Университета» в подпункте 8.3 к педагогическим работникам относятся лица «имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам»[5, с.20]. Так, мы видим условия, которыми должен обладать педагогический работник и при этом он должен «не иметь ограничений к трудовой деятельности с сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетнего» [5, с.20]. Права работников отражены в подпункте 8 данного пункта и полностью соответствуют статье 21 Трудового Кодекса Российской Федерации [11] (далее ТК РФ). Так, к правам педагогического работника, равным образом, как и любого работника данной образовательной организации, относится «право на работу, отвечающую уровню их образования и (или) квалификации», «охрану труда», «оплату труда, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда» [5, с.20] и так далее, что полностью соответствует правам, перечисленным в статье 21 ТК РФ, только здесь они более конкретные, детализированные. Опираясь на пункт 7 устава «Управление Учреждением» в подпункте 7.5 в обязанности директора также входит «реализация прав и обязанностей работодателя по отношению к работникам Учреждения, утверждение правил внутреннего трудового распорядка», что также свидетельствует об ответственности работодателя в лице директора за обеспечение правозащитной деятельности в отношении педагогических работников.
В Уставе Детского сада №20, пункт 6 «Управление Учреждением», в подпункте 6.17 к педагогической деятельности относятся лица, «имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование на основании личного заявления и медицинской справки» [8, с.26] – данное определение соответствует определению педагогического работника, данному в Уставе Гимназии №19. В пункте 7 «Участники образовательного права», подпункте 7.4 перечислены права педагогического работника, которые наполовину соотносятся со статьей 47 ФЗ №273-ФЗ, а наполовину соотносятся с правами, перечисленными в статье 21 ТК РФ. В пункте 6 «Управление Учреждением», подпункте 6.3 отмечено, что «Учреждение возглавляет руководитель Учреждения» [8, с.21], который, согласно подпункту 6.5 «реализует права и обязанности работодателя по отношению к работникам Учреждения» [8, с.21], что очень схоже с выше представленными обязанностями руководителей других образовательных организаций, что также демонстрирует обязанность образовательной организации обеспечивать защиту прав и интересов педагогических работников.
Переходя к следующему локальному акту – коллективному договору, остановимся для начала на коллективном договоре ОмГУПС. Он закрепляет нормы, посвященные «регулированию трудовых отношений работника и работодателя посредством заключения трудового договора, строящегося на принципах ТК РФ» [3, с.7]. Также, он закрепляет порядок оплаты и нормы труда, при которых работодатель гарантирует оплату труда в соответствие с законодательством, а «верхний предел учебной нагрузки, определяемый о должностям профессорско-преподавательского состава, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году на ставку заработной платы» [3, с.9], тем самым преподаватель гарантирует ограничение количества рабочего времени на полную ставку преподавания. Помимо этого, данный локальный акт фиксирует рабочее время и время отдыха, которое регулируется в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства, составляющее не более 36 часов в неделю на одну полную ставку, однако здесь предусмотрен и удлиненный рабочий день в соответствии с характером работы, а также, согласно ст.99 ТК РФ данный коллективный договор позволяет привлекать работников к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени за отдельную плату. В добавлении к этой норме, коллективный договор устанавливает положение, согласно которому педагогический работник в праве выполнять в свободное от основной работы время другую оплачиваемую работу, а также совмещать профессии или же должности внутри организации, опираясь также на статьи 60.1 и 60.2 ТК РФ. Также, данный коллективный договор закрепляет в себе положение, по которому работодатель берет на себя ответственность за «обеспечение безопасных условий труда работников» [3, с.17] и организует социальные гарантии, компенсации и льготы педагогическим работникам. Можно констатировать, что данный локальный акт соответствует положениям статей ФЗ №273-ФЗ, а также регламентирует обязательства, закрепленные в ТК РФ.
Рассматривая коллективный договор Гимназии №19, мы видим фиксированное рабочее время и время отдыха, а именно шестидневную неделю, а также сверхурочные работы в соответствии с ТК РФ. В дополнение к этому, данный локальный акт фиксирует положение об оплате и нормированном труде, регламентируя, что заработная плата складывается из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. В нем работодатель также берет на себя обязательства обеспечивать «право работника на здоровье и безопасные условия труда» [6, с.9], внедрение современных средств безопасности труда, согласно положением статьи 219 ТК РФ. В отличие от предыдущего коллективного договора, здесь вводятся положения о гарантиях профсоюзной деятельности, которая в свою очередь «осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права» [6, с.10], в соответствии со статьей 370 ТК РФ. Так, мы видим, что данный коллективный договор отражает в себе различные положения ТК РФ и регламентирует обязательства, закрепленные в ФЗ №273-ФЗ.
Оценивая коллективный договор Детского сада №20, можем заметить, что он также как и предыдущий договор регламентирует деятельность профсоюзного органа, который «обязуется сохранять социальную стабильность в трудовом коллективе и строить взаимоотношения с работодателем на принципах социального партнерства» [9, с.4]. Также, обеспечивает реализацию мер, направленных на обеспечение занятости работников, в которые помимо штатного расписания входит еще и аттестация педагогических работников. Фиксирует продолжительность рабочего времени, которое не превышает 40 часов в неделю и времени отдыха, в которое входит «перерыв и питание продолжительностью не менее 30 минут и не более 2-х часов, которые в рабочее время не включаются» [9, с.7]. Оплата труда исчисляется в соответствии с трудовым законодательством и включает в себя ставки ЗП, оклады, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу во вредных и тяжелых условиях труда или условиях, отклоняющихся от нормальных. Работодатель также оставляет за собой обязанность обеспечить достойные условия труда, функционирование системы управления охраной труда. Представленный локальный акт также отражает в себе нормы трудового и образовательного законодательства.
Останавливаясь на правилах трудового распорядка ОмГУПСа, можно зафиксировать ранее анализируемые права педагогических работников, зафиксированные в Коллективном договоре, обязательные к исполнению работодателем, а именно «право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и условиям коллективного договора; на отдых, обеспечиваемый установленной продолжительностью рабочего времени; на ежегодный оплачиваемый отпуск; на расторжение трудового договора; иные права в соответствии с положениями ТК РФ, Уставом Университета, иных нормативно-правовых актов РФ и локальных актов Университета»[4, с.9].
Правила трудового распорядка для работников Гимназии №19 аналогичным образом регламентируют в себе положения, ранее обозначенные в коллективном договоре, и определяют основные моменты организации трудовой и производственной дисциплины.
Данная форма локального акта в Детском саду №20 представляет собой, по существу, те же положения, которые зафиксированы в коллективном договоре. Так, правила внутреннего распорядка представляют собой порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений.
Результаты авторского анализа представленных Уставов и других локальных актов организаций высшего, основного общего и дошкольного образования свидетельствуют об актуальности использования данных актов в защите прав и интересов педагогических работников. В дополнение к этому, данные локальные акты предоставляют возможность, ссылаясь на их содержание разрешить ту или иную коллизию, при условии, если они касаются непосредственно прямых обязанностей педагогических работников, или же их прав и законных интересов, так как перед тем, как устроиться на работу, каждый сотрудник обязан ознакомиться с этими тремя актами и закрепить свое согласие с их положениями своей подписью.
Значение Уставов, коллективных договоров и Правил внутреннего трудового распорядка дают потенциальную возможность определить роль образовательной организации в защите прав и законных интересов педагогических работников, а также установить конкретные обязанности и права сторон-участников этих отношений.
Таким образом, проанализировав Уставы, Коллективные договоры и Правила внутреннего трудового распорядка работников образовательных организаций, можно сделать вывод, что, каждый из представленных локальных актов уникален, не смотря на видимую схожесть их положений, что предопределяется особенностью уровня программ, реализуемых образовательной организации. Представленные акты, безусловно направлены на формирование и развитие правозащитных направлений деятельности в образовательной организации. Однако стоит отметить, что представленные уставы и локальные акты нуждаются в совершенствовании они не в полной мере обеспечивают защиту прав и законных интересов педагогических работников, что в свою очередь создает условия для неэффективной реализации образовательной организацией своих задач как субъекта правозащитной деятельности.